Владимир Бортко появился на свет в Москве в семье своего полного тезки-театрального режиссера и актрисы Марины Захаренко. Супруги перебрались с сыном в Киев, а так как обладали совершенно противоположными характерами — вскоре развелись. В дальнейшем мама Бортко вышла замуж за драматурга Александра Корнейчука, однако отношения с отчимом у Владимира складывались неровно из-за разных политических взглядов. Самое интересное, что спустя годы наш герой не просто сменил позицию, а стал депутатом Госдумы от КПРФ.
Менялось с возрастом и мнение Бортко о призвании: в юности он считал творчество совершенно несерьезным занятием. «А в армии первым делом пришлось копать канаву… Чем больше я ее копал, тем больше думал: чем же мне заняться в этой жизни, чтобы никогда не пришлось копать канаву? И придумал: лучше всего быть кинорежиссером», - шутил впоследствии Владимир Владимирович.
Абитуриент поступил в Киевский государственный институт театрального искусства, после окончания которого устроился в киностудию имени Довженко. После дипломной короткометражки «Доктор» артист снял дебютный фильм «Канал» о непростой жизни молодых механизаторов. Почему же слава накрыла режиссера только с переездом в Ленинград? 7 мая Владимиру Бортко исполняется 78, и мы рассказываем его историю.
От «Блондинки за углом» до «Улиц разбитых фонарей»
В конце 70-х режиссер сменил киностудию Довженко на «Ленфильм» и представил публике картины «Комиссия по расследованию» и «Мой папа — идеалист». Первую порцию славы Бортко отхватил за трагикомедию «Блондинка за углом», где Татьяна Догилева сыграла бойкую продавщицу, в которую влюбился интеллигентный, но потерянный астрофизик в исполнении Андрея Миронова. Ленту за год посмотрели 24 миллиона зрителей, так что Владимир Владимирович вскоре принялся за следующие работы.
Елену Соловей режиссер задействовал и в мелодраме о подкидыше Реми «Без семьи», и в ленте «Единожды солгав…», описывающей смену мировоззрения художника во времена перестройки. Громкий же успех накрыл режиссера после экранизации повести Булгакова «Собачье сердце».
Картина вышла на экраны как раз в период усиления интереса к творчеству Булгакова, ну а творческий тандем Евгения Евстигнеева и Бориса Плотникова подарил публике идеальных Преображенского и Борменталя. Особым успехом Бортко считал подбор актера на роль Шарикова: хотя на персонажа претендовал Николай Караченцов, Владимир Толоконников так поразил драматурга на пробах, что сомнений не осталось.
Караченцова режиссер тоже не обделил вниманием: снял актера в комедии «Удачи вам, господа!» Кроме того, годом ранее Бортко подарил зрителям драму «Афганский излом», высоко оцененную критиками. Вот только эти успехи не спасли драматурга от «безкартинья» 90-х: Владимир Владимирович был не у дел целых пять лет.
Режиссер не скрывал: на фоне безработицы он жил на 100 долларов в месяц, выдаваемые более успешным коллегой. Тут-то и появилось предложение снять сериал «Улицы разбитых фонарей», сильно отличавшийся от телефильмов, которые штамповали тогда по мексикано-бразильской кальке.
«Появился фильм, где люди снимались порой в своей собственной одежде, да и весь сериал стоил столько, сколько сейчас выезд на съемку! Но именно этому сериалу зритель поверил. Хотя я снимал его не поэтому, а потому, что умирал от голода. Ни в коем случае не отказываюсь от своей работы, пусть и делал ее под псевдонимом — Худокормов, говорящая такая фамилия. Потом мне предложили еще в 10-секундном ролике поучаствовать, заплатить пообещали 1,5 тысячи долларов. Со мной еще Стржельчик и Басилашвили снимались, а музыку писал Петров. Представляете?! Все были счастливы. Когда я получил эти полторы тысячи, мы с женой были безмерно рады этим деньгам, ведь с голоду помирали», — признавался режиссер.
Не только Булгаков и Достоевский
В дальнейшем постановщик снимал и «Бандитский Петербург», ну а к классике вернулся, создав сериал по роману «Идиот». И хотя князя Мышкина в экранизации критики назвали чуть ли не лучшей ролью Евгения Миронова, за Лидию Вележеву в образе Настасьи Филипповны Ботко поначалу ругали. Впрочем, режиссер признавался, что споры когда-то вызывала и кандидатура Маргариты — Анны Ковальчук.
Экранизацию «Мастера и Маргариты» Бортко одни называли канонической и близкой к книге, другие — затянутой и скучной. Поговаривали также, что картина овеяна мистическим ореолом, несущим несчастья: неожиданные смерти и болезни съемочной группы и актеров. Вот только режиссер в подобные совпадения верил слабо, да и роман Булгакова рассматривал как историю советской эпохи.
«Якобы Басилашвили на съемках потерял голос — не мог говорить за Воланда. Да не потерял он голос, а просто перемерз, простудился. Про Анну Ковальчук тоже нашептывали, что из-за съемок она развелась. Но она развелась еще до того, как начала работать у меня. Хотя все же было нечто, похожее на мистику. „Мастера и Маргариту“ я планировал снимать давно. Олигарх Гусинский — был такой у нас — как-то меня позвал и заявил: „Давайте делать“. Появились деньги, шли пробы, но тут с Гусинским произошла мистика — его посадили в тюрьму, а потом он уехал из России. Фильм заглох. Но через какое-то время ко мне снова обратились с предложением поработать над „Мастером и Маргаритой“, чему я очень обрадовался», — отмечал постановщик.
Политик или режиссер?
Еще до съемок «Тараса Бульбы» режиссер вступил в КПРФ, ну а после выхода ленты «Петр Первый. Завещание» — стал депутатом Госдумы по списку этой партии. Будущее постановщик видел за социализмом, в чем его поддерживала и супруга — сценаристка Наталья.
В 2012-м Бортко довелось схлестнуться в словесном «Поединке» с Владимиром Жириновским, причем большинство зрителей встали на сторону режиссера касательно позиции по революции 1917-го. Еще через год постановщик выступил одним из инициаторов «антипиратского закона», после чего стал соавтором еще более 40 поправок к проектам законов.
Через три года после переизбрания в Госдуму Бортко выдвинул свою кандидатуру в губернаторы Санкт-Петербурга, и хотя многие члены КПРФ оказывали ему поддержку, в августе 2019-го режиссер не только отказался от борьбы, но и завершил политическую карьеру.
«Я никогда не советовался с партией по этому поводу, не советовался с Геннадием Андреевичем Зюгановым, я боялся, он меня остановит. Я готов понести любое партийное наказание за самовольный поступок», — отмечал режиссер.
Впоследствии постановщик рассуждал в интервью, что шансов на победу попросту не имел. Бортко философствовал, что пришел играть в футбол, а ему предлагали — в «подкидного дурака», становиться которым он не намерен. Конкретной же причины своей политической гибели режиссер так и не озвучил.
Последний полнометражный фильм — «О любви» — Бортко снял в 2017-м, так что многие полагали: режиссуру он сменил на Госдуму. Когда же и эта глава была дописана, постановщик нашел себя в цикле передач «Взгляд из Петербурга с Владимиром Бортко». В программе Владимир Владимирович размышляет об общественно-политических процессах в РФ и на Украине, тем самым совмещая сразу две своих страсти — съемки и новейшую историю.