Его называли «отцом русского регги», хиты, написанные музыкантом, до сих пор поет вся страна. Легендарные «Букет», «Аэропорт» и сотни других… Сердце Александра Барыкина остановилось 26 марта 2011 года во время гастролей в Оренбурге: певцу стало плохо во время концерта, он скончался в реанимации после повторного инсульта.
Родные артиста бережно хранят память о нем — сын Георгий занимается перевыпуском дискографии, думает о проведении большого концерта к 70-летию отца. Признается, что часто вспоминает о папе: еще бы, ведь он находился с ним бок о бок с трех лет.
«Знаете, когда мне его особенно не хватало? Когда я в больницу попал. Вызвал скорую, которая сгрузила меня в подмосковную поликлинику с прогнившим полом, плесенью на стенах. Лежал тогда и думал: эх, был бы отец жив, точно бы договорился, чтоб меня отправили в другое место, поприличней, — с грустной улыбкой рассказывает «СтарХиту» Барыкин-младший. — Это, конечно, шутка, но, действительно, так ведь и было бы».
Георгий впервые появился с отцом на телевидении в 1986 году в программе «Вокруг смеха», с 1991 года они вместе гастролировали. Сначала у молодого человека была своя группа, но времена были тяжелые — Александр не мог содержать сразу два коллектива. Как гитарист группы «Карнавал» сын концертировал с ним до самой смерти: буквально за три недели до страшного дня они выступали в Набережных Челнах, а 10 марта 2011-го записывались на студии. Барыкин-младший хранит гитары и другие инструменты родителя, пластинки, диски.
«Я не сентиментальный человек, да больше мне ничего и не досталось, — продолжает наследник артиста. — Как в сказке «Кот в сапогах» — ни известности, ни домика, ни «запорожца»… Но главное не это. Главное — у меня остался опыт, который я получил, выступая с папой, это гораздо важнее денег и иных благ. Даже когда папа собирал стадионы, мы не жили особо богато. У отца перед смертью даже машины не было, он продал ее после того как организовал концерт и попал в долги. Ушел как настоящий рокер — без всего. Потом по телевидению показывали какие-то якобы его особняки — но это все враки, чужие коттеджи».
Дом, в котором Александр Александрович провел последние годы жизни, он завещал дочери Кире. Постоянно там никто не обитает, изредка на этой своеобразной даче бывает мама певца Александра Георгиевна. 1 марта ей исполнилось 93 года.
«Бабушка живет с сестрой, по хозяйству помогает няня, они последнее время, правда, часто меняются, — говорит Георгий. — Чувствует себя относительно нормально. Понятно, что со здоровьем уже проблемы, возрастное. С ногами давно беда — передвигается в инвалидном кресле. Ни в чем не нуждается, мы всем помогаем. Часто Василий, брат отца, заезжает проведать. Я бываю раз в месяц, иногда чаще. Бабуля очень скромная, никогда ничего не просит. Я ей говорю, мол, давай хоть шоколадку тебе куплю, а она: «Да какую шоколадку, я что, ребенок?» Конечно, никто не заменит ей сына, по всей квартире его фотографии. Как-то, слышал, рассказывала при мне историю, как когда-то Юрий Гагарин приехал в город Люберцы, пришел в школу и из всей толпы выделил Сашеньку, поднял на руки и сказал, что мальчик станет звездой. Гагарин, кстати, действительно приезжал, так что, может, это и близко к правде».
Александра Георгиевна сыграла огромную роль в становлении Барыкина как музыканта. Часто вспоминает, как купила ему первую гитару, что в те времена было тяжело — инструменты стоили дорого. Часто брала юного Сашу в театр, старалась наполнить, всесторонне развить, дала ему культурную базу, хоть сама всю жизнь трудилась простым инженером.
