От комедий «Брат или брак 2» и «ТойХана» Алишер Утев неожиданно переключился на триллер о серийных убийцах «5:32», поразив в самое сердце как казахстанских, так и российских зрителей. История повествует о следователе по особо тяжким делам Шалкаре и развивается нелинейно — в разных десятилетиях: молодой и проницательный герой вместе с грубоватым напарником Думаном раскрывает самые жестокие преступления конца 80-х — начала 90-х, в то время как в настоящем мы видим стареющего алкоголика, которого давно отстранили от службы.
Из круговерти пьяных будней Шалкара выдергивает молодой сотрудник полиции: начальник попросил привезти бывшего следователя в отделение, так как, вероятно, спустя четверть века в городе объявился тот самый маньяк-подражатель, которого в прошлом не сумел поймать главный герой. Путь предстоит долгий, и по дороге персонаж Марата Амираева рассказывает юному коллеге, каких преступников они с напарником арестовывали в 90-е.
Каждый эпизод — отдельная история про орудовавших на территории Казахстана маньяков, но чем больше мы узнаем об антагонистах, тем яснее, почему Шалкар не справился с колоссальным стрессом, чувством вины и потерями, предпочтя алкогольное забытье.
Как отмечал Алишер Утев, в 90-е милиция была занята противодействием ОПГ, поэтому упустила из вида момент с серийниками. Получив подтверждение этому факту от оперативников и следователей, режиссер занялся разработкой сценария. Что в итоге получилось, и какими реальными историями вдохновлялись создатели «5:32»?
Плюсы и минусы
Перед режиссером стояло сразу несколько сложных задач: показать, как тяжела была работа милиции без современных технологий и оборудования; как оперативникам приходилось искать компромисс с начальством, бросавшим силы на другие дела и не всегда дававшим подкрепление; как бытовая неустроенность, семейные связи и традиции влияли на отношение населения к происходящему. Так, мать маньяка из восьмой серии до последнего не выдает сына, убившего десятки людей, ну а в пятом эпизоде общество заклеймило опороченную студентку, хотя именно благодаря ее показаниям удалось поймать насильника.
Ужас кроется не только в кровавых преступлениях маньяков. На фоне казахстанских степей разворачиваются картины быта бедного населения, где ничего не радует глаз. И показано это достоверно, визуальный ряд – определенно, сильная сторона сериала. Утеву удалось воссоздать атмосферу страха, причудливо контрастирующего с напрасным доверием незнакомцам – как советские дети легко шли за пообещавшим новую удочку Чикатило, так и девушки садятся в машины к таксистам-частникам или в мотоцикл теоретически немощного инвалида в «5:32».
Большинству актеров сериала хочется верить: Абильмансур Сериков и Марат Амираев достоверно показывают нам и результат огромного стресса из-за работы, и горечь потери, и неумение прощать и двигаться дальше, столь ярко продемонстрированные в финале. Маньяки действительно пугают, изображая одержимость и сумасшествие, да и начальник Шалкара ведет себя типично должности и времени. Впрочем, многие зрители сетовали на переигрывание артистов в ряде эпизодов, слабое раскрытие женских персонажей и непохожесть молодого главного героя на постаревшего.
Разумеется, в сюжете есть несостыковки, например, когда Шалкар совершает свою главную ошибку – напав на след маньяка-подражателя, он не созывает коллег оцепить район, а внезапно увольняется, потому что пообещал это беременной жене. Вызывает вопросы и мотивация основного антагониста, а также его перерыв в убийствах, растянувшийся на 25 лет – психология маньяков, увы, устроена иначе, и без видимых причин серийник не может остановиться.
Финал оставил у зрителей двоякое впечатление – с одной стороны, нам понятна задумка режиссера, с другой – мы потенциально мечтали о другой концовке. Сильно спойлерить не станем, а отметим лишь, что несмотря на все минусы, «5:32» стоит потраченного времени, если вы любите триллеры и готовы к шокирующему натурализму.
«Меня очень впечатлило то, что я прочел в вырезках и статьях о реалиях в 90-х. Особенно меня затронуло то, что к следователям, которые ловили серийных убийц, никакого должного внимания не было и нет. А, по сути, они настоящие герои того времени. Если бы не их самоотдача и профессиональные навыки, возможно, всех этих нелюдей и не поймали бы, жертв было бы больше. Я хотел, чтобы зритель узнал именно об этом и, наверное, снял «розовые очки», - отмечал Алишер Утев.
Жизнь — лучший сценарист
Изначально режиссер говорил, что маньяки из сериала действительно орудовали в Казахстане в период с 1988 по 2010 годы. Важное уточнение – некоторые убийцы точно срисованы с реальных прототипов, другие – собирательный образ с нескольких преступников. И разумеется, всегда стоит учитывать, что без художественного вымысла не обойдется.
