5 октября 2012-го в эфире Первого канала вышел «Голос», в феврале 2014-го у проекта появилось детское ответвление, ну а в 2018-м — еще и «Голос. 60+». Шоу талантов предоставляло исполнителям разных возрастов и уровней возможность показать себя миллионам зрителей и побороться за победу в конкурсе. «Слепые прослушивания» позволяли оценить вокальное мастерство участников, а не встречать их «по одежке». Вот только от рассуждений о блате на программе это не спасло ни судей, ни организаторов.
Какие конфликты возникали между членами жюри? Что стало главной трагедией российского «Голоса», и почему проект пытались закрыть политики? Обо всех резонансных историях рассказываем в честь 10-летия шоу.
Нелюбовь к Арбениной?
Людям, исполнявшим композиции «Ночных снайперов», на проекте конкретно не везло. Константин Меладзе заявил Александре Самсоновой, спевшей «Ты дарила мне розы», что трек ее буквально старит, ведь складывается ощущение, что поет зрелая женщина, у которой не сложилась личная жизнь и которая плохо выглядит.
Диана Арбенина возмутилась реакции судей, ведь за два десятилетия никому не приходило в голову ассоциировать песню с образом некрасивой стареющей дамы. Самсонову, которая «Прослушивания» так и не прошла, Арбенина позвала на свой концерт, чтобы они исполнили хит вместе на сцене «Олимпийского».
Еще одна неприятная ситуация случилась с белорусом Николаем Волеговым, спевшим «Катастрофически» в 10 сезоне проекта. «Так пишется только у «Ночных снайперов», а у нормальных авторов пишется по-другому. Ударение поэтическое должно совпадать с ударением музыкальным, а иначе получается то, что сейчас популярно, а я это терпеть не могу. А вы лучше куда-нибудь еще примените свои таланты, найдите другие песни», — совет Александра Градского не слишком задел конкурсанта, в отличие от поклонников Дианы Арбениной.
Дочь Алсу
Пожалуй, самая скандальная история произошла на шестом сезоне проекта «Голос. Дети». Микелла Абрамова с блеском прошла «Слепые прослушивания», исполнив композицию Somewhere Over the Rainbow. На этапе «Песня на вылет» наставница Микеллы Светлана Лобода отдала предпочтение Нино Чеснер и Роберту Багратяну, однако дочка Алсу попала в «Дополнительный этап».
Тут-то девочка и испытала фиаско: с учетом, что Юлия Началова умерла буквально за месяц до конкурса, исполнение Микеллой хита «Герой не моего романа» неприятно удивило зрителей. У юной артистки были благие намерения, но экспертам не понравилось, как звучал ее тембр, ну а публика не оценила ни номер, ни идею.
Тем не менее в туре Абрамова набрала почти 44 процента голосов зрителей, обойдя соперников. В финале она исполнила Love the Way You Lie Рианны и Эминема, задыхаясь на припеве, ну а «Ты здесь» Дианы Гурцкой вытянула только благодаря сильному бэку.
Казалось, лидерские позиции были утрачены, но в финале Микелла неожиданно набрала 56,5 процентов голосов, хотя явным претендентом на победу являлся Ержан Максим. Скандал приобрел огромный масштаб, ведь возмущение выразили не только сотни зрителей, но и звезды шоу-бизнеса. Первому каналу пришлось нанять стороннюю фирму для проверки результатов конкурса, и лишь первый этап аудита выявил 300 телефонов, с которых отправили 8000 смс за Абрамову.
Представители канала объявили, что дети не должны нести ответственность за поступки взрослых, а всех финалистов в итоге признали победителями шоу. Свой выигрыш Микелла пожертвовала на благотворительность, ну а ее мама, которая поначалу открещивалась от конкретики, спустя год озвучила правду.
