Профессия Елену Алексеевну не отпускала: в период эмиграции она успела сняться в нескольких американских фильмах. Однако это было не то же самое, что служить в русском театре и играть в отечественном кино. Самым болезненным оказалось то, что советские власти несколько лет не давали Елене Кореневой въездную визу. Каждые полгода мама высылала дочке приглашение в гости и девять раз получала отказ от ОВИР. Улетела Коренева при Брежневе, а впервые навестила близких— уже при Горбачеве.
Пожалела ли актриса об эмиграции и как сумела вернуться к работе в России? С кем из кинодеятелей она крутила романы и почему пережила развод? 3 октября артистке исполняется 71, и самое время ответить на все эти вопросы.
Любовь и работа
Будущая звезда родилась в семье режиссера Алексея Коренева и его ассистентки Натальи. Свой главный кинохит — «Большую перемену» — драматург снял в 1972-м. За два года до этого его дочь дебютировала в фильме «Вас вызывает Таймыр»: Коренев никак не мог найти актрису на роль наивной Дуни, и художник «Мосфильма» посоветовал попробовать круглолицую и веснушчатую Лену.
Играть девушке понравилось, но становиться актрисой она не планировала: гораздо больше привлекала карьера философа. Однако образование Лена все же решила получить в Щукинском училище. «Все знакомые родителей там учились и казались мне личностями яркими и раскрепощенными», — рассуждала Коренева.
После небольших эпизодов в «Назначении» и «Большой перемене» студентка получила главную роль в картине Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Режиссер-интеллектуал покорил второкурсницу во всех смыслах.
«Это была влюбленность актрисы и режиссера во время съемок картины. Не было бы этих обстоятельств, думаю, мы бы прошли мимо друг друга. Надо понимать, каким Андрей Сергеевич был в те годы на площадке. Он всех вовлекал в свою орбиту. Все мы читали и цитировали книги, которые читал он. Вслед за ним увлеклись сыроедением и вегетарианством. Повторяли его мысли про Восток и Запад. Мы все начинали преображаться, думая, что становимся чуть-чуть похожими на него, немного европейцами», — рассказывала артистка.
Роман продлился три года, но, по словам актрисы, главным в ее судьбе не стал. «Это первым придумал замечательный Виталий Вульф, светлая ему память. В своей передаче сделал заявление: «Главной любовью в ее жизни был, конечно, Андрей Сергеевич Кончаловский». А потом позвонил и сказал: «Леночка, виноват!» Я согласилась: «Да, виноваты, вы решили за меня?!» — «Драматургия не складывалась». Драматургия!» — негодовала звезда.
Разрыв с сердцеедом-Кончаловским артистка переживала в работе: направила всю энергию и эмоции на съемки в «Асе» Иосифа Хейфица. Затем Елена влюбилась во врача из французского посольства. Дело шло к свадьбе, но отец молодого человека отказал в необходимой поддержке, так что для Кореневой избранник исчез за «железным занавесом».
Эмиграция
В любви не везло, зато карьера актрисы складывалась прекрасно: она сыграла Таю Соломину в «Сибириаде», Марту в картине «Тот самый Мюнхгаузен», Людочку в «Покровских воротах». Вот только счастливой себя перспективная артистка не чувствовала. К 28 годам у нее возникло отторжение ко всему, связанному с киноиндустрией.
«Я чувствовала себя объектом — гримера, режиссера, костюмера. Было ощущение, что мой уставший двойник всем зачем-то нужен, а настоящая я забилась в угол, и ей душно. К профессиональному кризису добавилось и то, что мной заинтересовались органы. Вызывали в МВД, в КГБ, просили рассказывать о том, что происходит в моем окружении, в котором были иностранцы. Заставили подписать бумагу, что я об этом никому, даже родным, не расскажу. В общем, от такой жизни я впала в депрессию», — признавалась актриса.
Звезде казалось, что еще немного — и она серьезно заболеет и умрет. Как раз вовремя в гостях у знакомой американки Елена познакомилась с преподавателем русского языка Кевином Моссом. Уже спустя полгода мужчина сделал Кореневой предложение, а после свадьбы они улетели в США.
