Этот день стал траурной датой для всей страны. Тогда в крупнейшей техногенной аварии на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» пострадало 217 человек, а число погибших достигло 24. Эти цифры — не сухая статистика, а страшное горе для каждого, кто знал и любил жертв катастрофы.
Кто-то получил серьезные травмы и навсегда остался инвалидом, другие вовсе не вернулись домой живыми — люди лишились жен, отцов, братьев и друзей. Минуло 10 лет, но в сердцах родственников умерших по-прежнему царит пустота от невосполнимой утраты. В годовщину памяти «СтарХит» делится воспоминаниями сестры погибшего Алексея Марина и пострадавшего в аварии Валерия Таганова. У них совершенно разные судьбы, которые объединила одна отправная точка — трагедия в метро.
«Дочка ни разу не была у папы на ручках»
Татьяна Карпушкина потеряла в тот роковой день младшего брата. Она не сразу узнала об аварии, так как была на работе и не смотрела новости. «Он работал в частной фирме на Рябиновой улице специалистом по логистике, ехал на работу. В середине мая женился, буквально пару недель, как вернулся из отпуска с женой, и мы только узнали, что нас ждет пополнение в семье. В тот день мне позвонила его супруга ближе к обеду, очень нервничала, сказала, что не может дозвониться до Алексея», — вспоминала Татьяна.
Дальше все происходило как в кошмарном сне — в справочных службах больниц не было информации об Алексее, молчали и сотрудники станции «Парк Победы», когда родственники подъехали к метро. До последнего семья надеялась, что Марин вернулся домой, не оказавшись в числе жертв катастрофы.
«Увидели новости с первыми четырьмя фамилиями погибших, вторая была его. Поехали в морг. Начал съезжаться народ, стали вызывать на опознание. Зал только один, все ждут своей очереди, оттуда — визги, крики, под руки выносят мам и родственниц. Мужики по стенам сползают. Мы были предпоследними на этой процедуре. Потом протокол опознания, взятие проб для ДНК-экспертизы. Напряжение было такое, что просто падали. А утром на следующий день после похорон было ощущение, что звуков нет до глухоты, и пустота. Это именно то, когда говорят, что жизнь поделилась на «до» и «после». Я не понимаю, что значит примириться с потерей. Я не знаю, что это. Время не лечит, оно идет, и ты просто учишься с этим жить заново, все уже по-другому», — призналась Татьяна.
В 32 года Алексей Марин создал собственную семью, его жена носила под сердцем ребенка. Случившееся казалось жестокой несправедливостью. Что стало причиной трагедии? Неисправность вагона или механизма перевода стрелок, перепады напряжения или проседание полотна — версий было много, но результат лишь один: теперь дочка Алексея может увидеть папу только на фотографиях.
Самое тяжелое время для Татьяны — праздники, особенно, Новый год, ведь именно 31 декабря появилась на свет дочка ее брата. «Его нет рядом, подарки готовишь — минус один… Он служил в Севастополе на Черноморском флоте, каждый раз в последнее воскресенье июля — тоска жуткая: его праздник. День рождения его дочки — счастье невероятное, но как же больно», — делилась сестра Алексея.
Семья часто навещает могилу умершего родственника. И хотя жизнь продолжается, мир Татьяны изменился навсегда, ведь ничто не сможет вернуть ей близкого человека. «К нему ездим на годовщину, в день рождения и на Красную горку после Пасхи, это его дни, в остальные — по внутреннему желанию, кто как хочет. Сейчас для нас жизнь продолжается. Семья, работа, все обычно, как у всех. Как у Цоя в песне: «Муравейник живет, кто-то лапку сломал — не в счет…» — с грустью заключила сестра Алексея.
«Диагноз я не принял до сих пор»
Валерий Таганов не терял близких в той катастрофе — он сам пострадал в аварии, оказавшись в вагоне, деформированном после схождения с рельсов. Тогда уроженцу Липецкой области было 24. Инженер-программист работал в Москве и утром 15 июля как обычно отправился в офис. Все произошло внезапно: поезд затрясло, а очнулся Валерий уже в тоннеле, не чувствуя ног.
Прогнозы врачей были неутешительными, а диагноз звучал как приговор — перелом позвоночника. Поначалу Валерию было трудно воспринимать случившееся, но он не сдался и начал заниматься восстановлением здоровья. В жизни Таганова всегда был спорт: футбол, кикбоксинг. После аварии тренировок у него стало еще больше. Сейчас мужчина — победитель кубка мира по бодибилдингу и «серебряный» призер всероссийских соревнований по пауэрлифтингу. Он не только сумел научиться ходить при помощи костылей, но и создал бесплатный реабилитационный центр в Ельце для людей с серьезными травмами опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
У Валерия появилось много последователей, что неудивительно — сила духа и целеустремленность этого человека вызывает восхищение. Вместе с группой волонтеров и родителями он по кирпичикам создает место, в котором не нужно платить за помощь в реабилитации. Деньги на строительство Таганову помогли собрать благотворительные фонды, но и всю свою пенсию он также вкладывает в проект.
«Когда я поездил по центрам, то увидел, что очень многие парни и девушки могут восстановиться, но денег у них нет, это стоит в среднем полмиллиона. Поэтому у меня и родилась идея создать бесплатный реабилитационный центр. Еще не все готово. Пока нет гостиницы, людям негде жить, чтобы постоянно тренироваться на территории. Я предложил им хостел, также снимают квартиры, дома. Сейчас построен тренажерный зал, бассейн, комната отдыха, кухня. Проложили дорожки для колясок», — рассказывал Валерий в 2019-м.
Таганов выиграл несколько грантов и сумел оснастить центр, хотя гостиницу построить так и не удалось. Одна из причин того, что проект застопорился — столкновение Валерия со злоумышленниками. «Полтора года центр практически стоит. Я столкнулся с мошенничеством, и мне не возвращают машину. Предложили помочь с ремонтом автомобиля — в итоге ни денег, ни машины. На этом все встало на паузу. Пока я занимаюсь собой и ремонтом в центре», — пояснил Таганов в начале июля.
Даже неприятная ситуация не заставила Валерия опустить руки — его девиз: «все всегда к лучшему». Мужчина не скрывал: многое в его мировоззрении изменилось после роковой аварии. «Я понял, что не хочу тратить время на пустые отношения, ходить на нелюбимую работу, распыляться на людей, которые приносят негатив. Я все это отсекаю и делаю, что нравится. Любая стрессовая ситуация для людей что-то меняет, человек делает выводы и начинает жить по-другому», — пояснял он.
Спортсмен не намерен останавливаться на достигнутом. У него масса планов и устремлений: в этом году он прошел целых три программы переподготовки, получив дипломы в области программирования, диетологии и нутрициологии. Пример мужчины вдохновляет десятки людей с серьезными травмами. Валерий движется вперед благодаря вере в лучшее и, конечно, самому главному — желанию жить.