Марис Лиепа появился на свет в Риге и с малых лет поражал окружающих разнообразными способностями. Папа артиста в молодости обладал прекрасным голосом, и мальчик унаследовал этот талант и присоединился к хору постановки «Кармен». Также Марис делал успехи в гимнастике и завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции. Но, конечно, главным делом его жизни стал балет.
Друг отца посоветовал отдать артистичного ребенка в Рижское хореографическое училище, преподаватели которого разглядели в Марисе будущую звезду. В 13 юноша уже танцевал взрослые партии в «Дон Кихоте» и «Князе Игоре», а после Всесоюзного смотра в Москве Николай Тарасов пригласил парня в столицу.
Стипендии Московское хореографическое училище танцовщику не выделило, так что родителям Лиепы пришлось продать дачу, чтобы обеспечить сыну образование. Но учеба в столице не гарантировала места в Большом театре, ведь национальные кадры были обязаны вернуться на родину. Как же Марису удалось сломать стереотипы и вписать свое имя в историю мирового балета? 27 июля исполняется 88 лет со дня рождения премьера, и мы рассказываем, что помогало ему, а что мешало в построении карьеры.
Величие в каждой партии
Вновь в Москве Лиепа оказался на декаде прибалтийского искусства, где исполнил партии русского воина Никиты в балете «Лайма» и музыканта Тотса в спектакле «Сакта свободы». Выступление артиста так понравилось Майе Плисецкой, что она написала хвалебный отзыв и предложила коллеге станцевать в паре во время Дней культуры СССР в Венгрии.
В Будапеште Марис претворил в жизнь мечту любого танцовщика — исполнил партию Зигфрида в «Лебедином озере», несмотря на полученную ранее травму ноги. Уехав в Сочи восстанавливаться, Лиепа встретил Владимира Бурмейстера, который позвал его в Московский академический музыкальный театр за баснословную зарплату.
Вскоре зрители столицы уже мчались в учреждение ради Мариса, лишь бы увидеть его Лионеля в «Жанне д’Арк» или Синдбада в «Шехеразаде». Неудивительно, что в 1960-м Лиепа наконец дождался приглашения в Большой театр, от которого не мог отказаться. Ходили легенды, что руководство рассматривало несколько кандидатов, а нашего героя выбрало, так как на собеседовании он задавал вопросы не о гонорарах и квартирах, а о спектаклях.
Граф Альберт в «Жизели», Вронский в «Анне Карениной», Ромео — танцовщик получил все главные роли, о которых грезил. При этом, когда балетмейстером стал Юрий Григорович, вместо ключевого персонажа в «Спартаке» Марис начал исполнять партию Красса, но именно она и запомнилась мировым критикам больше прочих.
«В историю артист входит тогда, когда создает в выдающемся спектакле неповторимую роль, в которой он — первый. У Плисецкой — Кармен, у Улановой — Джульетта, у отца, безусловно, — Красс, — рассуждала спустя годы Илзе Лиепа. — Часто слышала от людей, видевших «Спартака»: «Открывается занавес — и летит колесница, на ней — Красс!» А колесница-то неподвижна, движение ей придает дар артиста. Отец говорил: «На сцене должно работать не на размер зала, а на размер космоса».
В марте 1982-го Марис танцевал Красса в последний раз: из-за ухудшения отношений с Григоровичем — четырьмя годами ранее премьер даже обвинил балетмейстера в интервью в забвении балетных ценностей — Лиепу вынудили выйти на пенсию. Немалую роль в этом сыграло давление через детей: звезде толсто намекнули, что его дочь Илзе будет прозябать в массовке, если знаменитый папа не уйдет с дороги. С этого момента артист блистал на сцене лишь в антрепризе и на творческих вечерах.
Разбивая сердца
Встреча 20-летнего танцовщика с 31-летней Майей Плисецкой на декаде прибалтийского искусства привела не только к творческому союзу, но и к браку пары. Правда, вместе звезды прожили всего пару недель, ну а через три месяца развелись, так что, по слухам, свадьбу сыграли вовсе не из-за страсти, а ради разрешения на зарубежные гастроли.
