О том, что американский канал HBO займется съемками сериала «Чернобыль», стало известно еще в 2017 году. В кресло режиссера сел Крейг Мейзин, который также занимался написанием сценария. В пяти сериях автор в деталях раскрыл все события, произошедшие в роковую ночь, а также период ликвидации катастрофы. Премьера состоялась в 2019-м и стала громким событием в мире кино.
В тот же год Козловскому на почту приходит письмо от продюсера Александра Роднянского с предложением возглавить съемки картины о чернобыльской аварии. Как выяснилось впоследствии, Александру Ефимовичу понравился режиссерский дебют актера — драма «Тренер», поэтому выбор был недолгим. Данила и сам оказался под большим впечатлением от сценария, поэтому легко согласился на рискованный шаг. Почему рискованный? Да потому что он знал: сравнения с нашумевшим сериалом HBO не избежать. Но в своей картине Козловский решил сделать акцент не на общечеловеческой, а на личной трагедии.
В центре сюжета фильма «Чернобыль» — история пожарного Алексея, которого играет Козловский. Главный герой встречает давнюю любовь Ольгу (Оксана Акиньшина). Между ними вспыхивают прежние чувства, но вместе с тем и обиды. Не желая разбираться в проблемах, мужчина легкомысленно решает перевестись в Киев. Однако на следующий день близ Припяти прогремит взрыв, который станет жесткой проверкой не только его чувств, но и человеческих качеств.
Главный герой
В сериале «Чернобыль» центральным персонажем является ученый Валерий Легасов, но прописаны судьбы и других очевидцев аварии. Так, одной из самых драматичных стала история пожарного Игнатенко и его жены Людмилы.
Он, как и герой Козловского, в числе первых выехал к горящему энергоблоку. Мужчина ошалело смотрит на масштаб пожара, понимая, что огонь — далеко не главная беда взрыва. Любовь супругов Игнатенко так же безгранична, как и между Алексеем и Ольгой. Многие помнят эпизод, когда Людмила смело обнимает зараженного лучевой болезнью мужа. Подобное можно увидеть и в российском фильме. «Сцена, в которой Оля заходит в медицинский бокс, где лежит мой герой, и ложится рядом с ним на кровать, меня потрясла», — рассказал о съемках Козловский.
Если в фильме «Чернобыль» каждый из героев является собирательным образом ликвидаторов, то сериал попытался приблизиться к реальности. Пожарный Игнатенко действительно получил смертельную дозу радиации, а Людмила не отходила ни на шаг от супруга. «В больнице врачи мне говорили, что это не муж, а реактор — сгорите вместе. Говорили, но я не уходила. Я готова была расцарапать глаза за такие слова. Не могла я его бросить. Он звал каждую минуту», — вспоминала супруга Игнатенко в программе «Новые русские сенсации» на канале НТВ.
Сходства между героями сериала и кино немногочисленны. Данила признавался, что успел посмотреть только первую серию проекта HBO и сразу же приступил к своим съемкам. В основу сюжета фильма «Чернобыль» легли отношения влюбленных. И, кстати, персонаж Данилы изначально вовсе не выглядит героем.
Он не спешит ехать на пожар, не хочет лезть в пекло, думая в первую очередь о своем благополучии. Тем не менее, он идет на жертвы ради семьи и окружающих. Именно душевная трансформация Алексея вдохновила Козловского на творческий эксперимент. «Мне кажется, так гораздо интереснее, чем просто персонаж, который, условно говоря, упал и поднимается», — размышлял режиссер.
Визуальный мир
Критики особенно хвалят сериал «Чернобыль» за подробности в деталях. Никакой «клюквы» о советской жизни — только тщательное воспроизведение элементов интерьера, одежды и аксессуаров 80-х. Основная часть съемок проходила в Литве, где сохранились многоэтажки того периода. По словам создателей, они старались получить ощущение почти документального кино, впрочем, и художественного вымысла здесь предостаточно.
«Шахтеры голыми не работали, им выдавали белые хлопковые комплекты одежды. Но они иногда действительно копали туннель вручную, хотя участок был обеспечен отбойными молотками, — говорил ликвидатор Николай Саньков. — Лопатами копать такие туннели с такими сроками практически невозможно. А вот вагонетки выкатывали вручную. А что делать, если туда практически добраться невозможно? Когда делали саркофаг, на больших трейлерах подвозили опалубку размером с кузов грузовика-платформы, ее нужно было просто опустить. Для этого из пулеметов расстреливали шины у машин — использовать домкраты было невозможно. Поэтому все машины так и оставались там в бетоне».
