Свой счастливый билет Наталья Архангельская вытянула после 10-го класса, когда пришла поступать во ВГИК: в одной из аудиторий набирали актеров для съемок «Тихого Дона», и в запыхавшейся юной абитуриентке комиссия сразу разглядела черноокую Дуняшу. Позднее артистке повезло получить роли в картинах «Каток и скрипка» и «Любушка».
За четыре последующих десятилетия Наталья Сергеевна появилась всего в 15 лентах в эпизодах, зато на постоянной основе играла в Театре имени Ермоловой. Неоднократно судьба подбрасывала ей шанс продвинуться в карьере, но каждый раз актриса отказывалась по личным причинам. То ревнивый возлюбленный Александр Фадеев запрещал ей сниматься, то приглашение в ленинградский БДТ пришлось отклонить из-за третьего мужа. Смогли ли избранники взамен сделать артистку счастливой?
4 декабря звезде «Тихого Дона» исполняется 83, и она давно одинока. За актрисой закрепилась репутация брошенной женщины: поговаривали, что гражданские и законные мужья уходили от нее к Людмиле Гурченко и Наталье Селезневой. Так это было на самом деле, или же слухи преувеличены?
Между любовью и карьерой
Галина Архангельская познакомилась с крупным строителем Виктором Степановым на теннисном корте: в юности женщина хорошо играла и даже давала уроки. Влюбленные поженились, и вскоре Галина забеременела. Виктор так и не увидел дочку: за несколько месяцев до рождения Натальи его расстреляли. Девочке было семь, когда мама вновь связала себя узами брака. Военный врач заменил Наташе отца и дал свою фамилию, однако впоследствии актриса предпочла взять псевдоним Архангельская.
Стать артисткой она мечтала с самого детства: занималась в музыкальной школе и в драмкружке. После 10-го класса выпускница приехала поступать во ВГИК и увидела в вестибюле объявление о наборе актеров в «Тихий Дон». Стоило только девушке впорхнуть в аудиторию, где сидела съемочная группа во главе с Сергеем Герасимовым, как его жена Тамара Макарова произнесла: «Ой, Дуняшка пришла!» Так абитуриентка получила персонажа, с которым ее ассоциируют до сих пор.
Поступила Архангельская все же не во ВГИК, а в ГИТИС, так как мечтала о театральной карьере. Лекции перемежались со съемками, ведь работа над «Тихим Доном» шла три года. Впрочем, студенчество было наполнено не только творчеством — в компании друзей актриса познакомилась с будущим сценаристом Борисом Андроникашвили. На девушек впечатление он производил ошеломительное: статный, талантливый, красноречивый. Хотя Наталья и прониклась симпатией к парню, читавшему ей стихи на набережной, впоследствии называла свои чувства детским увлечением.
Борис же всерьез вознамерился жениться на Архангельской. Как ни странно, девушка не отказалась отправиться с ним в Тбилиси на «смотрины» к будущей свекрови. Кира Георгиевна говорила вежливо и сухо, и актриса сразу поняла: княжна видела в невестах сына исключительно грузинку. Мама была для Андроникашвили непререкаемым авторитетом, неудивительно, что вскоре после той поездки помолвку расторгли, и отношения подошли к концу.
Вот только супругой Бориса все равно оказалась не грузинка: через два года он женился на Людмиле Гурченко. Стало ли Архангельской обидно, что экс-возлюбленный в итоге предпочел другую актрису? История умалчивает. Впрочем, сама девушка гораздо раньше окунулась в новые отношения — с Яковом Сегелем. Все началось с того, что на киностудии режиссер засмотрелся на артистку, снимавшуюся в «Тихом Доне», далее последовали знаки внимания и недвусмысленные признания. Мужчина был на 14 лет старше, и смущенная Наташа пыталась урезонить кавалера, мол, она еще ребенок, не готовый к семейной жизни. С другой стороны, давили коллеги и мама…
Спустя годы Архангельская не раз задавалась вопросом, почему все-таки согласилась на этот брак: по глупости, от отчаяния или из-за влияния коллег и родительницы. Свадьбу отметили на даче, после чего молодожены поселились в районе Петровки, где у Сегеля была комната. Совместная жизнь оказалась пыткой: супруг придирался к мелочам и страшно ревновал 19-летнюю студентку к однокурсникам. Терпения Натальи хватило на три месяца, затем она собрала чемодан, вызвала такси и уехала от своего «Отелло».
Принятию решения поспособствовала случайная встреча с Сашей Фадеевым, пасынком и тезкой автора «Молодой гвардии». За день до ухода от мужа актриса столкнулась с этим красавцем в дверях вуза, а теперь только и думала, как бы увидеть его вновь… Что же до Сегеля, то он не бросился возвращать молодую жену, согласился на развод, но жестоко отомстил: на киностудию имени Горького путь Наталье был заказан. Яков подозревал, что супруга все же изменила ему с молодым конкурентом.
«У меня с Фадеевым еще долго не было никакого романа, — оправдывалась Архангельская. — Саша вовсю встречался с моими однокурсницами: то с Элей Прохницкой, то с Аней Антоненко-Лукониной. Мне даже кто-то сказал, что у него был роман с Линой Скирдой, будущей женой Ивана Пырьева, что училась на курс младше. Самое ужасное, что все фадеевские романы происходили на моих глазах. Мы же каждый день встречались то на лекциях, то в компаниях. Как же я мучилась, как ревновала! Были и слезы, и рыдания в подушку, и вечные переживания: с кем он сейчас? То, что я безумно влюблена и по Фадееву страдаю, знал весь институт. Да и Саша все прекрасно видел, но не спешил, еще полгода не обращал на меня никакого внимания».
