И в кино, и на сцене Игорь Дмитриев нередко играл аристократов, на что имел полное право, являясь праправнуком фрейлины императрицы Марии Федоровны — Анны Шерер. При советской власти упоминание о таком родстве было нежелательным, так что о корнях артист рассказал лишь в 2000-х.
Актер родился и вырос в Ленинграде, а воспитывался мамой, бабушкой и дедушкой – мама-балерина рассталась с отцом вскоре после появления мальчика на свет. Елена Ильинична работала в мюзик-холле, преподавала в хореографическом училище, а одно время выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы», так что цирк стал одним из ярчайших воспоминаний детства Игоря Дмитриева.
Главным же увлечением мальчика стал театр: в семь лет он начал выступать в самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров. Когда началась война, юноша уехал в эвакуацию в поселок Молотовской области, где участвовал в концертах для раненых. Следующей ступенью оказалась учеба в Школе-студии МХАТ, открывшая артисту путь в ЛДТ. Почему же в дальнейшую судьбу актера затесались увольнение и горечь потери? 29 мая исполняется 96 лет со дня рождения Игоря Дмитриева, и мы вспоминаем его биографию.
Театр и кино
«На всякого мудреца довольно простоты», «В открытом море», «Лев Гурыч Синичкин» — перевоплощения на сцене Ленинградского драма сделали Игоря Борисовича известным в театральной среде, однако в 1967-м ему пришлось покинуть подмостки. Дело в том, что актера пригласили в Италию друзья, и хотя он успел найти себе замену в одном из спектаклей, директор вспылил и уволил артиста.
Осознав, что погорячился, руководитель решил вернуть Дмитриева, однако у того взыграла гордыня – от предложения он отказался. В 80-х артист присоединился к труппе Театра Комедии, где играл до самой смерти. История с Италией не прошла бесследно: Игоря Борисовича то и дело вызывали на допросы в КГБ из-за затянувшегося отпуска.
Параллельно развивалась кинокарьера актера: еще в 1940-м он дебютировал в короткометражке «Голос Тараса», однако заметные роли пошли лишь в середине 50-х. Так, артист сыграл Евгения Листницкого в «Тихом Доне», перевоплотился в Александра Блока в картине «В дни Октября», примерил образ Лятьевского в «Поднятой целине».
Репертуар Дмитриева отличался разнообразием: в «Старой, старой сказке» артист засветился в образе восточного принца, в картине «Где вы, рыцари?» предстал ученым Кимом Ермиловым, ну а в «Звезде пленительного счастья» перевоплотился в австралийского посланника. Особую популярность имели роли артиста в «Приключениях принца Флоризеля» и «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
«Он - актер с большой буквы - всегда что-то придумывал на съемочной площадке, - признавался режиссер Игорь Масленников. - Когда я распределял роли в сериале о Шерлоке Холмсе, у меня и мысли не было, что Грегсона сыграет кто-то другой. Тогда, помню, прочитав сценарий, Дмитриев долго возле меня прохаживался, а потом остановился и говорит: «А что, если инспектор будет хромать?» Это он такую фишку для своего персонажа придумал. «Ладно, пусть хромает», - сразу согласился я. А Игорь Борисович отправился к сапожнику и попросил, чтобы тот ему на один ботинок второй каблук набил. И добросовестно хромал в этой обувке все съемки».
Ян Фрид, Леонид Быков, Эмиль Лотяну и многие другие режиссеры были счастливы сотрудничать с добросовестным актером, ведь мало того что Дмитриев выкладывался на полную и додумывал образы своих героев, так еще и учился ради них новым навыкам. К примеру, играя виолончелиста, Игорь Борисович непременно шел на уроки музыки.
Кроме того, артист стал одним из немногих в СССР, кому довелось сотрудничать с голливудскими звездами: Элизабет Тейлор, Авой Гарднер. Его приняли в Английский клуб и сделали членом нескольких престижных зарубежный киноассоциаций.
