Валентина Теличкина появилась на свет в Арзамасском районе Горьковской области в многодетной семье — она была седьмым ребенком. И хотя впоследствии актриса называла себя простой сельской девочкой, творчество притягивало ее с малых лет — Валя пела частушки, танцевала, читала стихи, играла на гитаре.
Домашние окрестили девочку артисткой, так что мало кто удивился, когда 20-летняя Теличкина уехала в Москву поступать во ВГИК. Ей удалось влиться в ряды студентов с первой попытки — Валентина попала на один курс с Екатериной Васильевой.
Поговаривали, что в молодости у нашей героини случился роман с турком, однако к браку он не привел. По другой версии, прилежной студентке было не до отношений: словно мама, она заботилась о менее приспособленных к жизни сокурсниках, делясь с ними обедами и делая стрижки. Так с кем же актриса создала семью? 10 января Валентине Теличкиной исполняется 79, и самое время вспомнить ее биографию.
От славы до кризиса
После второго курса Валентина дебютировала на экране в фильме «Таежный десант», ну а в 1967-м — снялась в картине Сергея Герасимова «Журналист». Это была огромная удача, ведь Герасимов, как правило, сотрудничал только со своими выпускниками. Уговорила режиссера жена — Тамара Макарова чувствовала, что именно Теличкиной удастся идеально передать образ машинистки Вали Корольковой.
Роль сделала Валентину узнаваемой и принесла ей массу предложений, правда, одного типажа. Отныне режиссеры предлагали актрисе образы скромных, но непосредственных женщин, честных комсомолок и верных невест. Выделялась среди других героиня Теличкиной в «Осенних свадьбах» — деревенская девушка Наташа.
Со временем амплуа удалось расширить: актриса засветилась в «Зигзаге удачи», «Чайке», комедии Гайдая «Не может быть!» В последнем проекте гримеры так постарались, что Теличкину в образе невесты «с прицепом» на экране не узнали даже друзья.
«Пять вечеров», «Где находится нофелет?», «По главной улице с оркестром» — зрители тепло принимали даже кратковременные появления Теличкиной на экране. Актрису называли иконой стиля, и хотя сама она родилась в селе Красном, в ленту «Москва слезам не верит» на роль провинциалки не подошла — то ли сама отказалась, то ли ее забраковал Владимир Меньшов.
Валентина серьезно относилась к выбору персонажей, а потому тщательно просматривала сценарии. К примеру, роль царицы в «Иван Васильевич меняет профессию» показалась артистке скучной, так что на съемки она не согласилась. Еще сложнее Теличкиной стало в 90-е, когда наступил период кризиса в кино — если и предлагали, то роли в боевиках, зачастую чересчур откровенные.
«Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн, растление, в любой, даже самой привлекательной форме. Я бы не стала своим творчеством проповедовать сомнительные ценности. И я рада, что мне удается следовать своим принципам. Даже когда очень нуждалась в средствах, я смогла отказаться от нескольких ролей, обещавших мне безбедное существование, но весьма сомнительных по своему духовному смыслу», — подчеркивала звезда.
Слухи и реалии
Валентина Теличкина создала себе безупречную репутацию, будучи принципиальной и высоконравственной во всех сферах жизни. Однако поговаривали, что в молодости у нее возникла взаимная симпатия с Геннадием Корольковым. Артисты вместе снимались в картинах «Три дня Виктора Чернышева» и «Потому что люблю», а романы на площадке, как известно, дело частое. Вот только Корольков был женат и воспитывал в браке сына, а для Валентины отношения с несвободным мужчиной казались неприемлемыми.
Актриса постаралась забыть Геннадия, а когда уже отчаялась встретить любовь, оказалась на праздничном вечере в клубе советско-болгарской дружбы, где собрались различные представители интеллигенции. Артистка познакомилась с архитектором Владимиром Гудковым, и в 34 подарила ему сына Ваню.
Поженились влюбленные лишь спустя год, так как не считали штампы чем-то основополагающим. Муж и сын стали для звезды главной опорой и приоритетом, и именно они спасли ее в кризисный период.
