Начиная с 2014-го, Елена Батурина ежегодно становилась богатейшей женщиной страны по версии Forbes, однако в прошлом августе уступила первенство владелице Wildberries Татьяне Бакальчук. Дело не в том, что Батурина резко обеднела, просто ее состояние растет не столь быстрыми темпами, чтобы удержать лидирующую позицию.
Чем именно занимается Елена Батурина, почему СМИ пишут, что она ведет некую войну с братом, и как бизнесвумен справилась с потерей любимого мужа в 2019-м? 8 марта предпринимательнице исполняется 59, и самое время рассказать о ее жизненном пути.
Девочка из простой семьи
И вновь разобьем стереотипы: если обычно успешные родители помогают детям стартовым капиталом, то в случае Елены это было невозможно. Будущая бизнесвумен появилась на свет в семье рабочих завода «Фрезер»: мама трудилась за станком, папа являлся мастером цеха.
В детстве Лена была болезненной, часто простужалась и подхватывала воспаление легких. С годами здоровье окрепло, однако серьезно заниматься спортом наша героиня начала уже в сознательном возрасте. Речь о теннисе, верховой езде, горных лыжах. Но не будем забегать так далеко вперед.
Окончив ту же школу, что и старший брат Виктор, Лена поступила на вечернее отделение Института управления имени Серго Орджоникидзе: на дневное она не могла пойти, так как семье требовалась финансовая поддержка. Поэтому Батурина устроилась на тот же «Фрезер». Задачей девушки было бегать по цехам и вносить в специальные карты информацию об изменениях в технологии изготовления режущих инструментов. Деньги платили хорошие — 180 рублей в месяц. А вот когда наша героиня перевелась в НИИ, то получала лишь 105 рублей.
В течение семи лет девушка трудилась в Институте экономических проблем комплексного развития Москвы. Она перенаправила научную работу в иное русло, став главным специалистом комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности.
Вместе с братом в конце 80-х Елена основала собственный кооператив. Стартового капитала не было, и чтобы заработать какие-то деньги, родственники хватались за любые идеи: делали программное обеспечение, закупали компьютеры, изготавливали пластмассовые изделия. Вскоре положение резко изменилось в лучшую сторону.
Судьбоносная встреча
Юрий Лужков познакомился с Еленой Батуриной на заре 80-х, когда впервые занялся вопросом развития кооперативов. Поначалу он видел в женщине лишь сообразительную сотрудницу с нестандартным мышлением. Все перевернулось, когда Лужков стал исполняющим обязанности председателя исполкома.
«Пригласил сотрудничать нескольких человек из той группы. И, разумеется, Лену. Вот тогда и произошло сближение, которое закончилось нашей свадьбой. Предсвадебный период длился полгода. Но роман нельзя назвать скоротечным, мы ведь неплохо к тому времени знали друг друга», — писал он в автобиографии «Москва и жизнь».
Стоит отметить, что ранее политик уже вступал в браки. В студенчестве у него случилась поспешная свадьба с возлюбленной Алевтиной, так что союз очень быстро распался. Вторая жена Марина Башилова подарила Лужкову сыновей Мишу и Сашу и была с ним 30 лет, пока в октябре 1988-го не скончалась от рака. Три года Юрий Михайлович жил с младшим ребенком, привыкая к роли вдовца, но сближение с Батуриной заставило его вновь поверить в любовь.
К слову, Александр сразу оказал Елене теплый прием, а вот старший сын Лужкова Михаил, живший в то время отдельно, выбор отца поначалу не принял. Сердце наследника оттаяло, когда Батурина родила Юрию Михайловичу дочерей Лену и Олю: теперь семья собиралась в полном составе, а прежние обиды и недопонимания забылись.
После свадьбы карьера как Елены Батуриной, так и Лужкова пошла в гору. В год бракосочетания Елена создала с братом Виктором объединение по производству полимеров «Интеко», ну а в 1992-м Юрий Михайлович занял пост мэра Москвы. В дальнейшем компания Батуриных занялась строительным бизнесом и нефтехимией, приобрела завод пластмасс и выиграла тендер на поставку сидений для стадиона «Лужники».
Обороты нарастали: в 2001-м ЗАО «Интеко» получило контрольный пакет акций одного из ведущих домостроительных комбинатов столицы, затем создало дочернюю компанию, занимающуюся монолитными зданиями, и приобрело цементные заводы. Вскоре развернулось воздвижение различных ЖК.
Конфликт с братом
После отставки мужа Елена Батурина поселилась в Англии и переключилась на гостиничный бизнес. Позднее у четы появился и дом в Австрии. На вопросы о причинах переезда предпринимательница отвечала просто: в Лондоне учатся ее дочери, а мать должна быть там, где ее дети. Лужков же отмечал, что в России вести финансовые дела стало сложнее. Ну а эксперты заговорили еще и о проблемах с «Интеко».
