24 июня Хэмиш Хардинг мог отметить 59-летие, если бы шестью днями ранее не решил сделать себе подарок в виде экспедиции к месту столкновения «Титаника» с айсбергом. Катастрофа, произошедшая 111 лет назад, по-прежнему привлекает исследователей и экстремалов, поэтому компания OceanGate Expeditions охотно организовывала экскурсии по Атлантическому океану.
Путешествие стоимостью в 250 тысяч долларов – удовольствие не из дешевых, так что в батискафе «Титан» собрались одни из самых богатых людей мира. Вряд ли они представляли, что эта экспедиция станет последней в их жизни. «Погода долго была плохая, но у нас появился шанс спуститься», — такое воодушевленное сообщение Хардинг оставил в соцсетях перед погружением на глубину в 3,8 тысяч метров.
Чем занимался британский миллиардер до роковой экскурсии к месту гибели «Титаника»? И почему ни его, ни других участников экспедиции было невозможно спасти? Обо всем этом – в нашем материале.
Успешный мечтатель
Джордж Хэмиш Ливингстон Хардинг появился на свет в Лондоне. О детстве и юности Хэмиша известно немного: что с малых лет ребенок грезил экстремальными путешествиями, а после окончания школы — получил степень бакалавра в области естественных наук и химического машиностроения в Кембриджском университете.
Казалось, у Хардинга все шло как по маслу. Ему удалось создать крепкую семью с возлюбленной Линдой, разделявшей увлечение мужчины горнолыжным спортом. Старшему сыну пары Рори – 18, ну а младшему Джайлзу – 16. Кроме того, у бизнесмена были прекрасные отношения с падчерицей Лорен и пасынком Брайаном.
Успеха и многомиллионного состояния Хэмиш добился, основав Action Group и став председателем брокерской компании Action Aviation, базирующейся в Дубае. Авиация значила для предпринимателя очень много, ведь он и сам обожал полеты.
Экстремал и меценат
Заработав миллиарды, Хардинг легко тратил деньги на путешествия, превратившись таким образом в живую рекламу собственного бренда. В 2016-м бизнесмен сопровождал Базза Олдрина на Южный полюс — 86-летний бывший астронавт стал самым пожилым человеком, побывавшим там.
Устанавливал предприниматель и личные рекорды: в 2019-м, к 50-летию высадки на Луну корабля «Аполлон-11» Нила Армстронга и Базза Олдрина, вместе с полковником Терри Виртсом владелец авиастроительной компании возглавил команду пилотов, совершивших самое быстрое кругосветное путешествие через оба земных полюса длительностью 46 часов 40 минут и 22 секунды. Хардинг тогда был директором миссии и руководил командой из более чем 100 человек.
5 марта 2021-го Хэмиш объединился с отставным морским офицером и исследователем подводного мира Виктором Весково — на двухместном батискафе экстремалы направились в самую низкую точку Марианской впадины на глубину около 11 тысяч метров. Результатом экспедиции стали аж два рекорда Гиннесса — по наибольшему расстоянию, пройденному на полной глубине океана, и по продолжительности пребывания там — 4 часа 15 минут. Кстати, одну из наград Хардингу вручил Джон Траволта.
Не стоит думать, что рекорды давались бизнесмену легко. Так, во время погружения в Марианскую впадину у подводной лодки предпринимателя отказал двигатель. Запасов провизии и воздуха оставалось на четыре дня, но это ничего не значило, ведь на свете не было второго такого судна, что могло бы добраться до глубины в 11 тысяч метров. По подсчетам исследователей, лишь на изготовление подобной субмарины ушло бы три года, не говоря уже об испытаниях. Поэтому на свой страх и риск экипаж Хэмиша Хардинга самостоятельно устранил поломку и сумел спастись.
Во время кругосветки на самолете Хэмиш тоже едва не лишился жизни, ведь из-за экстремально низкой температуры за бортом в одну из ночей двигатели могли отказать. Хардинг опустился до опасного уровня, чтобы восстановить работу моторов, зато спас и себя, и авиалайнер.