Аспирант-славист стал профессором, так что у Елены появилась возможность учиться со скидкой. Актриса начала с курсов совершенствования языка, затем переключилась на «Кино и психоанализ», дошла даже до греческой философии, о которой грезила в юности. Вскоре артистка задумалась о поиске работы и устроилась… в датскую кофейню. Потом была служба в конторе, продававшей золотые слитки, и должность официантки в ресторане «Русский самовар», основанном Романом Капланом, Иосифом Бродским и Михаилом Барышниковым. Но не смущало ли звезду кино разносить подносы с едой?
«Если бы ощущала дискомфорт, меня бы там не было, — отвечала на вопросы артистка. — А потом, у меня была цель, простите за пафос, но это отчасти укрощение гордыни. Я везде чувствовала себя самой собой: и в кофейне, и в галерее, и в офисе, и в ресторане. В Америке стыдно сидеть на чьей-то шее — это как раз признак ущербности».
Как любой эмигрант, Елена скучала по родным, но советские власти не способствовали ее воссоединению с близкими: мама посылала приглашения девять раз, пока, наконец, не получила одобрение на приезд дочки в гости. Это была не единственная причина тоски Кореневой: брак с Кевином распался.
Любовные приключения на этом не закончились: спустя несколько месяцев на горизонте появился новый приятель — творческий и эрудированный студент философского факультета. Дело шло к свадьбе, вот только у романтичного поэта имелись серьезные проблемы с наркотиками, что стало основной причиной конфликтов пары. Однажды избранник надолго исчез без предупреждения, и это поставило в отношениях жирную точку.
Будучи в подавленном состоянии, Елена едва не наложила на себя руки, а когда оправилась, задумалась о возобновлении актерской карьеры. «В 88-м году приехала повидаться с родными, и вдруг мне стали поступать предложения о съемках. В результате провела здесь год и снялась в „Комедии о Лисистрате“ Валерия Рубинчика, „Анне Карамазофф“ Рустама Хамдамова, „Чернов/Chernov“ Сергея Юрского и „Ловушке для одинокого мужчины“ моего отца. Так на новом витке и совсем с другим подходом я вернулась в профессию», — поясняла звезда.
Возвращение
В 1993-м актриса окончательно вернулась в Москву и, соответственно, в отечественный кинематограф. Перемены ожидали ее и в личной жизни: еще в 80-х артистка познакомилась с Андреем Ташковым. Поначалу Коренева отнеслась к Ташкову скептически — после проб в картину Эдуарда Володарского Андрей взял у Елены телефон, спустя несколько дней позвонил и неожиданно спросил, сколько ей лет.
«Меня этот разговор уже стал раздражать, но я ответила, скинув два года — на всякий случай, — поясняла актриса. — А он, вместо того чтобы тактично промолчать, говорит: «А по-моему, года на два побольше». После этого мы быстро закончили беседу. Я только подумала: «Ничего себе флиртуют русские мужчины! Куда я вернулась?!»
Следующая встреча артистов произошла уже в середине 90-х в актерском клубе «Маяк». Для Ташкова то был нелегкий период: мужчина съехал от жены Елены Скороходовой и внутренне терзался, что разрушил семью. По словам Кореневой, Андрей находился на распутье, но в конце концов развелся через пару лет.
Ташков все чаще приезжал к Елене Кореневой в гости. Они сблизились так, что даже поселились рядом. Но кем артисты приходились друг другу? «Мы два человека, которые встретились и не смогли расстаться. Наши отношения прошли все стадии, кроме печати в паспорте и развода. Даже как-то попытались разойтись, завести каждый по новому роману, но так и остались вместе», — характеризовала актриса роман.
Поговаривали, что любовь пары закончилась через несколько лет, но в 2018-м в программе «Судьба человека» на канале «Россия 1» Коренева намекнула, что не одинока. «Я уезжала, потом возвращалась, это была такая „пунктирная“ история, но в итоге мы не расстались, делим на двоих радость и горе», — обмолвилась Елена Алексеевна в разговоре с Борисом Корчевниковым.
С карьерой все обстояло гораздо прозрачнее: актриса играла в антрепризе, засветилась в фильмах «Камень», «Мертвые души» и «Доктор Лиза». За роли второго плана в «Ван Гогах» и «Ее звали Муму» звезда удостоилась премии «Ника». Поклонники не сомневаются, что артистка еще получит возможность исполнить ключевую героиню, которая затмит все ее предыдущие работы.