«Признаюсь, да, я покупала голоса. В том количестве, которое приветствовалось и разрешалось правилами Первого канала. Более того, в рамках этого так называемого голосования — которое, кстати, на самом деле было аукционом — все участники всех сезонов покупали голоса. Потому что невозможно было отдать свой голос, элементарно не заплатив. Каждая смс стоила денег, и об этом постоянно говорил Нагиев: «Покупайте, покупайте, это на помощь детям». Я лично отослала 40 смс — у меня два телефона, и я строчила в паузах между съемками», — призналась Алсу на шоу «Осторожно, Собчак!»
Исполнительница «Зимнего сна» сожалела, что сама того не желая, нанесла вред наследнице. Впрочем, Микелла все равно продолжила заниматься музыкой и делала это весьма успешно: сегодня девушка — сильная вокалистка, для которой скандал на телепроекте остался в далеком прошлом.
И снова блат?
На фоне ситуации с Микеллой все причастные к «Голосу» стали напряженно относиться к детям звезд, приходящим на конкурс. Так, Дмитрий Нагиев лично высказался о проблеме, когда все члены жюри развернули кресла на выступлении дочки Трофима: мол, как теперь доказать, что Светлана Лобода, Егор Крид и Баста обратили внимание на талант девочки и не действительно не знали, чья она родственница?
Подобная история возникла и на взрослом «Голосе», в девятом сезоне шоу: в проект тогда попала дочка ведущего Первого канала Романа Будникова. Исполнив хит «Пьяное солнце», Александра прошла «Слепые прослушивания» и попала в команду Басты. Вот только тот факт, что члены жюри как-то уже очень быстро нажали на заветную кнопку, едва услышав первые строчки песни, заставил зрителей сомневаться в «чистоте» выбора.
Критиковал жюри и организаторов Стас Садальский, назвавший Сашу очередной дочкой Алсу, которую в проект протолкнули топ-менеджеры канала. Председатель «Коммунистов России» и вовсе заявил, что «Голос» пора закрыть, судей распустить и создать принципиально новое шоу талантов, где звездные родители не смогу влиять на ход конкурса.
«Честно сказать, до этого разоблачения я не знал ни о Саше, ни, да простит меня Первый канал, об ее отце. Более того, знание или незнание этой информации не изменило бы моего судейства. То, что я услышал, сидя спиной к участнику, было талантливо, качественно и профессионально. То, что я услышал, меня тронуло», — вступился Баста за 18-летнюю певицу.
У девушки имелся интересный тембр и собственный стиль, однако хейтеры все равно набросились на нее в соцсетях из-за подозрений в блате. Впрочем, на этот раз до финала конкурсантка не дошла: вылетела еще на этапе «Поединков» и не была спасена наставниками.
Откровение Сары Окс
В 2017-м выступление Сары Окс на «Слепых прослушиваниях» вырезали из эфира, так что исполнительница решила раскрыть все карты закулисья. «Ставку делала не на вокал, а на прикол и веселье. Сначала Юрий Аксюта, услышав в моем исполнении «Экспонат» группировки «Ленинград», попросил исполнить что-нибудь менее игровое, ну а дальше, когда я открыла рот, все забыли о песнях. Расспрашивали о жизни, мужчинах, карьере, шутили. Не буду лукавить: мне дали заведомо проигрышную песню», — делилась певица.
Артистка исполняла «Бриллианты» «ВИА Гры», а когда осознала, что никто не повернется, начала вставлять в песню новые слова и шутить. Наставники хохотали, зал взорвался в овациях, ну а после поворота кресел девушка спела еще и авторскую композицию. Все было неплохо, пока Дима Билан не сказал, что Сара выбрала неподходящий репертуар для конкурса. Тут-то Окс и не выдержала, ведь полагала, что жюри в курсе о том, что все решают организаторы.