«По-прежнему у бабушки живет маленький попугайчик, с которым она иногда разговаривает как с сыном, — делится Георгий. — Очень скучает, молится за его душу. Говорит, что меня тоже упоминает в своих молитвах, чтобы дела шли хорошо. Мы с ней на самом деле сблизились в последние несколько лет. Она аккумулирует вокруг себя столько энергии, такой наш семейный талисман».
Изредка навещает старушку и последняя жена Барыкина Нелли с его младшей дочкой Евгенией. Девочка учится в школе, но пока не проявляет интереса к музыке, но близкие считают, что таланты у нее еще откроются.
Единственная, кто последние годы не поддерживает общение с Александрой Георгиевной — 29-летняя Кира Барыкина. Девушка тоже не пошла по стопам отца, работает в Институте Управления, семьей пока не обзавелась. Сторонится она и журналистов, не дала за все годы ни одного комментария: при попытке пообщаться отвечает, мол, «вы ошиблись» и отправляет в блок. Конфликт с бабушкой произошел именно на этой почве, Кире не понравилось что-то сказанное той в интервью.
«Я в эту ситуацию не лезу, люди взрослые, надеюсь, разберутся, — говорит Георгий Барыкин. — Сам, в свою очередь, со всеми стараюсь поддерживать дружеские отношения, жизнь не такая длинная, чтобы тратить ее на ссоры. Да они в принципе и не ссорились, просто так получилось. Стараюсь всех объединить сейчас тем, чтобы бороться за права на наследие нашего отца. У нас идут тяжбы с разными звукозаписывающими компаниями, которые нелегально выложили в Интернет 60 его альбомов и начали ими торговать. Так как организации эти располагаются в США, то предложили судиться на их территории. Но мы смогли через Мосгорсуд и Роскомнадзор удалить из Сети фейковую дискографию».
Права на все композиции, созданные Александром Александровичем, принадлежат пяти его наследникам — троим детям, матери и вдове. Правда, долгое время из-за «пиратов» они почти ничего не получали. Да и сейчас авторские копеечные. «Кире за последние четыре месяца пришло 1400 рублей, — признается Барыкин-младший. — Вот решили разобраться — подписали договор с издательством, они отстаивают наши права».
После смерти музыканта объявлялся и еще один его «родственник» — внебрачный сын Тимур, якобы появившийся на свет в результате связи с певицей Раисой Саед-Шах. «Точка по данному вопросу была поставлена Таганским судом еще в 91 году, — объясняет Георгий. — Не было доказано родство. Мы никогда не общались, виделись разве что на похоронах. Отец сам никогда его не признавал, поэтому я здесь спорить не буду. Все, что происходило на ток-шоу — просто попытки привлечь внимание».
На вопрос, чем Барыкин-младший хотел бы сейчас поделиться со знаменитым родителем, тот, не задумываясь, отвечает: «К примеру, тем, что недавно закончил альбом realX,который папа не успел выпустить при жизни. Связался со многими известными музыкантами, они с удовольствием сыграли партии. Отец-то планировал записать пластинку особо не заморачиваясь, втроем, так что я сделал даже больше, чем он планировал, привлек все возможные силы».
Сегодня сын артиста планирует навестить его могилу на Троекуровском кладбище. Когда-то организовать похороны и поставить красивый памятник музыканту помогла сама Алла Пугачева.
«Мама с сестрой уже были, убрались там перед годовщиной, — говорит Георгий. — К отцу много людей со всей страны приезжают, иногда лишние предметы появляются, но всем же не объяснить. Люди начинают фотографии какие-то оставлять, вещи, статуэтки, что-то пытаются сажать, приходится выкорчевывать. Ничего страшного, этого не избежать. Несут цветы, помнят... Мне же папа часто снится — как будто мы снова играем концерты, репетируем. Хорошее было время. Он внес большую лепту в историю российской музыки, вписал себя туда красной нитью.
Фото: Legion-Media, PhotoXPress, личный архив, архив «СтарХита», Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com, Vk.com