Многие отмечают: атмосфера сериала получилась довольно мрачной и серой, но автор спецэффектов объяснил, что таким образом достигалось дополнительное напряжение: «Вся стилистика сериала очень унылая, а тебе надо показать что-то совершенно экстраординарное обычным путем — так, чтобы это выглядело достоверно. Чтобы зритель подумал — ого, да тут все как в жизни, действительно жуть берет, я будто сам там побывал».
Козловский же сначала показывает нам мирные будни Припяти до трагедии. Первая часть фильма залита солнцем и наполнена улыбками местных жителей, чтобы максимально передать контраст с событиями после аварии.
«Есть душераздирающее интервью врача клинической больницы № 6 в Москве, которая вспоминает, как к ним привезли первых пожарных, особенно сильно пострадавших. Она рассказывала, что приехали веселые молодые ребята, которые все время шутили. «Но мы-то понимали, что они скоро умрут…» — делился постановщик.
Над подборкой реквизита команда работала полгода, собирая тысячи предметов из частных коллекций, барахолок и музеев. Подлинности добивались также в технике, которую используют герои. А сам пожар впервые снимался на действующей атомной станции в Курске.
«Самое главное, это кино о людях, о цене их ошибок и их героизма. И я могу сказать абсолютно искренне, что каждый член съемочной группы вложил в эту картину очень немаленький кусочек сердца и души», — уточнял Козловский.
Миссия
В центре сюжета фильма «Чернобыль» — подвиг добровольцев, которые спустились под разрушенный ядерный реактор и вручную откачали воду из резервуара. Алексей соглашается пожертвовать собой, чтобы отправить на лечение сына, пораженного лучевой болезнью. Героям предлагают за выполнение миссии квартиры в Киеве, реабилитацию в лучшей клинике в Швейцарии, а также крупную сумму.
В сериале «Чернобыль» подвигу добровольцев уделяется не так много экранного времени. Этот эпизод — лишь часть из длинной цепочки действий по ликвидации катастрофы. Что касается вознаграждения, то здесь Легасов предлагает добровольцам всего 400 рублей.
Как в американском, так и российском проектах говорится, что драйверы получили колоссальную дозу радиации и вскоре погибли. Однако реальность оказалась не такой трагической. Все трое — Беспалов, Баранов и Ананенко — прожили еще несколько лет, а последний жив до сих пор. Он рассказал, что ни о каких деньгах речи не было, перед ними просто поставили задачу. «Это была наша работа», — говорил Алексей Ананенко.
Ликвидатор раскрыл, где правда и вымысел в сценах самой операции. Если на экране участники показаны в водолазной экипировке, то в жизни им пришлось спускаться в гидрокостюмах, а их лица скрывали простые респираторы «Лепесток», которые не мешали разговаривать. Добровольцам удалось избежать погружения, в отличие от персонажей фильма «Чернобыль». Вода доходила лишь до уровня колен, а костюмы позволяли хоть как-то снизить дозу облучения.
«Как только очутился в коридоре, опасения, что не найду быстро нужную арматуру, исчезли. Да и задвижки оказались с табличками, — вспоминал Ананенко. — Проверил оперативные наименования — все сходится, ошибка исключена. Последнее опасение — что на задвижках нет маховиков или они заклинены в закрытом положении — тоже не оправдалось. Открыли их относительно легко, газовый ключ не понадобился. По характерному шуму воды, вытекающей самотеком из бассейна-барботера, убедились, что задание выполнено, и бассейн-барботер опорожняется… Просто открыли задвижки, и сразу появился шум. Сразу поняли — вода ушла. И нам оставалось только вернуться и подняться».
Для подводных сцен Козловский отправился в Венгрию, где был отстроен специальный павильон. Говорят, во время съемок температура на площадке поднималась выше 50 градусов, что позволило актерам лучше прочувствовать состояние своих героев. «В какой-то момент мы отказались от каскадеров, чтобы иметь возможность работать более продолжительное время», — рассказывал в преддверии премьеры Данила.
Поступок ликвидаторов переоценить невозможно, ведь не пойди они этот рискованный шаг, произошел бы второй — уже паровой взрыв. Ядовитые испарения могли накрыть большую часть Европы, сделав непригодной для жизни земли на 500 тысяч лет! «Героями себя не чувствовали», — скромно отзывается о подвиге Ананенко.
Фото: пресс-служба, Legion-Media
По материалам: