29 июля 1968-го в семье Василия Шукшина и Лидии Федосеевой родилась младшая наследница Ольга. Девочка считала себя скорее папиной дочкой, да и походила на писателя внешне. Вместе дети и родители снялись в картине «Печки-лавочки», ну а когда Оле было шесть, идиллия рухнула со смертью отца.
Вскоре в доме появился оператор Михаил Агранович, ставший сестрам отчимом. Он устроил девочек в английскую спецшколу, лично помогал им с уроками, готовил завтраки, заплетал косички. «Где была в это время мама? Не помню. Может, спала? И в голову не приходило задаваться этим естественным вопросом. Мама, по крайней мере в моих картинках того бытового круговорота, как ни странно, не возникает», - признавалась Ольга.
Младшая дочка чувствовала, что симпатии матери отданы стройной хорошистке Маше, а не ей – склонной к полноте троечнице. Сестры никогда не делились девчачьими секретами, а от родительницы Оля ни разу не слышала слов любви. С годами холод все больше проникал в семью, где каждый существовал обособленно и не ощущал крепости кровных уз. К чему же это привело Ольгу Шукшину?
Трещина в семье
Присутствие Аграновича маскировало ширившуюся пропасть между членами семьи, но когда спустя 10 лет отношений оператор и Лидия Федосеева-Шукшина расстались, проблемы выплыли наружу. По мнению Ольги, ее, маму и Машу потянуло в разные стороны, словно лебедя, рака и щуку. Так, Лидия Николаевна привезла из Польши со съемок следующего мужа, — художника-постановщика Марека Межеевского — и квартира превратилась в проходной двор.
По настоянию матери Оля поступила в ГИТИС, причем к прослушиванию ее готовила не родительница, а Михаил Агранович. В вуз девушка пошла неосознанно, вовсе не собираясь становиться актрисой. Пока Лидия Николаевна была увлечена походами по ресторанам и культурным мероприятиям с мужем на 16 лет младше, Ольга тоже тусовалась — правда, где придется, да и ночевать оставалась в общежитии, не желая возвращаться в холодный дом.
Не имея поддержки близких, Оля совершила череду юношеских ошибок. Так, в 17 в Пицунде она забеременела от парня, с которым закрутила курортный роман, и мама настояла на аборте, о чем впоследствии Ольга Шукшина сильно жалела.
Позднее блондинка увела парня-красавца у подруги и вышла за него замуж, просто чтобы официально избавиться от опеки матери и начать самостоятельную жизнь. Почти сразу после росписи женщина забеременела, а потом узнала об измене супруга с бывшей. Михаил Агранович вновь проявил отеческую заботу, попытавшись отговорить Ольгу от аборта, но все оказалось тщетно.
Ольга впала в депрессию и ушла из вуза в академический отпуск. Чтобы помочь девушке, Агранович выхлопотал для нее роль в картине Глеба Панфилова «Мать», ну а Федосеева-Шукшина договорилась о переводе дочери во ВГИК для окончания высшего образования.
К тому моменту вступило в силу отцовское завещание, согласно которому каждая дочка Шукшина получала по 25 тысяч рублей — до экономического кризиса это была сказочная сумма. Мария тогда уже успела расстаться с Артемом Трегубенко, от которого родила ныне скандально известную Аню, и выгодно вложила наследство в трехкомнатный кооператив. А вот Оля состояние промотала на путешествия по Европе и переезд в Нью-Йорк.
В Америке девушку закрутили тусовки, где она бездумно пробовала алкоголь и наркотики. Остановиться помогли два события: кража документов и денег и смерть дяди. Дело в том, что на поминках Ольга разговорилась с батюшкой, после чего постепенно воцерковилась. Ну а история с воровством заставила Шукшину вернуться в Россию и броситься в объятия матери. Не встретив теплоты и участия, блондинка отправилась искать их в другом месте…
Единственная любовь
Погода в материнском доме заметно ухудшилась, когда Лидия Николаевна дала отставку Мареку Межеевскому. Федосеева-Шукшина отправилась отдыхать в Эмираты, ну а отвергнутого возлюбленного, бросившегося топить горе в бутылке, оставила с Ольгой и ее бабушкой. Поляк натурально сходил с ума, а однажды выбил в гневе дверь, но услышав об этом, звезда «Калины красной» только усмехнулась и велела дочке не выдумывать. «Этот эпизод шрамом лег на мое отношение к маме. И подтолкнул в объятия человека, который, может, вовсе и не был мне предназначен. Но так или иначе, он стал единственной моей любовью», — признавалась Ольга Шукшина.
С Покиром Кабуловым Оля была знакома со ВГИКа. Парень зацепил ее, когда бросил вызов — мол, сможет ли она, дочка Шукшина, написать рассказ? С тех самых пор Ольга начала много читать и поставила целью увековечить наследие знаменитого отца.