Гораздо серьезнее оказался второй союз артиста — на съемках фильма «Илзе» он влюбился в актрису Маргариту Жигунову. Вот только вести избранницу в загс увлеченный работой танцовщик не спешил: поговаривали, что беременная Маргарита даже пожаловалась на мужчину в партком театра, после чего Марис наконец женился.
Детей супруги назвали в честь героев объединившего пару фильма: Илзе и Андрис. Оба продолжили дело отца и прославились в хореографии. По словам дочери танцовщика, родители питали нежные чувства друг к другу, и мама всегда была для папы поддержкой и музой. Однако это не мешало премьеру заводить романы на стороне…
Дочка Галины Брежневой Виктория прямо говорила, что «кремлевская принцесса» страдала по Марису пять лет. По словам Милаевой, танцовщик на 11 лет моложе держал Галину на расстоянии, кормил обещаниями о разводе и не гнушался пользоваться привилегиями: принимал подарки для детей, купленные наследницей генсека в ГУМе.
«Он и „авансы“ раздавал: возил в Ригу, чтобы познакомить с родителями. Как она мечтала выйти за него замуж! Квартирку они на пару дней снимали, но, переспав, разбегались по домам. Он все вздыхал, что привязан к детям — Андрису и Илзе. Не спорю, это был талантливый танцор, но мог бы еще долго ходить без высшей награды СССР — Ленинской премии, кабы мама не позвонила кому надо…» — отмечала Виктория.
Точку в романе премьер поставил жестоко: позвал Галину встретить его в аэропорту и показательно поцеловал жену и удалился с семьей, не обращая внимания на любовницу. По крайней мере, так уверяет Виктория Милаева. Кстати, в алкоголизме матери Виктория считала виновным Мариса, разбившего ей сердце.
Между женами
В 70-е у Мариса закрутился роман с художницей по костюмам Евгенией Шульц, отличавшийся от прочих хотя бы тем, что плодом любви пары стала дочка Мария. Признание о внебрачном ребенке могло лишиться танцовщика карьеры, поэтому рождение девочки долго держалось в тайне.
Последней каплей для Маргариты Жигуновой стала вовсе не эта история, а роман мужа с молодой балериной Ниной Семизоровой. Актриса вновь пожаловалась на премьера в партком, ну а Нина на заседании неожиданно выпалила, что у них с Марисом все серьезно и планируется свадьба. Такого поворота не ожидал сам Лиепа, но пришлось поддаться на провокацию, развестись и лишиться квартиры и возможности видеться с детьми… «Он очень быстро понял, что свершилась трагедия для него, что он потерял под ногами все. Трагично было то, что одновременно он терял и свою балетную карьеру», — отмечала в программе «Судьба человека» на канале «Россия 1» Илзе Лиепа.
Разумеется, союз с Ниной долго не продержался. По одной версии, когда началась опала со стороны Григоровича, балерина отказалась танцевать с мужем, по другой — узнала о его внебрачной дочери, по третьей — не справилась с депрессией Мариса, который на фоне краха карьеры начал мешать алкоголь со снотворным… Так или иначе, Лиепа вновь развелся и остался без жилья.
Тихую гавань Марис попытался найти, возобновив отношения с Евгенией. Шульц утверждала, что влюбленные собирались пожениться, но не успели оформить союз. Причиной стала внезапная смерть танцовщика…
Бесперспективность существования буквально убивала Мариса. Ему не доверили вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета, не позволили создать собственное учреждение в Латвии. Жить без работы на мизерную пенсию казалось премьеру унизительным и бессмысленным. Здоровье Лиепы тоже начало сдавать, ведь без тренировок склонный к полноте мужчина быстро набрал 20 лишних килограммов.
В начале весны 1989 года забрезжила надежда: в Москве одобрили проект создания Театра Мариса Лиепы. Вот только счастливого часа артист не дождался, ведь в конце марта у него случился инфаркт. Поговаривали, что накануне звезда балета заходил в Большой театр, но охранник даже не пустил его в служебное помещение, вот, мол, сердце премьера и не выдержало…