Борьба с детским ожирением, пропаганда ЗОЖ и работа с проблемной молодежью принесла Джейми Оливеру Орден Британской империи, полученный прямиком из рук королевы Елизаветы II. А ведь когда-то мальчик из деревни Клаверинг в Эссексе не мог и представить, куда его заведет помощь родителям в семейном пабе The Cricketers. 27 мая телеведущему исполняется 48, и самое время рассказать, с чего начинался его путь и какие трудности ждали впереди.
Талантливый повар
Итак, в заведении, принадлежавшем Оливерам с 70-х, восьмилетний Джейми, как и его сестра Анна-Мари, помогал родителям. В 11 юноша уже мастерски нарезал овощи и знал обязанности кухонного персонала. Впрочем, в то время у подростка имелись и другие интересы: он играл на ударных в группе Scarlet Division.
При этом учеба у Джейми шла туго: он страдал дислексией, что мешало в овладении навыком чтения и письма. Как впоследствии признавался Оливер, первую книгу до конца он осилил лишь в 38 – это были «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Родители смекнули, что получить качественное образование со специфическим нарушением весьма трудно, поэтому изначально делали упор на поварское дело и работу сына в пабе, которая, к слову, прилично оплачивалась.
В 16 Джейми пошел учиться на повара в Вестминстерском колледже общественного питания и достиг такого уровня, что его отправили на стажировку во Францию. Позднее парень устроился кондитером в Neal Street Restaurant к известному шефу Антонио Карлуччо. Вскоре Оливер влюбился в итальянскую кухню и освоил все ее азы и секреты благодаря Дженнаро Контальдо.
Следующим этапом карьеры стала работа су-шефом в The River Cafе. Здесь Джейми полюбил здоровую пищу и научился мастерски готовить тунца, ну а в 1997-м принял участие в документалке ВВС «Рождество в Ривер Кафе». Обаятельный повар так понравился продюсерам канала, что ему предложили вести собственное шоу.
Телекарьера
В 1999-м на экраны вышла программа «Голый повар», подарившая Оливеру награду BAFTA. Название говорило о том, что ведущий максимально откровенен со зрителями, и Джейми действительно делился с аудиторией секретами готовки.
В 2000-м телезвезда запустил передачу Pukka Tukka и подписал рекламный контракт с сетью супермаркетов Sainsbury’s. Затем появилась «Кухня Джейми», а на призыв «Готовим с Джейми Оливером» откликнулись не только рядовые домохозяйки, но и герцогиня Корнуольская. В шуточном кулинарном поединке ведущий не только украшал капкейки с Камиллой Паркер-Боулз, но и собирал деньги для благотворительных пикников.
Общественная деятельность затянула Джейми в 2002-м, когда он впервые открыл ресторан Fifteen, куда пригласил 15 молодых людей с криминальным прошлым, надеясь направить их на путь исправления через кулинарию. Идея удалась, так что подобные заведения появились и в Австралии.
В 2005-м Оливер пошел еще дальше: в рамках кампании «Накорми меня лучше» он попытался сделать питание в школьных столовых более здоровым, что действительно изменило завтраки, ведь правительство Великобритании выделило 280 миллионов фунтов на усовершенствование рациона, переоборудование кухни и переобучение поваров. Количество жиров и сладостей резко уменьшилось, однако сэру Джейми эта модернизация стоила дорого – он лишился контракта с сетью супермаркетов.
Зато, помимо Ордена Британской империи, за пропаганду ЗОЖ и борьбу с детским ожирением Джейми получил почетную стипендию и был принят в члены Королевского колледжа врачей общей практики. Чем не награда за общественный вклад?
Одна любовь
Стоило только Джейми появиться на экране, как зрительницы окрестили его красавчиком, так что недостатка в поклонницах повар не испытывал. Однако уже в 2000-м почитательницам талантов ведущего пришлось смириться с недоступностью Оливера — он женился на модели Джулс Нортон, с которой познакомился еще в 1993-м, когда не обрел известность.
