Александрина Виктория буквально была рождена, чтобы стать монархом — судьба династии находилась под угрозой, и поспешный брак ее отца герцога Кентского и матери Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской имел лишь одну цель — воспроизвести на свет дитя, способное продолжить королевский род.
Детство Виктория описывала в дневниках как тоскливое: деспотичная мать не пускала девочку в свет, считая его цитаделью разврата. Будущей королеве приходилось спать в одной комнате с родительницей, а встречаться с незнакомыми людьми, выражать чувства публично и менять дневное расписание ей запрещалось. При этом роскошью Александрина не была окружена, ведь смерть отца принесла семье кучу долгов. Новое платье девушке доставалось, лишь когда старое приходило в негодность.
Скромности в нарядах Виктория придерживалась, и когда примерила корону: дам из высшего общества королева осуждала за частую смену туалетов. Зато уже первые поступки 18-летней монаршей особы продемонстрировали подданным ее решительность – девушка пояснила матери, что в ее опеке более не нуждается, ну а парламенту направила письмо, в котором попросила не скрывать от нее деталей текущей политики. Но получилось ли у правительницы Британии и Ирландии не только превратиться в национальный символ, но и создать семью, построенную на искренности? 24 мая исполняется 204 года со дня рождения представительницы Ганноверов, и мы отвечаем на этот вопрос.
Сватовство
Еще до коронации Виктории ее дядя, король Бельгии Леопольд, устроил знакомство девушки с племянником, Альбертом Саксен-Кобург-Готским, надеясь, что в дальнейшем они поженятся. Вильгельма IV такой расклад не удовлетворял: он видел будущую монаршую особу супругой Александра Нидерландского.
Виктория к обоим вариантам относилась настороженно, да и перспектива замужества не казалась ей лучезарной. Герцог Саксен-Кобург-Готский же поначалу счел невесту лишь добродушной. Честно говоря, соответствующей стереотипам привлекательной внешностью будущая королева и правда не отличалась: маленький рост, узкая верхняя губа, из-за которой рот Александрины часто был приоткрыт.
Все изменила вторая встреча, состоявшаяся уже после смерти Вильгельма IV и коронации Виктории. 10 октября 1839-го приехавший в Виндзор Альберт впечатлил монаршую особу: в дневнике она описала жениха как чрезвычайно красивого и приятного молодого человека. Через несколько дней королева взяла ситуацию в свои руки и сделала кавалеру предложение, что для британских традиций было совершенно нормальным шагом.
«Бабушка Европы»
10 февраля 1840-го состоялась свадьба Виктории и Альберта, и запись, которую в тот день сделала в дневнике королева, нередко цитируется прессой. «Мой дорогой, дорогой, дорогой Альберт... его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость – как я могу когда-нибудь быть действительно благодарна за такого мужа? Это был самый счастливый день в моей жизни!» - отмечала правительница.
В их семейной жизни не было ни скандалов, ни доказанных измен. Если сперва Альберта тяготило играть вторую скрипку при королеве, в дальнейшем он осознал свою роль при дворе и стал для жены настоящей опорой и поддержкой. Ранее наибольшее влияние на монарха имел наставник лорд Мельбурн, но вскоре после свадьбы его, по сути, заменил муж правительницы.
Королева сделала все, дабы привлечь супруга к государственным делам, а для повышения его социального статуса даже продавила в парламенте закрепление за ним титула принца-консорта. Альберт все больше интересовался происходящим в государстве, в то время как его жена признавалась в дневнике, что теряет к политике интерес, и сомневалась, что вообще создана для правления.
Впрочем, еще меньше королеве нравился период беременности: уже через год после свадьбы она подарила мужу дочку Викторию. Несмотря на отвращение к вынашиванию детей и кормлению грудью, правительница Великобритании решилась еще на восемь родов – один за другим на свет появились наследники Эдуард, Алиса, Альфред, Елена, Луиза, Артур, Леопольд и Беатрис.
