14 сентября 1951-го в поселке Калья Свердловской области на свет появился Сергей Арцибашев. В семье, где подрастали шесть детей, известность получили трое, включая старших братьев нашего героя: Владимир стал телепродюсером, а Александр — писателем. Сергей о творческих профессиях поначалу не задумывался, а вот организаторские способности впервые продемонстрировал в 13, когда собрал дворовую команду, дошедшую до финала регионального турнира «Кожаный мяч».
К восьмому классу юноша осознал, что реализоваться сможет лишь в профессии театрального режиссера, но папа, работавший на лесозаготовках, настоял на поступлении в Уральский политехникум. Ослушаться парень не посмел, но и от мечты не отказался: играл в народном театре, а в учебном заведении организовал драмкружок.
Профессия электрика так и осталась лишь строчкой в «корочке»: в армии Арцибашев собрал оркестр, а когда не сумел поступить в ГИТИС, вернулся в Свердловск, где попал в местное театральное училище на курс Василия Козлова. Из артиста мог получиться комик, но наставник разглядел в нем драматического актера: тяжело болевший мэтр умер буквально на руках Сергея Николаевича, а в своем импровизированном завещании велел сделать студента Протасовым в спектакле «Живой труп».
Руководство вуза пошло на беспрецедентный шаг, сделав Арцибашева мастером осиротевшего курса на год. Ему дали рекомендацию в ГИТИС, и артист наконец поступил в заветный институт. Что еще далось режиссеру непросто и какие трагедии сократили его жизнь? Обо всем этом – в нашем материале.
Неудачный момент
В Москве артист мог остаться, еще когда не поступил в ГИТИС в первый раз: он планировал устроиться монтировщиком во МХАТ, но получил отказ в месте в общежитии из-за семейного положения — еще в народном театре Арцибашев встретил жену и стал отцом сына Кости. Из-за этого Сергей вернулся в Свердловск, а вот после окончания училища отправился в столицу уже свободным человеком — почему супруги развелись, не знали даже последующие возлюбленные актера.
В ГИТИСе артиста приметил Юрий Любимов, и студенческие этюды Арцибашева вылились в полноценный спектакль «Надежды маленький оркестрик». Вдохновленный успехом, в 1980-м Сергей пришел в Театр на Таганке как актер и режиссер, но за девять лет так ничего там и не поставил.
«Так вышло еще, что я попал в самый пик: смерть Высоцкого, запрещение спектаклей, отъезд Любимова, приход Эфроса, взаимоотношения с Эфросом, смерть Эфроса, приход Губенко, взаимоотношения с Губенко… И каждый раз повторялось одно и то же…» — пояснял Арцибашев.
Дело в том, что из-за ухода Владимира Высоцкого премьера спектакля «Надежды маленький оркестрик» отложилась, ну а постоянная смена худруков не позволяла творить: приходилось тратить время на то, чтобы сработаться. Зато в 1989-м Сергей Николаевич стал главным режиссером Московского театра комедии, который позднее переименовали в Театр на Покровке. Кроме того, почти 10 лет Арцибашев возглавлял «Маяковку», правда, закончилось сотрудничество не на позитивной ноте.
Часть труппы написала коллективное письмо, где требовала отставки Сергея Николаевича по ряду причин: из-за прихода в негодность здания учреждения, расширения штата администрации до 28 человек, переноса спектаклей Театра на Покровке в «Маяковку». «Сохранив должность художественного руководителя, он не сможет сделать новых качественных постановок и доказать свою состоятельность, так как 2/3 труппы и более 80 работников театра выразили ему свое недоверие, подписавшись под письмом в Департамент культуры Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о несоответствии его занимаемой должности», — отмечали авторы жалобы.
На экране
Арцибашев запомнился публике не только как режиссер, но и как талантливый актер. На экране артист дебютировал в 1983-м, сыграв начальника пионерского лагеря в ленте «Этот негодяй Сидоров». За этим последовала запоминающаяся роль банкира Гуляева в «Жестоком романсе» и образ Икшанова в «Забытой мелодии для флейты».
