«Спросите медсестру» — история про врачей, и для того, чтобы она получилась достоверной, съемочной группе не раз пришлось побывать в больнице МЧС. «При мне вытаскивали мотоциклиста после аварии, практически полностью переломанного, — вспоминает режиссер Дмитрий Петрунь. — Его привезли на вертолете на крышу больницы, спустили на лифте с верхнего этажа, и тут же при нас началось его спасение. Я лично наблюдал, как работают реаниматологи — все было четко, ритмично — без мелодрам. И спасли».
Главная героиня — Валерия (актриса Елена Панова) — талантливый врач-реаниматолог. Работа в престижной столичной клинике, планы дочери на поступление в ВУЗ, роман с главврачом — все это рушится, когда Валерия, спасая девочку-наркоманку от передоза, идет на крайние меры и терпит неудачу.
Елена Руфанова блестяще исполнила роль старшей медсестры отделения. Накануне премьеры актриса рассказала «СтарХиту» о съемках и работе врачей.
Как думаете, вы могли бы стать врачом?
Когда у меня спрашивают, какую профессию я бы выбрала, если бы не стала актрисой, всегда говорю: профессию врача. И раз уж я им не стала, так хочется его сыграть! В нескольких фильмах у меня были работы, связанные с медициной: психолог, операционная медсестра, в этой картине — старшая медсестра. Но врача пока я не сыграла. Это очень благородная профессия, и такая нужная! Мы все настолько беззащитны перед бедой, так теряемся перед болезнью или травмой, когда нам плохо. И если рядом есть человек, которому ты доверяешь себя, если есть хороший врач, то лично у меня возникает ощущение, что я просто маленькая девочка, которой нужна помощь взрослого.
Вы обращали внимание на особенности работы медсестер, их жесты?
Такова актерская профессия: когда мы учимся в институте, у нас на первом курсе ненавистное упражнение — наблюдение. Студентов приучают быть внимательным к жизни, и это входит в привычку. Вы все время работаете, как сканер: считываете, анализируете человека — глаза, одежду, волосы, мимику, походку. Это наблюдение нужно для профессии. И когда попадаете в медицинский кабинет, где вам делают прививку, или вам или вашему родственнику ставят капельницу, вы обращаете внимание, запоминаете, как это делается. Благодаря этому, когда моя мама лежала в больнице, я знала, например, как перекрыть капельницу. Могла помочь и медсестре, и маминой соседке по палате. Мне очень это нравилось. Мне кажется, у каждой женщины есть хотя бы минимальный медицинский опыт, особенно если у нее выросли дети. Многие и уколы ставят, и другие вещи делают. Я не исключение, и очень рада, что эти навыки пригодились и в профессии.
На съемках вам помогали консультанты?
Была врач-реаниматолог. Она присутствовала, когда мы снимали реанимационные действия и на всех сценах, связанных с медицинским оборудованием. Да, поставить капельницу, перекрыть ее, набрать лекарство — это просто. А для эпизода с переливанием крови нас уже консультировали. Задачи были непростые, но интересные! Очень тяжело снималась сцена, когда Иван Карлович Мяки (актер Валерий Кухарешин — прим. «СтарХита») делает коникотомию — это рассечение гортани. Как дотошно Валера работал: «Нет, подождите! Нет, не снимаем! Объясните мне, что я должен делать и для чего». Это здорово! То, что делал Валерий — почти операция, причем ее надо было делать быстро и так, чтобы было похоже на работу настоящего хирурга.
Ваша героиня Галина Петровна — и мать с огромным сердцем, и человек, готовый на решительные и неоднозначные поступки, за которые, возможно, придется поплатиться...
В фильме нет такого: это хорошие, а это плохие. Просто есть ситуации, в которые попадают люди. Им нужно быстро принимать решения, а как поступить правильно и чем обернется тот или иной поступок, они не знают. Это люди, просто люди. Да, они не всегда ведут себя безупречно, но какая в них человечность! Как они кидаются спасать других людей! Судьба Галины — это собирательная история женщин, живущих вместе с нами сегодня в том или ином месте. Мне по работе приходится покидать свой любимый город. Отъезжаешь подальше от Москвы и Петербурга — и видишь, что людям непросто живется, особенно женщинам, особенно когда нужно поднять детей, когда беспокоишься о том, встанет твой сын на ноги или не встанет, будет он успешным или не будет. Галина Петровна же все делает, чтобы у сына все было хорошо. Работает, выкручивается... И если говорить о морали, о том, что она делает незаконно, то человеку свойственно ошибаться. Убеждения это или где-то она в своих принципах подвинулась? Я не думаю, что она нарушает закон от хорошей жизни. Когда работаю над ролью, не могу осуждать свою героиню, потому что у каждого поступка есть своя причина, а у каждого человека — своя жизнь, которую он проживает. Да и кто мне дал право судить...
Фото: пресс-служба