В прошлом году в качестве туриста бизнесмен летал в космос на борту корабля Джеффа Безоса Blue Origin. «Земля очень-очень красиво выглядит из космоса. Отсюда сверху границ не видно. Это все одна большая Земля. Почему же мы тогда тратим столько времени на непродуктивные конфликты и мелкие споры? — рассуждал Хардинг в интервью. — Это было все, на что я надеялся, и даже больше. Больше всего меня поразили мелочи, например, то, насколько черным было небо. Это было настоящим напоминанием о том, что атмосферы нет, и что я нахожусь в космосе. Мы находились на высоте 350 000 футов. Смотреть оттуда вниз и видеть, как красиво выглядит планета с небольшим слоем атмосферы под нами — это удивительное чувство. Мы должны больше заботиться о нашей атмосфере, потому что она выглядела очень хрупкой оттуда».
Заботился он после этого космического путешествия об атмосфере или нет, а вот благотворительностью миллиардер занимался не раз. К примеру, в сентябре 2022 года его авиакомпания предоставила самолет для перевозки восьми диких гепардов из Намибии в Индию с целью сохранения редкого вида.
После всего вышеперечисленного не кажется удивительным, что Хардинг входил в попечительский совет Клуба исследователей и был председателем его ближневосточного отделения. Логично и то, что в августе 2022-го бизнесмена зачислили в «Живые легенды авиации». Увы, гордиться «Авиационным Оскаром» ему пришлось совсем недолго…
Роковое путешествие
Утром 18 июня батискаф компании OceanGate Expeditions начал погружение к обломкам «Титаника», о чем незадолго до путешествия сообщил радостный Хэмиш Хардинг. Кроме него, на борту оказались пакистано-британский бизнесмен Шахзада Давуд с 19-летним сыном Сулейманом, генеральный директор OceanGate Стоктон Раш и пилот аппарата Поль-Анри Наржоле.
Связь с «Титаном» пропала уже через час 45 минут, однако компания-оператор оповестила об исчезновении лишь спустя восемь часов. О промедлении СМИ сообщила кузина Хэмиша — Коснетт Хардинг сетовала, что поднять тревогу должны были не позднее, чем через три часа, а задержка может стоить пассажирам жизней.
Туристов начала искать береговая охрана США, Канады и Европы, а вечером 20 июня представитель северо-восточного подразделения Джейсон Фредерик заявил, что запасов воздуха у пропавшего экипажа осталось на 40 часов. Начался безжалостный отсчет времени, которое играло не в пользу туристов.
Дальше пошли версии — про проклятье «Титаника», короткое замыкание на борту, застревание батискафа в обломках лайнера XX века. Всплыло и то, что субмарина не прошла необходимые испытания из-за нежелания OceanGate тратить миллионы на усовершенствование — бывший директор по морским операциям Дэвид Локридж выяснил, что смотровое окно, через которое туристы должны были наблюдать за «Титаником», получило сертификат надежности только для глубины 1300 метров вместо требуемых 4 000. Но как тогда объяснить тот факт, что экспедиции 2021 и 2022 годов прошли благополучно, а в этом путешествии участвовал сам Стоктон Раш?
Так или иначе, кислород на борту закончился, а затем эксперты обнаружили обломки батискафа, свидетельствующие, что произошел внутренний взрыв. Из-за огромного давления воды пассажиров должно было сжать, словно банку, и единственное, что утешало — заверения, что погибли туристы за миллисекунду.
Вероятно, Хэмиша Хардинга и других членов экспедиции не стало еще в прошлое воскресенье, и семьи экипажа напрасно лелеяли надежды о чудесном спасении. «То, чего он добился за свою жизнь, было поистине замечательным, и если мы можем извлечь небольшое утешение из этой трагедии, так это то, что он ушел, занимаясь любимым делом. Он оставит в нашей жизни пробел, который никогда не будет заполнен», — заявили близкие Хардинга прессе.
Несмотря на безуспешные поиски, семья бизнесмена поблагодарила береговую охрану и других экспертов за попытку спасти Хардинга. «Мы знаем, что Хэмиш был бы безмерно горд увидеть, как страны, эксперты, коллеги по отрасли и друзья объединились для поиска и расширяют свои возможности. Сердечно благодарим за все их усилия», — подчеркнула жена миллиардера.