В 90-е актер засветился в проектах «Небеса обетованные», «Ближний круг» и «Ширли-мырли», ну а на заре нулевых напомнил о себе ролью «дикого прапора» в «ДМБ». Совсем иная фактура досталась артисту в «Северном сфинксе» — Арцибашев перевоплотился там в графа Аракчеева. Убедительным оказался и образ десятого присяжного в драме Никиты Михалкова «12», ну а завершилась фильмография Сергея Николаевича съемками в «Дураке».
Его музы
Сергей Арцибашев жил театром, поэтому и его личная жизнь была тесно связана с подмостками. Любимов заметил режиссера благодаря одноактным пьесам «Женщины и дети» и «Любовь», а ведь началось все с того, что с этими заготовками к Сергею Николаевичу пришла студентка параллельного актерского курса Нина Красильникова: ей требовалась помощь с выпускным показом. Совместное творчество вылилось в свадьбу и рождение сына, которого назвали Сережей.
Долго брак не продлился: слишком уж разными оказались супруги. После развода режиссер оставил все имущество бывшей жене, но впоследствии общее прошлое не помешало им сотрудничеству в «Маяковке».
Совсем иначе складывались отношения Арцибашева с актрисой Театра на Покровке Еленой Стародуб. Артистка была замужем и поначалу стала лишь музой творчества для режиссера, но однажды на гастролях между ними возникла «химия».
«Он очень верил в мистику, пророческие сны. И спешил, потому что сам себе определил, что в 35 лет станет главным режиссером, а в 45 — умрет. Главным режиссером он стал в 37, а в 45 действительно чуть не умер. Его едва спасли. Он выжил и снова принялся работать на износ… Хотя, конечно, со стороны многое могло выглядеть везением…» — рассказывала Стародуб о возлюбленном.
Елена не скрывала, что мужчина выпивал, однако уверяла: с этим можно было и мириться, и бороться. Актриса превратилась для мэтра в сиделку, любовницу и второго режиссера, но все рухнуло, когда в театр пришла начинающая артистка Мария Костина.
«Когда появилась Маша, Сергей поначалу не афишировал их отношения и предложил оставить все как есть: он, я, Маша, театр. Я отказалась. И тогда он выбрал Машу. Маша уже была официальной любовницей, потом — женой, а я не могла себе позволить пополнить список возлюбленных и жен, которые с ним на века и до гроба… Гордыня, наверное. Набралась храбрости, позвонила Андрею Александровичу Гончарову в Театр имени Маяковского. Он говорит мне: „Приходи!“ И вскоре умирает. И на его место назначают… Арцибашева!» — делилась Стародуб.
Трагический уход
С Марией Костиной Арцибашев почувствовал себя по-настоящему счастливым семьянином, да и позднее отцовство сильно отличалось от прежнего опыта осознанностью. При этом Елена Стародуб считала, что превратившись в кормильца, Сергей Николаевич начал убивать в себе художника.
«Машу напрасно обвиняли в несчастьях театра. Это был выбор Сергея, это от него стали уходить артисты, поскольку артист всегда хочет одного — играть! Но Сергей никого не допускал, сам играл главные роли: в „Пяти вечерах“, Пушкина в „Карантине“, потом возобновил Мольера, которого ставил в Марселе. Играл, разумеется, Мольера. И ничего не хотел замечать. Я предупреждала, что он угробит театр… Хотя лично мне он продолжал давать роли, но я начала отдаляться», — отмечала актриса.
Еще в конце 90-х у Арцибашева обнаружили рак, и в дальнейшем он перенес несколько сложных операций. Страдал артист и из-за больного сердца, так что ему установили кардиостимулятор. Проблемы со здоровьем усугубились на фоне скандального ухода из «Маяковки», ну а новым ударом для режиссера стала смерть брата Александра в мае 2014 года. Оправиться от потрясения Сергей Николаевич так и не смог: 12 июля 2015-го 63-летний мужчина скончался.
Казалось, злой рок продолжал преследовать семью: в 2019-м из-за врачебной ошибки скончался Владимир Арцибашев. Против частной клиники, ответственной за смерть продюсера, завели дело, но лишь в минувшем феврале полиции удалось задержать сбежавшего за границу главврача учреждения.