Леонид Марков появился на свет в казахстанском селе Алексеевска в семье провинциального актера и гримера. Артиста переводили из города в город: маленькие Римма и Леня успели пожить в Ашхабаде, Саратове, Вологде, Якутске. Дети росли за кулисами и рано начали участвовать в спектаклях папы, поэтому неудивительно, что оба пошли по стопам Василия Демьяновича.
Впрочем, Леня совсем не сразу проникся любовью к сцене: он отлично рисовал и лепил из глины, так что лелеял мечту стать художником. Уже будучи подростком, вслед за сестрой Марков поступил в студию при Вологодском театре. Руководитель кружка отвезла талантливых артистов в Москву, где те попали в «Ленком».
В дальнейшем актер блистал в Театрах имени Пушкина и Моссовета, играя в спектаклях «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и «Поднятая целина». Но равномерно ли развивалась карьера артиста в кино? 13 декабря исполняется 97 лет со дня рождения Леонида Маркова, и самое время рассказать о его яркой карьере и бурной личной жизни.
Карьера Леонида Маркова
Леонид Васильевич дебютировал на экране в эпизодах фильмов «Жуковский» и «Мать», а в 1956-м упустил роль, которая могла бы прославить его на весь СССР — в картине Григория Чухрая «Сорок первый». Хотя режиссер был доволен пробами, в последний момент он утвердил Олега Стриженова, а Марков не стал бороться за место из-за занятости в театре. «Он не смог вырваться. Да и не рвался, если откровенно. Не было в нем стремления ухватиться, локтями растолкать», — сетовала Римма Маркова.
Еще более обидным упущением Римма Васильевна считала историю с «Агонией». Элем Климов сперва утвердил на роль Григория Распутина Леонида Маркова, а затем передумал и взял Алексея Петренко. На моменте озвучивания режиссер понял, что было бы здорово, если бы Распутин все же говорил голосом Леонида Васильевича, но позвонить отвергнутому актеру постеснялся, поэтому переадресовал просьбу его сестре.
Римма Маркова в сердцах высказала драматургу свое недовольство. Ну а Леонид Васильевич в итоге расстроился не из-за поступка режиссера, а из-за выпада сестры: артист не ревновал к успеху Петренко и был бы рад довольствоваться хотя бы озвучиванием Распутина.
Нельзя сказать, что запоминающихся ролей у Леонида Маркова не скопилось. На заре 70-х актер сыграл Авдея Угрюмова в «Русском поле», после чего засветился в ленте «Последний гайдук», а затем перевоплотился в Михаила Багрова в «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Начался период расцвета карьеры артиста: он сыграл Крутова в драме «Долги наши», господина де Реналя в экранизации романа «Красное и черное», главного героя в «Схватке в пурге». Одним зрителям Леонид Марков больше всего запомнился в образе несчастного вдовца в ленте «Мой ласковый и нежный зверь», другим — как секретарь обкома партии в «Соли земли», ну а третьим — в качестве Павла Смирновского из «Гаража» Эльдара Рязанова.
«Безответная любовь», «Коней на переправе не меняют», «Полет с космонавтом», «Наследство» — в 70-80-е Леонид Марков много снимался. При этом актер входил в худсовет Театра имени Моссовета, где порой забывал о застенчивости, если речь заходила о выражении честного мнения. К примеру, спектакль «Поющие пески» Юрия Завадского артист раскритиковал, отметив, что после нескольких представлений следует спрятать декорации в сарай и забыть о них. Справедливости ради, пьеса зрителям действительно не полюбилась.
«Леня по натуре своей был человеком стеснительным, зажатым, а как выпьет — словно узда спадала! Хотя и безотносительно к выпивке, сплошь и рядом рубил сплеча», — отмечала Римма Маркова.
Браки и романы
В Леониде Маркове причудливым образом переплетались противоположные черты характера: он бывал зажатым и скромным, но остро реагировал на несправедливость и кумовство, мог казаться разгульным и твердым, однако терялся, если ему хамили. С женщинами же актер превращался в донжуана, и даже преданная сестра порой вставала на сторону пострадавших от его чар девушек.
