3 июля Алексею Серебрякову исполняется 60, и к этому возрасту он добился всего, о чем только может мечтать актер. Первый счастливый шанс выпал Алексею еще в юности: сын врача и авиаинженера учился в музыкальной школе по классу баяна, и фото мальчика из репортажа об учебном заведении попало в газету. Снимок заметил ассистент режиссера Владимира Краснопольского, искавшего ребенка, похожего на советского артиста Вадима Спиридонова. Так Серебряков очутился на площадке ленты «Отец и сын», а оттуда перекочевал в «Вечный зов».
Если бы не эта случайность, Алексей Серебряков, по собственному признанию, никогда бы не стал артистом: он не был тщеславным и не рвался соревноваться с другими. Однако к окончанию школы в арсенале юноши скопилось уже шесть ролей, так что поступление в театральный казалось логичным шагом. Вот только попытка не увенчалась успехом, и тогда 17-летний парень решился на авантюру, согласившись поехать в Сызранский театр, куда его неожиданно пригласили.
В Самарскую область артист отправился, подталкиваемый иллюзиями: нести разумное, доброе, вечное. Однако провинция быстро поставила Серебрякова на место, развеяв призрачные грезы. Отработав один сезон, Алексей вернулся в Москву, где наконец поступил в «Щепку». Через два года студент перевелся в ГИТИС, после окончания которого влился в коллектив Театра-студии Олега Табакова. О том, как в дальнейшем по кирпичикам складывалась карьера и личная жизнь актера — в нашем материале.
Перестройка и криминал
В конце 80-х отечественный кинематограф претерпел сильные изменения, так что и образы Алексея Серебрякова уже не напоминали его юношеские работы. Жестокий Пан из «Забав молодых», каратист из «Фаната», сержант Арсенов из «Афганского излома» — персонажи Серебрякова становились все более агрессивными.
Порой выбор ролей удивлял: Алексей засветился в эротической комедии «Обнаженная в шляпе», а в «Упыре» сыграл истребителя вампиров. Зато на заре нулевых Серебряков влился в когорту наиболее популярных звезд кино благодаря съемкам в «Бандитском Петербурге», «Империи под ударом» и «Штрафбате». Об артисте заговорили как о человеке, способном блестяще сыграть противоречивого героя.
Он снимался в «Баязете» и «Перегоне», играл самогонщика в триллере «Груз 200» и в Странника из «Обитаемого острова». Интересно, что после «Антикиллера-2» Егора Кончаловского отец режиссера позвал Серебрякова в фильм-спектакль «Чайка», что доставило артисту гораздо больше удовольствия, чем перевоплощение в чеченского боевика.
Любовь, не знающая преград
Еще в 80-х Алексей Серебряков познакомился с танцовщицей по имени Маша. Тогда артист не произвел на девушку должного впечатления, но благодаря настойчивости Серебрякова роман все же вспыхнул. Долго отношения не продлились, и в итоге Мария вышла замуж за другого и улетела в Канаду.
Спустя 10 лет бывшие влюбленные столкнулись в Москве, и Алексей осознал, что не имеет права потерять Марию во второй раз. «У меня были юношеские влюбленности, но прямо любви не было. Хотя до Маши были в моей жизни женщины, а я понимал, что для меня самое важное — это семья и дети. Поэтому, когда я встретил Машу через 10 лет после знакомства, я в нее вцепился и не отпускал», — признавался Серебряков.
Основная проблема состояла в том, что в Канаде Марию ждали муж и маленькая дочка. «Это было страшнейшее решение для меня — я должен был разрушить чужую семью, должен был отнять у мужчины его годовалую дочь только потому, что полюбил ее мать. Мне кажется, я поседел за этот месяц. Тогда я решил, что если и делаю этот шаг, то на всю жизнь», — откровенничал актер в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Если Мария ради артиста отказалась от супруга, то Алексей, в свою очередь, отбросил идею иметь кровных детей, когда две попытки зачатия обернулись для супруги неудачей. Пара решила взять ребенка из детдома, и выбор пал на двухлетнего малыша Степана, который сторонился других ребят, а увидев Серебрякова, молча обнял будущего папу.
С этого момента актер начал помогать сиротам, а однажды, развозя памперсы, встретил трехлетнего Данилу. Трудный ребенок не улыбался, ел не с тарелки, а с земли, врачи поставили ему целый ряд диагнозов. Однако Серебряков не побоялся взять ответственность, усыновил воспитанника детдома, и в итоге мальчик, который начинал заниматься в школе для умственно отсталых, стал лучшим учеником в классе.