Кстати, именно супруга первой дегустирует новые рецепты Оливера и помогает упрощать их так, чтобы они были доступны каждому любителю, а не только профессиональным поварам. «Если она с ними справится, значит, сможете и вы», — уверял Джейми в книгах.
Супруги купили домик в родной деревне Джейми, где их семья быстро разрослась: в 2002-м родилась дочка Поппи Ханни, в 2003-м — Дейзи Бу, в 2009-м — Петал Блоссом Рейнбоу. Наконец, в 2010-м в женском царстве появился мальчик Бадди Бир Морис, и Оливер было заявил, что готов сделать вазэктомию. Однако в 2016-м у пары появился пятый ребенок — сын Ривер Рокет, ну а позднее влюбленные заговорили о мечтах об еще одном малыше.
К сожалению, Джулс столкнулась с серьезными испытаниями на пути к материнству, и шестого ребенка завести пока не удалось. «Мы стараемся, но у меня уже было три выкидыша за последние несколько лет. Последний случился три недели назад. И это заставляет задуматься. Я очень хочу еще ребенка, но надо все же подумать, готова ли я к этому морально и физически. И знаете, это так тяжело, когда ничего не можешь поделать. На следующий день после выкидыша я пошла к врачу, и он спросил, как я себя чувствую — именно психологически. И я задумалась. Это ведь пятый выкидыш. Два были до нашего сына Ривера, и они были на ранних сроках. А последние два были уже на шестой с половиной неделе», — объясняла женщина в 2020-м в подкасте Made By Mammas.
Ресторанный кризис
Оливер выпускал собственный журнал, открывал студии графического дизайна, а в 2008-м представил свой главный проект — международную сеть Jamie’s Italian, продукты для которой доставлялись прямиком из Италии. Профильные критики пели заведениям дифирамбы, а финансисты подсчитали, что каждый ресторан должен окупиться за 30 месяцев, что очень хороший показатель.
Все шло так хорошо, что Джейми пришлось заняться систематизацией своей империи, поделив ее на сегменты, отвечающие за продажу личного бренда, издательские проекты и непосредственно управление ресторанами. Как ни странно, просел именно последний сектор – в 2017-м компания оказалась на грани банкротства.
Джейми признавался, что не ожидал такого краха: у него буквально было два часа, чтобы вложить 13 миллионов фунтов в бизнес, иначе все бы накрылось медным тазом. Несмотря на вливание, шесть ресторанов тогда пришлось закрыть, ну а в 2018-м – еще 12.
В 2019-м Оливер вложил в сеть еще четыре миллиона, однако для спасения проекта требовалось 70, на что бизнесмен уже не решился. В итоге в Великобритании осталось всего три ресторана, а вот в других странах Jamie’s Italian продолжали функционировать.
Многие эксперты сошлись во мнении, что бизнес Джейми пал жертвой Brexit: после референдума о выходе Великобритании из ЕС курс фунта снизился, а поставки из Италии в разы подорожали. Переход на сотрудничество с местными производителями привел к ухудшению качества блюд и посещаемости ресторанов.
По другой версии, просто рынок изменился, и это ударило по крупным франшизам, так как потребители стали искать в ресторанах новизны. Третье же мнение гласило, что некий сотрудник фирмы из руководства открывал филиалы в неудачных местах, что и приблизило банкротство.
В пользу последней версии свидетельствовало продолжение истории в 2021-м: Джейми уволил своего зятя Пола Ханта с поста директора сети ресторанов. По слухам, муж Анны-Мари был непопулярен среди сотрудников, да и славился неудачными решениями. Впрочем, представитель Jamie Oliver Group сообщал прессе, что отставка Ханта была взаимно согласована. По словам источника, Пол сделал все, чтобы стабилизировать бизнес в период коронавируса, ну а чтобы вывести работу на новый уровень — потребовался новый менеджер с мировым именем.
Впрочем, переживать за Джейми не стоит: в 2022-м его совокупный доход составил 300 миллионов долларов, повар живет в престижном районе на севере Лондона, а тираж его книг перевалил за 40 миллионов. В общем-то, не задалось у Оливера лишь с британскими ресторанами.