Но вернемся к Покиру. Уроженца Ташкента считали узбеком, однако Оля уверяла, что он уйгур из знатного рода. Молодой человек казался неординарной личностью, девушки смотрели на режиссера-документалиста с обожанием. Ольга же прониклась к парню симпатией, лишь когда по возвращении из Америки и после холодного приема матери в отчаянии бросилась к нему в общежитие. Потом Шукшина сбежала на отцовскую дачу, и Кабулов навещал ее там — сначала в качестве друга, а затем и возлюбленного.
Ольга знала об оставленных Покиром женщинах с детьми, однако ребенка хотела родить именно от него. Так и случилось — на свет появился Василий, на время объединивший всю семью Шукшиных: Лидия Николаевна радостно встречала внука в больнице и регистрировала ему метрику, Мария навещала сестру и помогала ей материально, когда мальчик был мал. Папа приехал к сыну всего пару раз, после чего исчез с радаров.
На время Ольга и Вася перебрались в Петербург, но из-за сырого климата оба часто болели. Федосеева-Шукшина познакомила дочь с отцом Никоном, у которого было подворье в Севастополе. Лето Ольга Шукшина с сыном провели в Крыму, а затем приехали в Ивановскую область, где батюшка предложил посмотреть монастырский приют для мальчиков.
Ольга поняла, что это идеальное место для наследника, росшего без отца, и сама поселилась в вагончике при монастыре, чтобы видеться с ребенком. Вопреки слухам, постриг Шукшина не приняла, а лишь была послушницей несколько лет. Позднее Лидия Николаевна купила дочке и внуку келейку из двух комнат в доме в центре Шуи и квартиру в Сергиевом Посаде.
Непримиримые разногласия
Чем больше Ольга погружалась в духовную жизнь, тем сильнее хотела разыскать отца Василия и помириться с ним. Нашла она Покира в плачевном состоянии: мужчина плохо перенес кризис 90-х и начал спиваться. Шукшина бросилась на спасение бывшего возлюбленного, поселив его в ветхом доме на даче. Вот только родственники этому факту возмутились, а когда Ольга Шукшина все же выкупила здание, Кабулов вернулся восвояси и продолжил путь на самое дно.
На этом скандалы с близкими не прекратились: подросший сын Ольги приехал в Москву поступать во ВГИК и поселился в квартире, принадлежавшей его маме и двоюродной сестре Анне. Анна Трегубенко и некие ее приятели обвинили Василия в тусовках с товарищами и выгнали из дома, что Ольга Шукшина придала огласке. Начались долгие выяснения личных и имущественных отношений, которые привели к конфликту и между Олей и Марией, и между Анной Трегубенко с мамой и тетей.
Ругалась наша героиня и с новым избранником матери Бари Алибасовым, который, по ее мнению, тоже претендовал на квартиру в столице. На фоне скандалов Ольга серьезно заболела — ее преследовали приступы стенокардии. По некоторым данным, обращение Шукшиной к хорошему врачу привело к браку, который продлился всего три месяца.
Восстановиться после стресса Ольга пыталась и с помощью переезда — какое-то время она жила в Египте, где занималась бизнесом, связанным с секонд-хендами. Однако в итоге судьба вернула Шукшину в Москву, где она поселилась с матерью, которой с годами требовался все больший уход.
В 2022-м Ольгу обвинили в попытке упрятать мать в дом престарелых, однако она оспорила информацию, отметив, что Лидия Николаевна сама уехала в элитный пансионат, когда заболела коронавирусом. Из-за слабого здоровья Федосеева-Шукшина все чаще попадала в клиники, и ее состояние неизменно комментировала младшая дочь.
Хотя Анна Трегубенко обмолвилась, что лечение бабушки оплачивает Мария Шукшина, Ольга заявила об обратном — мол, актриса вообще не интересуется мамой, годами не разговаривает с родной дочерью, ну а сестру и вовсе заблокировала в телефоне.
Ситуация усугубилась тем, что права на произведения Василия Шукшина Лидия Николаевна передала Марии. Когда и как — пенсионерка уже не помнит, однако теперь хочет восстановить справедливость. К примеру, Ольгу возмутила трактовка «Калины красной» театром Надежды Бабкиной, где играла ее сестра.
В минувшем феврале Ольга Шукшина подала в суд на Марию, очевидно, в связи с конфликтом из-за творчества папы. Все это расстраивает Лидию Николаевну, но пока что примирением между сестрами и не пахнет. «У них была такая любовь! Такое счастье было смотреть на них, жить для них. А теперь ни одна, ни другая не идут навстречу друг другу. Маша не подходит к телефону, не хочет разговаривать. В общем, для меня это все сложно. Я прожила трудную, но прекрасную жизнь. Рядом со мной были чудные люди, я всех очень люблю. Но никак не могу объединить своих девчонок. Не знаю, как это сделать, я бы на все пошла… Сколько мне осталось жить, Бог его знает. Сегодня я здесь, а завтра, может, усну и не проснусь», — сетовала Федосеева-Шукшина в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».