Еще в 2005-м между Еленой и ее братом возник серьезный конфликт: Виктор уверял, что сестра лишила его внушительного пакета акций и поста вице-президента «Интеко», ну а Батурина пояснила, почему больше не может доверять родственнику. По словам бизнесвумен, в тот момент она серьезно заболела и отошла от дел на полгода. Вернувшись к работе, предпринимательница обнаружила, что Виктор Батурин без ее ведома перечислил крупные суммы неким компаниям и оформил на ЗАО кредит.
Елена заявила, что расценивает действия брата как кражу, после чего Виктор уволился и продал свой пакет акций. В 2007-м родственники пошли на мировую, однако конфликт не исчерпал себя. Батурин сел в тюрьму за мошенничество, а после освобождения обратился в европейский суд: по словам истца, его честь и достоинство пострадали из-за сестры. Ну а в 2019-м Елену Николаевну объявили в розыск по делу о клевете...
Иск подал управляющий имуществом Батурина Эренцен Манжеев, так что представители бизнесвумен назвали происходящее «очередным этапом рейдерской атаки на Елену Николаевну со стороны структур Михаила Фридмана, использующих ее давнего оппонента — Виктора Батурина и его необоснованные требования».
Решение о розыске в итоге отменили, а дело закрыли. Война между братом и сестрой продолжилась в прошлом июле: на этот раз уже Елена Николаевна написала на Виктора заявление: мол, предприниматель украл 25 процентов акций «Интеко», подделав ее подпись. В свете описанных событий надеяться на возобновление родственных уз Батуриных было бы странно.
Осиротевшая семья
Елена Батурина всегда говорила детям, что будет помогать им финансово в период учебы, но в дальнейшем они должны добиваться успехов самостоятельно. При этом предпринимательница отмечала, что если кому-то из наследниц будет интересно присоединиться к бизнес-проектам, она не против.
Так, после окончания английского колледжа Елена Лужкова помогала маме с созданием отеля в Австрии, а позднее занималась сувенирными магазинами и открыла собственное дело: веганский ресторан. Правда, в период пандемии заведение пришлось закрыть.
Младшая дочь Лужкова и Батуриной училась в Москве, Лондоне и Нью-Йорке, занималась дизайном интерьеров и ресторанным бизнесом. По словам Ольги, с отставкой папы вся семья еще больше сплотилась. Отношения родителей девушка и вовсе считала эталонными: она никогда не видела, чтобы люди с большой разницей в возрасте настолько понимали друг друга.
В крепости союза бизнесвумен и политика не приходилось сомневаться: после 25 лет совместной жизни супруги обвенчались в церкви в знак того, что искренние чувства не иссякли, а наоборот, стали сильнее. Елена Николаевна много работала, но не давала расслабляться и мужу, к примеру, поддержала его в желаниях обустроить «идеальное хозяйство» и конный завод на участке под Калининградом, заниматься пасекой в Калужской области. И хотя доходы жены в разы превышали капиталы Лужкова, бывший мэр Москвы испытывал к избраннице не зависть, а восхищение. «Меня меньше интересуют ее, как говорится, бизнес-достижения, она талантливый человек, причем, я бы сказал, и в бизнесе, и в искусстве, и в лошадях, которыми она до сих пор занимается», — подчеркивал Юрий Михайлович.
Тот факт, что Батурина поощряла любые активности Лужкова, будь то теннис, гольф, футбол или же управление комбайном, окружающие считали основным фактором сохранения здоровья политика. Однако годы брали свое: в 2016-м СМИ писали о вирусном воспалении легкого Юрия Михайловича, позднее появлялись тревожные новости о его регулярном профилактическом лечении за границей.
Никаких диагнозов не называлось, поэтому в 2019-м известие о смерти 83-летнего политика после операции на сердце в Мюнхене застало граждан врасплох. На похоронах соболезнования убитым горем вдове и детям Лужкова принесли Владимир Путин и Сергей Собянин, а тысячи людей, лично и в Сети, выразили семье благодарность за профессиональные достижения Юрия Михайловича.
Преображение или печать горя?
В какой-то момент казалось, что после ухода мужа Елена Батурина пропала с радаров. Однако в годовщину смерти политика бизнесвумен появилась на открытии мемориальной доски в его честь на фасаде дома 48 на 3-й Тверской-Ямской улице. Окружающие не могли не заметить, как сильно похудела вдова.
В следующий раз о преображении бизнесвумен заговорили 21 сентября 2021-го: в день рождения Лужкова на его могиле установили новый памятник, и, разумеется, вдова и дочери пришли на открытие. Журналисты опять отметили, как постройнела предпринимательница, а также подчеркнули, что она немного изменила цвет волос и, похоже, воспользовалась услугами косметолога.
Одни пользователи Сети предположили, что Батурина села на какую-то жесткую диету, другие заключили, что похудела вдова от пережитого стресса. Сама Елена Николаевна на комплименты по поводу преображения отвечала скромно: мол, все благодаря «целебному воздуху» Лондона.
По материалам «
Фото: Морев Валерий/ТАСС, YURI KADOBNOV/Getty Images, личный архив, Legion-Media, Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru, Кирилл Зыков, Андрей Никеричев, Софья Сандурская/АГН «Москва»