Первый эпизод рассказывает об исчезновении девушек с пригородного вокзала, когда подозрение падает на таксистов у выхода. Вероятно, создатели «5:32» были знакомы с историей Полатбая Бердалиева и Абдусеита Орманова, которые грабили, насиловали и убивали своих пассажирок в 2011-м. Маньяки совершили семь убийств на территории Узбекистана и еще четыре — в Казахстане. Сейчас преступники отбывают пожизненные сроки.
В сериале действие переносится на два десятилетия раньше, да и маньяки ездят вовсе не на черном Mercedes, а на «Жигулях» — ВАЗ 2106. Что касается использования коллеги Шалкара как наживки, в реальности он тоже применялся, но в «5:32» градус трагизма повысили, что только добавило истории реалистичности. Кстати, отдельного внимания заслуживает этническая музыка в эпизодах, которая как нельзя лучше передает упадническое настроение героев.
Третья серия, повествующая о «стихийном» маньяке, триггером для которого послужило известие о замужестве любимой девушки, вероятно, основана на истории «Ерлана-потрошителя», пойманного в 2009-м. В эпизоде есть сцена с отрезанной женской грудью на капоте, и вышеназванный убийца действительно проехал так несколько километров.
Особенно близка к реальности четвертая серия: как и кинопрототип, одноногий пенсионер Александр Дудник из села Вишневка начал убивать девушек на заре 90-х. Преступника поймали благодаря обнаруженной у него сумке жертвы и приговорили к 20 годам заключения. Если посмотрите «5:32», увидите альтернативный режиссерский финал…
Нападавший на студенток хладнокровный маньяк из пятой серии тоже существовал на самом деле: зимой 1992 года Сергей Манжиков открыл охоту на девушек в районе Весновки. В «5:32» ключевую роль в расследовании сыграла выжившая жертва, ну а в реальности — медэкспертиза.
Художественно, но недалеко от правды
В шестом эпизоде нам показывают сложную историю, где есть как мститель, которого сложно поставить в один ряд со злодеями, несмотря на противозаконные действия, так и трое убийц-санитаров, «очищающих» город от девушек легкого поведения. Если отбросить художественный вымысел, то у медиков реальные прототипы имелись.
Сергей Копай, Михаил Вершинин и Евгений Турочкин всерьез называли себя «санитарами квартала красных фонарей». Они заманивали к себе оказывающих сексуальные услуги женщин, расчленяли их и готовили из человеческого мяса фарш. После убийства семи жертв мужчин поймали и приговорили к смертной казни, которую из-за введенного позднее моратория заменили на пожизненный срок.
Людоеды в 80-90-е встречались нередко, так что и второй, и девятый эпизоды сериала посвящены этой тематике. Но если в детективе злодеями были женщина, убивавшая алкоголиков с района, и художник, то в реальности самым известным каннибалом Казахстана стал «Железный клык» — Николай Джумагалиев, расчленявший девушек. Из мяса жертв маньяк однажды даже сделал пельмени… При этом после ареста у преступника диагностировали шизофрению, так что его отправили не в тюрьму, а в лечебницу закрытого типа.
В восьмом эпизоде мы увидели маньяка-шизофреника, которого могли вычислить гораздо раньше, если бы мать сдала его милиции, а не помогала хоронить жертв из-за страха перед сыном. Образ близок «шымкентскому Чикатило» — так прозвали Торегельды Жарамбаева, совершившего более 30 убийств на заре 90-х. Психопат каждые несколько месяцев лечился в клинике, после чего возвращался домой и выходил «на охоту». На момент преступлений Торегельды признали вменяемым, так что мужчину приговорили к расстрелу, а его родителей посадили в тюрьму за соучастие.
Помимо максимально близких к реальности, авторы проекта создали яркие собирательные образы бандитов 90-х: главарей ОПГ, с одним из которых вынужден был считаться начальник Шалкара, казахских Бонни и Клайда, убивающих попутчиков. И конечно, не обошлось без неуловимого серийника, в котором можно угадать черты как Чикатило, так и «Шапочника» Владимира Муханкина или же кровожадного Валерия Давятьярова из Алматы.
Впрочем, стоит ли гадать, на кого похож главный антагонист сериала? Ведь авторы не заставляют играть в Шерлока Холмса, почти всегда раскрывая личность преступников в начале эпизода. Зрителям остается лишь безмолвно наблюдать за следователями, надеясь, что им удастся вовремя остановить убийц и спасти жертв. И если в большинстве триллеров это кажется недостатком, то здесь — однозначно превращается в достоинство. Наш вердикт — оторваться от атмосферной картинки невозможно до самого финала.