От «Бригады» до «Огорода»
Роли Теличкиной в первое десятилетие после распада СССР можно посчитать по пальцам, как из-за избирательности актрисы, так и из-за кризиса в кино. В какой-то момент артистка впала в серьезную депрессию, чувствуя себя ненужной. Звезду преследовали мигрени, и психолог, к которому она обратилась, посоветовал найти новое хобби.
«В православии это называется уныние, смертный грех. Не хотелось никого видеть. Я считаю, что меня спас сын. Долгое время просто жила на силе воли, потому что понимала, что нужна ему. Его надо было встретить из школы, проводить, накормить, поговорить с учителями. Он же школьником тогда был», — вспоминала актриса.
Вскоре выяснилось, что артистке нравится рисовать: на каждый сеанс к психологу она приносила акварели. «Я накапала красками, свернула листок, развернула и увидела в этих кляксах медведя. Теперь я каждый день молюсь, что мне Господь Бог вложил кисть в руки и я рисую то, чего мне недостает в жизни. Не хватает ярких картин, так я сама их нарисую», — рассуждала звезда.
Хобби вылилось в серьезное увлечение: картины Теличкиной попадали на выставки и в православные журналы — основной тематикой работ была религиозная. При этом кино не ушло из жизни актрисы окончательно — на заре нулевых Валентина Ивановна напомнила зрителям о себе, сыграв мать Саши Белого в «Бригаде». Артистке понравился сценарий ленты, иначе бы она не согласилась на роль в криминальной драме.
Мать героя Сергея Безрукова Теличкина вновь сыграла в «Есенине». Перевоплотилась актриса и в родительницу Гоголя, после чего появилась в сериалах «Третья мировая» и «Журавль в небе». В дальнейшем на экране она мелькала все реже, делая исключения ради съемок в мотивирующих и добрых фильмах — к примеру, в -«Огороде» персонаж Валентины Ивановны находит любовь в зрелом возрасте.
«Я рада, что востребована. Но если меня приглашают просто „похлопотать лицом“, конечно, это мне не нужно. Потому что, слава Богу, идут еще и советские фильмы, и российские фильмы, в которых есть достойные мои работы. Выбирая новую роль, нужно взвешивать, что тебе важнее — роскошная жизнь или достойная жизнь. Никогда я не буду чувствовать себя достойно, если буду в какой-то пошлости сниматься. Сколько бы за нее я ни имела денег. Лучше уж сократить свои желания. На нашу пенсию можно жить. Она позволяет отказываться от плохих ролей. Слава Богу, нам еще и Собянин добавил к пенсии», — отмечала звезда.
Вдовство
Со спадом карьеры Теличкиной связывают также обстановку в ее личной жизни: в прошлом году на «Черноречье Фесте» в Дзержинске актриса сама призналась, что редко выезжает на мероприятия после невосполнимой потери. «Я родом из этих мест, из Нижегородской области, из Арзамаса. У меня там много родственников — внучатых племянников. Раньше бывала часто, а когда не стало ни мамы, ни папы, ни сестер, ни братьев, получается вырваться из Москвы редко. К тому же я похоронила любимого мужа, и стало не до поездок», — вздыхала артистка.
Несмотря на горечь утраты, актриса продолжает вести активный образ жизни. Утешение она находит в вере, живописи и общении с родными — сын звезды окончил МГИМО, женился и подарил матери внука Колю. Окружающим остается лишь удивляться, что в свои годы Теличкина остается бодрой и моложавой.
«Я ничего для этого специально не делаю, диеты в жизни не пробовала. К тому же, признаюсь, никогда не была уверена в своей красоте, и по сей день этого не понимаю. Фотогеничность у меня есть, хотя и тут все зависит от оператора — иногда в кадре выгляжу ужасно. А вот красивой себя не считаю и к званию „секс-символа Союза“ всегда относилась спокойно. Мне кажется, что я всего-навсего не самый большой урод на этом свете. К комплиментам о внешности я отношусь спокойно. Мне гораздо приятнее, если отмечают какие-то мои человечески черты, находят, что не дура», — резюмировала актриса.