«Служебный роман. Наше время» Сарика Андреасяна ругали многие критики, однако в прокате проект окупился, собрав кассу, в три раза превышавшую потраченный бюджет. Трогательный альманах «Мамы» заставил сотни людей помириться с родителями, ну а фильм-катастрофу «Землетрясение» Национальная киноакадемия Армении выдвинула в кандидаты на «Оскар», в то время как на «Кинопоиске» картина получила оценку всего в 6,9 из 10.
«Если читать каждую плохую рецензию и воспринимать близко к сердцу, то в принципе можно умереть — это первое. А второе — 90% этих рецензий пишут те, кто контент не смотрел. Это я часто понимаю, когда их читаю. Такой критик просто хочет быть модным, хочет ругать, чтобы в кругу своих друзей ему сказали: „О, ты не любишь Сарика, класс, и я тоже“. И понимаете, я уже достаточно взрослый, чтобы обижаться на это», — рассуждал режиссер.
Но разве не обидно было слышать слова Леры Кудрявцевой на «Новой волне» или читать про нелестные сравнения Нади Сысоевой? 24 августа Сарику Андреасяну исполняется 40, и мы вспоминаем его путь в кино, громкие конфликты и тайны личной жизни.
Из КВН в режиссуру
Сарик появился на свет в Ереване в семье учителя начальных классов и воспитательницы, а в четыре перебрался с близкими в казахстанский Кустанай. На новом месте родители будущего режиссера превратились в предпринимателей: открыли кафе «Эребуни», ставшее весьма популярным среди местных жителей.
Первые шаги к будущей профессии Сарик сделал в восьмом классе. Его старший брат работал на телевидении оператором, ну а наш герой вызвался помогать родственнику на репортажных съемках. Уже тогда тинейджер осознавал, как ему нравится творческое окружение. Кроме того, тогда начался бум кинопроката, так что Андреасян влюбился в кино окончательно и бесповоротно.
После школы Сарик поступил на факультет журналистики Кустанайского госуниверситета, так как никаких других творческих профессий в маленьком городе не было. В глубине души парень понимал, что это не его призвание, в отличие от режиссуры. В итоге через год Андреасян забрал документы, переехал с братьями в Москву и попал в «Мастерскую Юрия Грымова».
В студенчестве юноша играл за Сборную «Кустанай» в лиге «Старт», что позволило ему познакомиться со многими талантливыми авторами, артистами, членами жюри КВН. В Москве Сарик организовал с братьями команду «Настоящие армяне», с которой выступал в столичных клубах. Вот только вскоре с ребятами связались представители «Клуба Веселых и Находчивых», запретив молодежи использовать бренд для заработка.
«Мы ответили: «Вы же нас по телевизору не показываете? Мы же не играем в высшей лиге? Почему мы должны с вами делиться?» Видимо, такой ответ их сильно оскорбил. И поэтому, когда уже в составе этой команды КВН мы поехали на фестиваль в Сочи и уже вошли в двадцатку лучших коллективов из 1000, объявились эти люди и сказали: «Ребята, вы вообще в черном списке, вы не будете играть в КВН, потому что мы вам запрещаем это. И вы с нами не делились».
Я понимаю, как это страшно звучит, что кто-то должен с кем-то делиться в этой студенческой, невероятной игре. Но это взрослая жизнь, это тоже бизнес. То есть, наверное, мы тогда были наивны и не понимали, что действительно не имеем права использовать этот бренд. Но что было, то было», — заключил режиссер.
Спустя годы Сарик благодарил судьбу за «изгнание» из КВН, ведь если б ребятам не дали от ворот поворот, они бы продолжили карьеру в юморе, а не переключились на кино. «Когда учеба закончилась, и нас выгнали из КВНа, я и зафиксировался на режиссуре. Вот так мы и стали опять же писать сценарии, предлагать себя и так далее. Но это тоже заняло какое-то количество сложных лет», — пояснял Андреасян.