Разумеется, когда дети подросли, их ждали династические браки. Союзы девятерых наследников с представителями знатных семей укрепили связи с другими странами и принесли Виктории прозвище «Бабушка Европы». Увы, до глубокой старости бок о бок с супругой Альберт не дожил: в 1861-м принц-консорт скончался от брюшного тифа.
Смерти возлюбленного королевы предшествовала скандальная история с их сыном: якобы принц Уэльский связался с ирландской актрисой. Альберт помчался в Кембридж, чтобы разобраться, вскоре после чего занемог – по мнению Виктории, именно из-за волнения за наследника. Так или иначе, монарх лишилась опоры, облачилась в траур и с тех пор крайне редко появлялась на публике, за что получила прозвище виндзорская вдова.
Безутешная вдова и символ эпохи
Когда королева превратилась в затворницу, поднялось республиканское движение. В 1871-м митинги достигли апогея, а на Трафальгарской площади требовали ухода Виктории. Самое же страшное, что в ноябре того года принц Уэльский подхватил тиф, и безутешная вдова опасалась, что накануне 10-й годовщины смерти мужа судьба отнимет у нее и сына.
К счастью, Эдуард выздоровел, и по этому случаю они с матерью провели парад через Лондон и посетили благодарственную службу в соборе Святого Павла. Праздник и выход в свет поспособствовали укреплению монархии, а еще больше на обстановку повлияло неудавшееся покушение на Викторию — уже не первое, и, как всегда, руками ирландца.
Не только у Ирландии имелись претензии к Виктории: в период ее правления в корону Великобритании добавились такие драгоценные камни, как Индия и Южная Африка, но статус ведущей державы был оплачен большой кровью. И хотя викторианская эпоха осталась в истории эрой славы Англии, печальных эпизодов в нее вписано немало: победу в боях с бурами окрестили позорной, да и «опиумные» сражения в Китае не принесли нации пользы.
Любовник или друг?
За то, что вдовствующая королева вернулась к своему народу, принято благодарить не только исцеление принца Эдуарда, но и появление на горизонте Джона Брауна. Простой шотландец превратился из слуги Виктории в ее близкого друга, а по другой версии — даже в возлюбленного. Кстати, эту тему муссировали в кино — в 1997-м вышел фильм «Миссис Браун» с Джуди Денч.
Никаких доказательств того, что фаворит был любовником, а то и тайным мужем королевы, нет, однако отношения, безусловно, поражали теплотой. Забыв о разнице социальных слоев, в переписке Виктория перечисляла положительные качества друга. Когда же в 1883-м Джон скончался, монаршая особа заказала у скульптора его статую. Советники чудом отговорили ее от выпуска биографии Брауна, ведь это могло спровоцировать сплетни о романе.
В 1887-м, когда Виктория отметила 50 годовщину восшествия на престол, ее слугой стал индус Абдул Карим. Мужчина стал секретарем, собеседником и компаньоном стареющей королевы, зачастую его также называют ее последним фаворитом. Вольной фантазией на эту тему оказался фильм 2017 года «Виктория и Абдул».
Конец эры
Королева Виктория пережила шесть покушений и троих детей: по трагическому стечению обстоятельств, в одну из годовщин смерти отца умерла принцесса Алиса, в 1884-м скончался любимчик матери Леопольд, ну а в 1900-м – Альфред.
Тоска и болезни подтачивали королеву постепенно: в последние годы жизни она хромала из-за ревматизма и страдала катарактой. И хотя дети и подданные сетовали, что с возрастом характер Виктории испортился, одно осталось неизменным – любовь к давно ушедшему супругу.
Так, в 1900-м, после очередной годовщины смерти Альберта, королева почувствовала, что скоро воссоединится с избранником. Монаршая особа в деталях расписала церемонию собственных похорон, а провести последние дни решила на острове Уайт. Именно там 22 января 1901 года и скончалась 81-летняя Виктория.
На троне монарх провела 63 года, семь месяцев и двое суток, что на тот момент являлось самым долгим правлением среди британских королей. Переплюнула прапрабабушку лишь Елизавета II, с которой мир простился в прошлом сентябре.