Переезд и скандальные высказывания
В конце 2011-го Алексей Серебряков перевез семью в Канаду, хотя по-прежнему остался гражданином РФ. Актер отмечал, что давно думал о релокации, а последней каплей для него стали летние пожары 2010-го, когда Центральную Россию окутал чудовищный смог. Артиста возмущало, что власти не объявили о необходимости эвакуировать детей, ведь взвеси откладываются в легких.
«И вообще, я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой, и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба», — размышлял Серебряков.
Впоследствии актер неоднократно подчеркивал, что переехал в Канаду ради сыновей и дочки Марии, которую он воспитывал как родную. «Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны — это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостает в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил», — заключил Алексей.
Более шести лет спустя актер повторил подобную оценку российского менталитета на YouTube, и его фраза про то, что знания, сообразительность и достоинство не являются прерогативой, а национальной идеей страны выступают сила, наглость и хамство, была широко растиражирована СМИ. Ряд коллег осудили артиста, подчеркнув, что несмотря на переезд, зарабатывать он продолжал в России.
Возмущенные хейтеры требовали, чтобы актеру запретили сниматься в отечественных проектах, однако спустя полгода Серебряков заверил недоброжелателей, что резонансное высказывание не перевернуло его жизнь. «Честно говоря, я тут не чувствую каких-то изменений. Потому что я особо нигде не появляюсь. И сказать, что мне кто-то не подает руки, — нет, не могу. Количество предложений сняться не изменилось», — подчеркивал актер.
Вторая волна популярности
Артист подчеркивал, что решающую роль в переезде сыграла Мария, которая имела гражданство Канады. Она же и направляла мужа в карьере. К примеру, когда Андрей Звягинцев предложил сняться в «Левиафане», Серебряков категорически отказался. Причин было много, хотя бы контракт на участие в сериале.
«Да и у Звягинцева главное в жизни — кино. А для меня главное — жизнь, — рассуждал Алексей. — Я не хотел жертвовать временем, семьей ради кино. Сниматься у Звягинцева совсем непросто. Этот режиссер фанатично любит кинематограф и требует такой же любви от других. А я не был готов на такие жертвы. Но все изменилось после беседы с Машей… Она меня убедила, что сниматься у Звягинцева — круто! И я согласился! И сегодня могу сказать, что один из дорогих мне фильмов — «Левиафан».
Фильм получил ошеломительный успех, попав в Канны, а Серебрякова выдвинули на премию Европейской киноакадемии. Вскоре артиста позвали на роль антагониста в «Методе» и майора милиции в «Фарце». Позднее актер сыграл главного персонажа в российской адаптации «Доктора Хауса» и князя Юрия в «Легенде о Коловрате». Особняком стояли драмы «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» и «Ван Гоги».
«Ваша честь», «Иваново счастье», «Бешенство» — главные роли в российских проектах продолжали сыпаться на актера. Также он засветился в британском сериале «Макмафия», канадской драме «Петрикор», американском боевике Ильи Найшуллера «Никто».
Весной 2021-го прогремела новость о возвращении Серебрякова на родину. Актера именовали «блудным сыном», словно он не продолжал прилетать в Москву на съемки на протяжении предыдущих 10 лет. Артист подчеркивал, что имеет российский паспорт, платит немалые налоги и постоянно играет в отечественных проектах, поэтому говорить об эмиграции в его случае странно.
«Заявляю открыто: мы по-прежнему живем на два города в разных странах, но я в меньшей степени, сейчас моя дочка с внучкой живут здесь, а Маша летает из Москвы в Торонто, где находятся и учатся в университетах двое моих сыновей. Где и какую жизнь они себе выберут, я не знаю. Это зависит от их профпригодности, реализации того, что в них заложено, того, что от них будет требовать мир, что они сами будут требовать от себя. По крайней мере, я знаю, что подготовил их к тому, что они живут на планете Земля вне зависимости от того, в какой точке этой планеты будут находиться. Полюбит ли мой сын Степа бразильянку, вьетнамку или русскую девушку — он сам выберет свою жизнь и место, в котором будет реализовываться. Я носитель русского языка, русский артист — я работаю и живу там, где я реализовываюсь, а я это делаю здесь благодаря тому, что весьма востребован как актер, и тому, что у меня есть своя зрительская аудитория, которая ценит то, что я делаю», — резюмировал Серебряков.