В итоге старший брат Арташес стал отвечать за музыку в фильмах Сарика, а средний — Гевонд — выступать сопродюсером. «Как-то вот жизнь так сложилась, что меня заметили, я стал заниматься кино, а затем ко мне примкнул и средний брат. И получается, что в принципе мы все втроем состоялись в творческом плане», — заключил режиссер.
Провалы и успехи
Все началось с написания диалогов для сериала «Не родись красивой», после чего Сарик уже взялся за собственный малобюджетный триллер «45 сантиметров». Проект не удалось реализовать из-за приостановки финансирования, так что официально дебютом Андреасяна стали «Бла-бла шоу» на «РЕН ТВ» и комедия «ЛОпуХИ», в пять раз окупившаяся в прокате.
Вскоре режиссера пригласили в компанию «Леополис», и он взялся за ремейк «Служебного романа». Сарик до сих пор называет картину фильмом, который его «сделал».
«Служебный роман» просто стал очень популярным и сделал тогда хорошую кассу. И, соответственно, обо мне стали говорить, меня начали везде приглашать, и на этом фоне мы с братом организовали свою собственную компанию. В нас увидели людей, которые могут совместить творчество и бизнес. Поэтому я и очень благодарен этому фильму», — пояснял Андреасян.
И действительно, братья основали Enjoy Movies, под эгидой которой вышла комедия «Беременный». Потратив на съемки два миллиона долларов, с проката Сарик получил семь, что можно было бы считать успехом, если отбросить негативные отзывы: критики в один голос твердили, что Андреасян неудачно скопировал идею американского «Джуниора».
Экспертам понравились состоящая из нескольких новелл картина «Мамы» и фильм-катастрофа «Землетрясение», посвященный трагедии 1988-го в Ленинакане, Спитаке и Кировакане. Прохладнее приняли критики «Что творят мужчины!» и «Тот еще Карлосон», однако зрители по-прежнему шли в кинотеатры.
В 2013-м Сарик выступил режиссером международного проекта «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди. Картину показали на фестивале в Торонто, однако этот факт не уберег ее от негатива: рейтинг на Rotten Tomatoes составил 14 %, ну а после премьеры в США аналитики заявили об антирекорде по сборам в кинотеатрах. Андреасян объяснил это отсутствием развернутой рекламы в Америке.
В 2015-м российские критики разгромили фантастическую ленту «Защитники», но тем не менее в том же году Enjoy Movies стала самой рентабельной компанией российского кинорынка. Через пару лет Андреасяны основали новый лейбл «Большое кино», после чего сняли фильм «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Оценки были средними, но главное, что картина напомнила зрителям о драматическом таланте актера. Сам Сарик отмечал, что восхищался Нагиевым еще со съемок «Чистилища», поэтому не сомневался, что и в его проекте Дмитрий будет на высоте.
Сотрудничество артиста и режиссера продолжилось сериалом «Чикатило», получившим рейтинг 6,8 на «Кинопоиске». В 2020-м постановщик снова задействовал Нагиева в своем проекте, пригласив актера в мелодраму «Гудбай, Америка».
Последние несколько лет богаты для Сарика проектами: он спродюсировал «Бедного олигарха», «Эластико», «В активном поиске 2», снял сериал «Жизнь по вызову». «Это культовый и скандальный проект в том плане, что он очень откровенный, — восхищалась драмой об эскорте Анна Чурина. — Я играю жену олигарха, которая преследует свои цели. Я абсолютно не ханжа в этом плане, понимаю, что всякие истории бывают в жизни. Хотя, если честно, читая сценарий первой части, я была шокирована какими-то вещами, особенно, когда мне сказали, что это реальные истории, которые случились с девушками. Поэтому, может, этот сериал будет неким предостережением для зрительниц».
Сарик Андреасян представил публике драму «Сама виновата?», фильм «Онегин», а теперь замахнулся и на «Войну и мир». Судя по всему, никакая критика не могла повлиять на режиссера, преданного своему делу. Но всегда ли легко промолчать, слыша негативные отзывы?