«Разумеется, я на эмоциях высказала все, что думаю. Спросила, как его вообще посадили в эти кресла рядом с таким мэтром как Агутин, почему он берет бесталанных артистов, допускает тухляк, да и сам поет не особо. Конечно, все были в шоке. Несмотря на это, Дима подошел к сцене, дал мне руку и помог спуститься. Было приятно, что даже после такого скандала, многие работники и участники «Голоса» лично поблагодарили меня за честность и признались, что сами бы не осмелились сказать правду», — заключила Сара Окс в интервью «СтарХиту».
Конфликты наставников
Не секрет, что в жюри «Голоса» часто царило напряжение, ведь наставники конкурировали друг с другом в борьбе за подопечных. Споры порой возникали и по профессиональным вопросам. Так, Леонид Агутин указал конкурсантке Полине Зизак, что при исполнении хита Уитни Хьюстон у нее сбилось дыхание. Подобное подметил и Дима Билан, на что Александр Градский предложил коллегам выйти на сцену самим, попробовать спеть эту композицию и доказать, какие они вокалисты.
Агутин и Градский не разговаривали пять дней, на мировую в итоге пошел последний. Леонид же отметил, что как Уитни, не спел бы ни он, ни Высоцкий, ни Маккартни, но это не делает их плохими артистами.
Баста и Сергей Шнуров постоянно были на ножах, причем, судя по всему, неприязнь оказалась не наигранной. Они критиковали номера подопечных друг друга, каждый считал коллегу далеким от профессионализма. Как коротко выразился рэпер, Шнур не молодец, в отличие от остальных членов жюри, да и синяк под глазом (лидер «Ленинграда» где-то заработал фингал в 2018-м) заслужил.
Колкости сопровождали и разговоры Светланы Лободы с коллегами. Так, Баста шутил, что у блондинки нет сердца, ну а Егор Крид, переманивая в свою команду участницу, твердил, что певица может научить только тому, как не уважать поклонников: Лобода отметила, что сам Том Йорк не исполняет свой главный хит Creep на концертах, так как устал от него.
Вообще, претензии к Лободе имелись и у зрителей. Блондинку осуждали за чересчур откровенные наряды на детском конкурсе, манерность, вульгарные танцы на сцене. Некоторым также казалось, что судит она несправедливо и слишком много внимания уделяет внешности конкурсантов.
Самопожертвование Градского
Настоящей трагедией «Голоса» стала смерть Александра Градского, которого считали лучшим педагогом проекта. Как оказалось, композитор давно испытывал проблемы со здоровьем, однако жертвовал собой, чувствуя обязательства перед зрителями телешоу, и все равно мчался на съемки. На последние программы музыкант приезжал с врачами и буквально в лежачем положении, а часть его реплик на финальном монтаже вырезали, так как слова звучали невнятно.
«Александра Борисовича доставляли в студию на носилках, на таких, которые используют в скорых, на колесиках, — рассказывали «СтарХиту» на съемочной площадке шоу. — Это даже не инвалидная коляска, а именно носилки — он был в горизонтальном положении. Потом пересаживали в красное кресло, снимали выпуск, снова перекладывали на носилки и иногда прямо в студии начинали ставить капельницы».
Пользователи Сети бурно ругались на тему того, по какой причине Градский приезжал на площадку больным. Большинство все же сошлось на мнении, что это связано не с жаждой наживы, а с ответственностью перед подопечными и зрителями.
Сотрудники «Голоса» слышали, что после коронавируса Градский столкнулся с осложнениями, но даже не предполагали, чем это обернется. 28 ноября 2021-го мэтра не стало, и в траур погрузились все причастные к проекту люди.
Тяжело было и воспитаннику Александра Борисовича Алишеру Каримову, тем более что в финале конкурсанты должны исполнять композиции вместе с наставниками. Проблему решили оригинально и очень трогательно: старое выступление Градского транслировалось на специальном экране, так что подопечному удалось спеть с учителем. На финальных аккордах прослезился Дмитрий Нагиев, ну а зал аплодировал стоя.
Фото: Legion-Media, соцсети, пресс-служба