С самого старта Алле Иошпе приходилось сталкиваться с трудностями и ограничениями. Она появилась на свет на Украине, детство провела в Москве, ну а с началом войны — отправилась с сестрой Фаиной в эвакуацию на Урал. По дороге автобус попал под бомбардировку, и лишь чудом испуганным детям удалось выжить.
В 10 Алла сильно поранила ногу, и к Новому году у нее развился сепсис. Родители продали кучу вещей, чтобы купить девочке лекарства. Ребенку грозила ампутация, но конечность все же смогли спасти. Вот только с тех пор Иошпе осталась хромой и до конца дней мучилась из-за давнего недуга. Впрочем, это совсем не мешало ей мечтать: мама водила наследницу на спектакли ближайшего театра, и наша героиня так влюбилась в сцену, что после школы даже сдала экзамены в ГИТИС.
«Но маму вызвали в ректорат и сказали: «Не мучайте девочку! С такими физическими проблемами на сцену она все равно никогда не выйдет!» И мама уговорила меня поступать в МГУ, — делилась Алла Яковлевна в мемуарах. — Мой выбор пал на философский факультет, кафедру психологии. Там можно было заниматься психологией творчества. Уж если не творить самой, то, по крайней мере, разобраться, как и отчего творят другие!
Мои первые песни «Царевна-Несмеяна» и «Купите фиалки» трогали всех. Поначалу я стеснялась выходить, прихрамывая, к микрофону, но на первом же концерте получила записку, запомнившуюся мне на всю жизнь: «Милая! Вы — талантливый, счастливый человек! Вы не должны выходить на сцену стесненно. Не надо показывать, что ваш недуг вас стесняет. Вы ведь столько дарите людям! Спасибо вам, и — смелее! Вы — настоящая певица! И будьте ею!»
С чем еще пришлось бороться Алле Иошпе, а что скрашивало ее дни – в нашем материале, посвященном 87-му дню рождения артистки, который она уже не отметит.
Музыка и любовь
Алла Иошпе не просто окончила МГУ, но и защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». При этом еще в студенчестве она выступала с университетским оркестром и чувствовала, что призвание обретет в музыке.
Так и случилось: на заре 60-х Алла Яковлевна пела с ансамблем композицию в кафе «Молодежное» на улице Горького и так впечатлила присутствовавшего там узбекского артиста Стахана Рахимова, что он присоединился к ней на сцене. Дуэт работал так слаженно, словно репетировал годами. Исполнителей попросили выйти на бис, и тогда в их головах зародилась мысль работать вместе.
На самом деле Алла Иошпе впервые увидела Стахана по телевизору в 1957-м и уже тогда была сражена его талантом наповал. «Он пел так, словно молился!» — делилась артистка с Андреем Малаховым.
Дуэт запомнился слушателям композициями «Ночка луговая», «Алеша», «Осенние листья», «До свиданья, мальчики», «Осенние колокола». Их пластинки скупали моментально, хотя максимум обложки альбомов украшали скромные фото артистов.
В унисон слились не только голоса звезд, но и души: они влюбились так, что сопротивляться чувствам не могли. А ведь Алла Яковлевна была замужем за братом знаменитого целителя Аллана Чумака и воспитывала в браке дочку Таню.
«Я не разлучник, у меня тоже были жена, дочь, — подчеркивал Рахимов на передаче «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым на канале «Россия 1». — Понимаете, бывают такие вещи, которые объяснить невозможно. Когда мы встретились и начали петь вместе, то все, что было вокруг нас, просто не имело значения. Да, Алла была замужем, я — женат, но нам было все равно! Мы даже получали записку от слушателей, в которой было написано: «Вы поете так, будто зрительный зал вам мешает».
60 лет в горе и в радости
Влюбленные поженились и с тех пор не разлучались ни дома, ни на гастролях. Вот только все та же давняя травма сказалась и на женском здоровье Иошпе, поэтому забеременеть во втором браке ей не удалось. «Но я не переживала. У нас настоящая любовь, крепкий брак. Никто никому условий в совместной жизни не ставил. Жалко, что не получилось, конечно, общих детей. Но мы счастливы вдвоем, с дочками, внуком, правнуками. Я считаю, что наша жизнь удалась», — признавалась Алла Яковлевна спустя годы.
Певица ласково называла мужа «мой узбек», наслаждалась приготовленным им пловом и шутила, что из-за проблем с ногой все перекладывает на вторую половину. Казалось, в этой семье нет места горю и скандалам. «Мы все время ссоримся, выясняя, кто древнее — узбеки или евреи? — иронизировал Стахан Мамаджанович. — Но как сказала наша приятельница Ирина Винер: «Лучше мужей, чем узбеки, нет».
Самое тяжелое испытание настигло пару в конце 70-х: состояние здоровья Иошпе ухудшилось, а так как местные врачи ничем не могли ей помочь, супруги хотели поехать на лечение в Израиль. «Стахан пришел в Госконцерт, сказал, что мы не просим денег, друзья нам собрали, помогите лишь обменять эти рубли на валюту, чтобы оплатить лечение. Его выставили за дверь. И такая обида взяла! Мы лично относили чиновникам от культуры многие тысячи своих зарубежных гонораров, довольствуясь копеечными суточными, а тут…» — сетовала Алла Яковлевна.
Супруги не просто получили отказ в выезде, но и попали в немилость к руководству и потеряли возможность выступать. Пару то и дело допрашивали в КГБ, а дочку Аллы Яковлевны от первого брака исключили из университета. Параллельно завистники плели интриги и распускали грязные сплетни. "Когда в нашей жизни наступил период отказа и нас стали называть врагами Родины, некоторые бывшие коллеги, выслуживаясь перед органами, распустили слух, что Стахан продал на гастролях в Финляндии скрипку Страдивари, а я инсценировала кражу бриллиантов", - негодовала артистка.
Травля закончилась лишь через 10 лет, когда Иосиф Кобзон похлопотал за товарищей. Дуэт вернулся к выступлениям в райцентрам, а затем и на крупнейшие площадки страны. Позднее звезды выпускали новые альбомы, гастролировали по Европе, США и Новой Зеландии, сотрудничали с радио «Надежда».
Кроме того, супруги фонд развития культуры «Аист», отметили не один юбилей дуэта на сцене, а в 2002-м удостоились званий народных артистов РФ. В нулевые певцов нередко звали на телепередачи. Также Алла Яковлевна написала четыре книги, три из которых проиллюстрировал Рахимов.
Ушли друг за другом
Наталья Барбье, Борис Корчевников, Андрей Малахов — все ведущие, беседовавшие с Иошпе и Рахимовым, а тем более посещавшие их уютную дачу в подмосковной Валентиновке, сталкивались с удивительным позитивом и удовлетворенностью жизнью, словно все былые испытания артистам скрашивали любовь и вера в лучшее. Так было вплоть до января 2021-го, пока Алла Яковлевна не скончалась из-за проблем с сердцем.
«Умерла Алла Иошпе. Человек нереальной красоты и таланта. Хотела вырезать ее лицо из любимой фотки, потом поняла, что не могу, ведь они одно целое. Дай Бог Стахану здоровья и сил перенести эту потерю», — писала Мария Арбатова, публикуя снимок супругов.
Пожелания писательницы не сбылись, ведь после похорон возлюбленной Рахимов сильно сдал. Пережить потерю человека, который был рядом на протяжении 60 лет, певцу оказалось не под силу. 83-летний артист ушел вслед за избранницей спустя полтора месяца, 12 марта 2021-го. Поклонники не сомневаются: голоса супругов звучат в унисон и на небесах.