Скандалы
Сарик отмечал, что из-за загруженности работой редко обращал внимание на критику, а в целом мыслил так: если сериал посмотрели 15 миллионов, а негативных рецензий вышло две, значит, процент недовольных исчисляется в сотых.
«Если сейчас говорить про того же «Чикатило», либо же о каком-то другом контенте, я все равно мерю категориями зрительского успеха, то есть, смотрю хэштеги в соцсетях. Потому что очень многие люди указывают их. И исходя из этого, по хэштегам, ты идешь и читаешь людей, которые не работают в кино, а являются простыми зрителями. А когда я вижу простые отзывы, меня это всегда успокаивает, потому что зачастую они всегда позитивные. Что касается критики профессиональной прессы, то я не скрываю, что ее много. Хотя последние пять-шесть лет стало намного меньше, может быть, как раз-таки, начиная с того же «Землетрясения», — рассуждал режиссер.
Его критиковали многие блогеры, включая Евгения Баженова, однако терпение Сарика лопнуло, когда в 2021 году на «Новой волне» Лера Кудрявцева пошутила, что фильмов у режиссера много, но хорошего мало. «Лерочка, а вам эти тексты пишут, или вы просто тварь? Или вас мама плохо воспитала? Или вы в принципе не понимаете, кто я. Или вы живете в мире заблуждений? Прежде чем раскрывать свой грязный рот, и вы, и весь ваш шоу-бизнес, состоящий из морально устаревших, плохих ведущих и певцов, хорошенько проверьте информацию, которую произносите, и тупую шутку, которую вам написали люди, плохо понимающие киноиндустрию. Мне просто стыдно за вас», — вспылил в микроблоге Андреасян.
Кудрявцева оправдалась тем, что то была лишь сценарная шутка, причем она заранее уточняла у авторов, не обидная ли. С работами Андреасяна Лера и вовсе не знакома, так что о личных оскорблениях не шло и речи. Услышав, как грубо ей ответил режиссер, ведущая неприятно удивилась, а ее муж Игорь Макаров заявил, что готов набить продюсеру морду. Сарик парировал, что, во-первых, у него лицо, а во-вторых, на «стрелки» он не ходит с юности.
Режиссер делился, что привлек к делу юриста, намереваясь восстановить справедливость, ведь редакторы программы нанесли удар его репутации. Однако в итоге история заглохла. «С Лерой мы лично не пообщались, но у нас много общих знакомых и все говорят, что она потрясающий человек. Я понимаю, что она произнесла написанный редакторами текст, это ее работа и все такое прочее. Но глобально — она же могла отказаться? Хотя, наверное, дай мне текст, и я бы прочитал, подумав, что люди уже обо всем договорились. Словом, эта история в хорошем смысле затихла. Лера все поняла, она не ожидала такого всплеска, ведь тысячи армян пошли ей рассказывать, кто я такой. Но я, конечно, зла не держу», — пояснял продюсер «СтарХиту».
Еще одна неприятная история произошла с Надеждой Сысоевой: на фоне западных санкций звезда Comedy Woman заявила, что теперь не знает, к чему стремиться, ведь мечтала о Голливуде, а не о съемках у Сарика Андреасяна. «Наденька, ты ж моя хорошая! Я тебя не снимал никогда и не собираюсь! Езжай в Голливуд, там твой талант оценят! Мы еще не доросли до тебя! Еще можно во Львов вместе с Крапивиной. Будете поднимать местный театр эстрады!» — парировал режиссер в личном блоге.
Впрочем, через пару месяцев продюсер уже отметил, что и на Надю не держит зла. «Сколько было этих обидных историй! С Минаевым, Лерой Кудрявцевой… Я могу бурно отреагировать в Интернете, но встречаться с человеком один на один, чтобы высказать ему что-то, не буду. Сам люблю пошутить в Сети, много раз подкалывал Петрова или Безрукова, хотя того же Сергея Витальевича снимал. А что касается самого факта оскорблений… Так получилось, что в нашей стране не так много режиссеров, которых знают люди. Если попросить прохожих на улице озвучить ассоциации со словом „режиссер“, чьи имена они назовут? Михалков, Бондарчук, Бекмамбетов, Андреасян. Поэтому я ко всем выпадам от коллег по шоу-бизнесу отношусь спокойно. Уверен, когда встречу Надю в центре Москвы, она сама не будет знать, как себя вести в этой ситуации», — заключил Сарик.