В 90-е, когда в киноиндустрии назрел кризис, актеру все равно находились роли: в «Тартюфе», «Русском транзите», «Улицах разбитых фонарей». В 2000-м артист отметил 50-летие службы на подмостках, а его фильмография пополнилась в дальнейшем еще несколькими удачными лентами: в «Бедной Насте» Дмитриев сыграл дядю Михаила Репнина Оболенского, в сериале «Романовы. Венценосная семья» — барона Фредерикса.
Единственная любовь
Девочка по имени Лариса, учившаяся с Игорем Борисовичем в одном классе, в итоге стала его самой большой любовью. Судьба разбросала их во время эвакуации в войну, но затем молодые люди вновь столкнулись друг с другом в Москве: Лара поступила в Полиграфический институт, ну а Дмитриев – в Школу-студию МХАТ.
Актер признавался, что не пережил бы тяжелое время отлучения от театра после роковой поездки в Италию, если бы не супруга. Лариса работала на «Ленфильме» редактором, так что держала мужа в курсе всех литературно-художественных новинок. А еще вторая половина помогла Дмитриеву почувствовать себя своим среди актеров, которые занимались дубляжом зарубежных картин.
Знаменитого итальянского комика Альберто Сорди почти постоянно дублировал Игорь Борисович. Также его голос звучит в картинах «Жандарм женится», «Три орешка для Золушки», «Частный детектив». Одобряла Лариса и работу мужа на радио, а также озвучивание рассказчика в «Смешариках».
В браке у пары родился сын Алексей. Юноша окончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета и впоследствии работал с американскими компаниями. Когда наследник перебрался в США, мама с папой нередко прилетали навестить его и внучек Полину и Дору. В один из таких визитов в 1998-м Лариса скончалась, что буквально убило артиста.
Жизнь стремительно теряла смысл без второй половины, и лишь творчество заставляло актера двигаться дальше. Звезда театра и кино стал автором около 30 телепрограмм из цикла «У Игоря Д…» на ТВ Санкт-Петербурга, продолжал заниматься дубляжом, играл в сериалах и на сцене.
К сожалению, возраст брал свое, и осенью 2005-го артиста разбил первый инсульт. Докторам удалось стабилизировать состояние звезды, однако проблемы с речью остались, что автоматически лишало актера ряда предложений…
Последние годы
Игорь Борисович страшно боялся невостребованности, но, к счастью, у него оказалось немало коллег, готовых помочь. Сотрудники Театра Комедии имени Акимова специально наняли для Дмитриева логопеда, который работал с ним над речью. Актер воспрял духом и вернулся на сцену, желая отдать зрителям всего себя без остатка.
Так и случилось: вплоть до последних дней жизни артист работал. Но 25 января 2008-го у него случился повторный инсульт, и на этот раз даже лучшие врачи не смогли откачать актера. Сотни коллег, имевших счастье сотрудничать с Дмитриевым, отправляли соболезнования его сыну. А вспоминали актеры, как правило, самые веселые моменты, ведь Игорь Борисович был не только талантливым человеком, но и большим выдумщиком и мастером розыгрышей.
«Мне сегодня почему-то вспоминается наша бесшабашная молодость, когда мы вместе с Игорем участвовали в новогодних утренниках, — отмечал Владимир Татосов. — Себе он придумал персонажа, которого звали Почемучкой, а я был Отчевочкой. Импровизировали мы на полную катушку. Авторского текста хватало минут на пять, а потом, когда мы видели, что ребятишки уже завелись от наших шуток, начинали нести отсебятину. Была у нас одна коронка. Мы долго-долго всматривались в зал, словно выбирали кого-то. А потом торжественно сообщали, что на таком-то ряду и на таком-то месте сидит Оленька Румянцева (девочка была дочкой нашего коллеги, он-то и сообщал нам втихаря, где сидит его дочка). Детвора каждый раз была в шоке. Розыгрыш удавался постоянно. Придумал его, кстати, Игорь Дмитриев».