Наконец, Фадеев заговорил с Архангельской на лекции, а после занятий вызвался ее провожать. Начались отношения, которые принесли Наталье и безумное счастье, и огромное горе. Она знала о любвеобильности партнера, но верила, что с ней все будет иначе. Александр был ревнивым собственником и запрещал пассии сниматься в кино, ну а сам не имел никаких ограничений — лгал, что болен, и проводил время на даче в окружении нескольких девиц, крутил роман с близкой подругой Наташи, мог исчезнуть на неделю.
Архангельская страдала, плакала, но все равно прощала и клялась избраннику в любви. Видимо, это преклонение надоело Фадееву: однажды он с порога заявил актрисе, что между ними все кончено. «Я так сильно его любила, что чуть не умерла от горя. Еще несколько лет после разрыва все никак не могла его забыть», — признавалась артистка.
Ну а в 1963-м Фадеев женился на… Гурченко. «Хотя мы уже расстались, я восприняла это болезненно. Они с Люсей жили в той самой квартире на Горького, где мы когда-то с Сашей встречались... Странно все-таки у нас с Люсей жизнь пересекалась. Мы не были знакомы, но нам нравились одни и те же мужчины. Борис Андроникашвили, с которым у меня в юности был роман, стал первым мужем Гурченко, потом она вышла замуж за Сашу Фадеева, которого я так любила», — рассуждала Архангельская.
Неверные женатые мужчины
На фоне любовных перипетий развивалась карьера Натальи: главная роль в картине Тарковского «Каток и скрипка», лента «Любушка». Окончив ГИТИС, артистка устроилась в «Современник», однако продержалась там лишь пару лет: устала от собраний, где нужно было критически оценивать коллег, да и Олег Табаков прямо говорил, что она «не гражданская актриса», и репертуар ей не подходит.
В Театр имени Ермоловой Архангельская перешла благодаря встрече с Владимиром Андреевым: актер уже получал там главные роли и с радостью похлопотал за понравившуюся ему коллегу. Так в жизни Натальи появилась и новая работа, и новый мужчина. Она так исстрадалась после болезненных отношений с Фадеевым, что быстро приняла предложение руки и сердца от Андреева. Правда, в загс они не спешили, заключив, что штампы — это пустое.
Любила ли артистка Владимира? Отношения она оценивала как ровные, скорее дружеские, со стороны же все казалось идеальным: общий дом, быт, гастроли. Но потом у Андреева, ставшего главным режиссером театра, начались романы. Наталья предпочла закрыть на происходящее глаза, лишь бы ее избавили от скандалов. Спустя семь лет гражданского брака мужчина ушел к другой пассии, однако вернулся обратно уже через неделю. И не просто вернулся, а с заветным кольцом. После примирения актеры расписались, и Наталья даже поменяла фамилию.
Как оказалось, зря — ровно через месяц на горизонте появилась партнерша Владимира по сказке «Калиф-аист» Наталья Селезнева. Она давно положила глаз на Андреева, которого считала своим идеалом, и наличие жены соперницу не пугало. Архангельская бороться за супруга не стала: узнав, что тот действительно любит Селезневу, предложила развестись.
«С мужем рассталась с легким сердцем, и мне странно, что Селезнева во всех интервью до сих пор корит себя за то, что разбила чужую семью, — подчеркивала Архангельская. — Так и хочется сказать: «Наташ, уже 40 с лишним лет прошло, а ты все страдаешь!»
Неожиданно в судьбу Натальи вновь ворвался Борис Андроникашвили: отношения с Гурченко и Нонной Мордюковой остались для него в прошлом, да и Архангельская была свободна. Ностальгия по юношеской любви продлилась год, и роман закончился так же внезапно, как начался.
Третьего мужа Архангельская встретила в ресторане на дне рождения друга. Французский журналист из семьи русских эмигрантов Влад Вишневски пришел на торжество с супругой, что однако не помешало ему уехать с праздника с другой. Так Наталья поняла, что семья нового знакомого существует лишь номинально.
Вскоре актриса и журналист начали встречаться. Влад сразу пояснил, что давно не живет с супругой и готов жениться на Архангельской, когда уладит дела с документами. Однако Татьяна Вишневски не торопилась давать развод. Только через семь лет любовники, наконец, расписались в Грибоедовском загсе.
Началась красивая жизнь: встречи в посольствах, поездки на «Мерседесе», путешествия за границу. Поклонники одно время думали, что Архангельская исчезла с радаров из-за иммиграции во Францию, а на самом деле она оставалась в России и продолжала играть в Театре Ермоловой. Артистка могла перейти в БДТ по приглашению Товстоногова и построить блестящую карьеру, но отказалась: супругу-иностранцу нельзя было перебираться в Ленинград. Жертва стоила того: три десятилетия Наталья не знала горя рядом с любимым мужчиной.
Все начало рушиться, когда Владу поставили неутешительный диагноз — болезнь Альцгеймера. Привычный мир рассыпался, воспоминания путались, лица забывались. Почти 10 лет актриса посвятила уходу за супругом, но печальный исход был неизбежен... Больше звезда «Тихого Дона» не помышляла о браке, отныне у нее осталась лишь одна любовь — театр. «Ушел Влад из жизни в 69, — резюмировала артистка. — Лишь теперь, спустя годы, могу сказать, что я любила по-настоящему в своей жизни только Сашу Фадеева и Влада, с которым счастливо прожила 30 лет».
По материалам «7 Дней».
Фото: Наталья Логинова/PhotoXPress.ru, В. Нисанов, Екатерина Чеснокова/РИА Новости, личный архив, кадры фильмов «Тихий Дон», «Каток и скрипка»