Кстати, сам Андреасян порой не жалел коллег по цеху: говорил, что Вуди Аллен не снимает ничего сложного, Квентин Тарантино делает не зрительское кино, а «Королевство полной луны» Уэса Андерсона называл «высшей степенью дебилизма». Досталось от режиссера и Дане Милохину: блогера Сарик считал необразованным, а значит, плохим примером для молодежи.
Два брака
С будущей женой Аленой Сарик познакомился в соцсетях, а после пары месяцев переписки они случайно столкнулись на улице. Современная, но романтичная история вылилась в семилетний брак и рождение сыновей Марка и Мартина. Однако в 2018-м супруга неожиданно объявила о разводе, не сообщая истинных причин решения. Что разрушило брак, не мог сказать и Андреасян.
«Мне кажется, что просто ощущение, что жизнь должна быть другой, наверное, — размышлял продюсер. — Ну это внутренние чувства, тяжело объяснимые, то есть, у этого нет каких-то очень четких понятий. Возможно, это все связано с тем, что творческие люди, они все ищущие и, возможно, свободу в хорошем смысле этого слова, какое-то вдохновение, перемены в жизни. Вот может быть, это. То есть, четко сказать, что мне нравилось, а что — нет, не совсем правильно. И даже не хочется сочинять каких-то вещей».
Тем временем разгорелись слухи о том, что развод произошел из-за романа Андреасяна с актрисой Лизой Моряк. Режиссер не скрывал, что познакомился с артисткой на съемках ленты «Девушки бывают разные», однако отношения не сразу вылились в романтические.
«Наши отношения начались, когда Сарик уже был свободен, — подчеркивала Лиза в интервью. — Мы поняли, что дружба может превратиться в нечто большее! У нас слишком много общего, мы шутим одинаково, любим одинаковую еду и нас объединяет общая сфера деятельности, мы очень похожи, и кажется, исход событий был предсказуем, хотя я сопротивлялась. Я боялась, что меня обвинят в том, что я стала причиной развода. Я поддерживала Сарика в бракоразводном процессе, была рядом, шутила и помогала с переездом. Если бы не наше чувство юмора, пережить ситуацию было бы труднее. При этом, ни о какой близости речи не было. Честно говоря, для обоих это был большой риск: я боялась, что ничего не получится, зачем рушить то, что уже прекрасно, боялась, что могу его потерять, если ничего не выйдет. А о нем даже писать не буду, он на кон поставил все и рискнул, получил штамп в паспорте и пришел ко мне. С тех пор мы вместе».
Они часто ездили отдыхать в Эмираты, а затем купили квартиру в Дубае. Вскоре режиссер сделал актрисе предложение во время романтической воздушной прогулки и, разумеется, услышал заветное «да». Поженились влюбленные, когда Лиза уже носила под сердцем дочку Элизабет, ну а в минувшем июне влюбленные отметили шесть лет отношений.
Окружающие нередко дискутируют о роскошных подарках продюсера второй половине: у Моряк появился свой свадебный салон, а потом и главная роль в «Онегине». К пересудам Лиза относится спокойно. «Обычный человек, который покупает билет в кино, идет туда не для того, чтобы критиковать, а чтобы посмотреть. Мне, конечно, хотелось бы получить благословение зрителя, потому что я старалась на пределе своих возможностей и таланта. К критике отношусь спокойно, у каждого есть право на мнение. И порой критика делает нас лучше. Но неправильно, если она переходит в оскорбление», — рассуждала о хейтерах Лиза со «СтарХитом».