«Я его красоты не понимала, потому что блондины для меня как мужчины не существовали, — рассуждала Римма Маркова. — Никогда не могла взять в толк, почему женщины буквально рвали брата на части. Он ведь такой застенчивый, тихий. Леня впервые влюбился в нашу сокурсницу и, когда увидел, что к ней подошел какой-то парень, упал в обморок — такой был чувствительный».
Ходили слухи, что Марков тот еще «ходок», и отвергнутые девушки бежали за советом к его сестре. Римма Васильевна лишь пожимала плечами и отвечала, что брат вряд ли изменится и остепенится. Впрочем, актриса ошибалась.
Первой супругой актера стала коллега по «Ленкому» Тамара Басова. «Они были очень разными, — заключила племянница артиста Татьяна. — Леня — застенчивый, робкий и одновременно невероятно красивый и влюбчивый. А Тамара — жесткая, властная. Неудивительно, что она постоянно его третировала и ревновала. Дошло до того, что руки начала распускать. Мама, увидев следы от ее ногтей на шее брата, встретилась с Тамарой в „Ленкоме“ и грозно потребовала: „Больше к нему не подходи“. Когда дядя Леня развелся, Римма была очень довольна».
Со второй женой Валентиной артист расстался довольно быстро: вероятно, угасли чувства. Третья избранница Ирина оказалась ужасной хозяйкой, не мывшей посуду и выбрасывавшей грязное белье в мусоропровод, но какое-то время пламя страсти заставляло Маркова закрывать на недостатки пассии глаза. Супруга попыталась рассорить актера с сестрой, имевшей на него огромное влияние, но в итоге союз распался.
Помимо браков, в жизни Леонида Маркова случилось много романов: сам актер говорил знакомым, что женщин у него было около тысячи. В число любовных интересов попала и коллега по театру Валентина Талызина. «Замуж звал. Но мне хватило в жизни одного запойного алкоголика — тоже Лени, художника Непомнящего, — отмечала Талызина. — Хотя мужчина он был яркий, притягательный».
Остепенился Леонид Васильевич, лишь когда в 43 встретил инженера ТВ Елену. Женщина на 17 лет младше оказалась родственной душой актера, и вместе они провели почти два десятилетия. Правда, уйдя в собственную семью, Марков неизбежно отдалился от сестры. Впоследствии Римма Маркова увидела в этом и свою вину…
Смерть в 63
Детей у Леонида Маркова так и не появилось: актер называл жен «бракованными», даже не предполагая, что сам мог оказаться бесплодным. Так или иначе, в четвертом браке артист был счастлив. Он надеялся коротать рядом с Еленой долгую старость, но, к сожалению, не дожил и до 65.
Еще в 1985-м актер сыграл в фильме «Змеелов» угасающего от онкологического заболевания Петра Котова, словно предсказав свою дальнейшую судьбу: спустя шесть лет артисту диагностировали рак желудка. В марте 1991-го 63-летнего Леонида Маркова не стало.
Знакомые винили в раннем уходе самого актера, который, по их словам, продолжал разгульно жить, несмотря на болезнь: выпивал так, что однажды даже разнес номер в краснодарской гостинице. Ну а Римма Маркова корила себя, ведь в последние годы мало общалась с братом.
«Он растворился в своей Лене. Носился с ней как с ребенком. Детей-то у него не было. А у меня были свои заботы, дочка. И проворонила. А ведь если бы вовремя эту заразу поймать, сделать операцию, можно жить и жить! Георгий Жженов после удаления опухоли 10 лет жил! А я своего Леню не уберегла, — негодовала актриса. — Как он мучился, какие адские боли выносил! Уже и пульс не прощупывался, а он жил, боролся. Говорить не мог, но все по глазам было понятно. Его кололи обезболивающими наркотиками. Только благодаря им мог отдохнуть — и потом снова в бой. Уходил как настоящий мужик — спокойно и с достоинством».
Самой Риммы Марковой не стало в 2015-м — в отличие от брата, она дожила почти до 90 лет, вырастила дочь и внука. «Она так и не узнала, что больна раком, мы ей не сказали. В нашей семье уже был печальный опыт: в результате игры воображения мой дедушка два месяца провел в больнице. Думаю, что и мама, узнав о смертельной болезни, на следующий день умерла бы от ужаса», — заключила дочь артистки.