Роуд-муви Ивана Соснина рассказывает о застенчивом подростке по имени Юг Кипень. Мальчик скромен, наивен и довольно одинок: его единственный друг, да и то в онлайн-формате — товарищ по компьютерной игре, — мама умерла, когда герою было три, ну а отца он никогда не знал. Воспитывает юношу из Находки бабушка в исполнении Надежды Маркиной — женщина сердечная, но чрезмерно опекающая.
Юг страдает от целой кучи фобий, включая боязнь высоты, замкнутых пространств, насекомых и… общественных туалетов. Жизнь домашнего ребенка в корне меняется, когда в бабушкином серванте он обнаруживает миллион рублей и чеки о многочисленных переводах от адресанта по имени «Д. Кипень». С учетом, что отчество мальчика Дмитриевич, он мгновенно решает, что неизвестный папа его не забыл, заботливого высылая по шесть тысяч рублей ежемесячно.
Попытки найти отца через соцсети ничего не дали: восемь человек с именем Дмитрий Кипень попросту не ответили Югу. Так как подростку только что исполнилось 14, он получил паспорт, а значит, обрел шанс на путешествие. Герою Ярослава Могильникова предстоит отправиться в Республику Саху, Челябинск, Мурманск и другие уголки России, хотя раньше он не выходил за пределы двора. Так получилась у Ивана Соснина добрая сказка о дороге к корням или же просто нереалистичная киноистория?
Создатели
Сценарием проекта занимался Алим Бесчоков, ранее работавший с Максимом Пешковым в «Неличной жизни» и снявший собственный сериал «Ира». «Мне прислали сценарий, я его открыл, увидел 300 страниц и закрыл. Но вечером решил прочитать и не мог остановиться. Написано было моим языком. Когда мне отправили референсы — это было мои фильмы. Я понял, что это мой язык, моя фактура, я все дочитал до конца и согласился», — признавался Иван Соснин.
Что же имеет в виду режиссер, когда говорит про «свой» язык? 33-летний Соснин начинал с трогательных короткометражек о семейных ценностях и преодолении себя, ну а после драмы «Далекие близкие» стал нарасхват. Кстати, это тоже было роуд-муви: из Хабаровска отец и сын ехали в Подмосковье, попутно раскрывая конфликт поколений.
Всероссийский успех первого полного метра не изменил взглядов уроженца Свердловской области: Иван по-прежнему хотел снимать теплое и трогательное кино о жителях глубинки. Отличие в том, что раньше сценарии Соснин писал сам, а тут — проникся идеями Бесчокова.
«Главная тема сериала — это тема взросления, борьбы со своими комплексами. Мне понравилось, в кого превращается наш герой, его трансформация. Это история о том, во что мы можем превратиться, если справимся с комплексами; что получится, если мы будем следовать за своей мечтой. Хочется, чтобы этот фильм вдохновил кого-то прыгнуть за своей мечтой», — делился режиссер.
В прошлом году эпизод «Мамонтов» принес Соснину награду зрителей на «Пилоте», ну а показанный на фестивале детских фильмов и анимации «Медвежонок» сериал «Юг» уже удостоился приза за лучший сценарий. Но как насчет реализации, картинки и убедительности?
Каст и локации
«Это были тяжелее съемки для меня. Огромная работа была проделана. Мы решили поехать во все локации — Мурманск, Байкал, Якутия, Челябинск, Сочи. Мы просто жили в самолетах, постоянные смены режима очень выбивали <…> На Байкал путь занял 17 часов, и это все, чтобы быть честным со зрителем <…> Мы показываем природу, как она есть, показываем реальные места. В эпизоде с юртой мы использовали настоящую юрту, ничего специально не строили. В кадре есть актеры, но есть и реальные люди, которых мы пригласили на съемки, местные жители», — рассказывал режиссер.
При этом именно к локациям придрались некоторые критики: мол, с одной стороны, живописные ландшафты теряются в тесноте вагонов поездов и «хрущевок», а с другой — не покидает ощущение, что авторы сериала сосредоточились не на драме сбежавшего из дома подростка, а на открыточных видах бескрайней Родины.
Весь сериал держится на трех постоянных актерах, вокруг которых остальные персонажи меняются быстро, как декорации. Речь о Надежде Маркиной, известной по «Елене» Звягинцева, Тимофее Трибунцеве, сыгравшем следователя, помогающего бабушке вернуть внука домой, и, конечно, о Ярославе Могильникове.
Проблемы сценария
Семейная тема для 16-летнего актера не нова — он уже играл беспризорника Колю в «Папаше в бегах» и пытался позаботиться о бабушке в образе юного Ералаша из «Слово пацана. Кровь на асфальте». Кажется, тема с мечтой купить пожилой родственнице утюг сделала неловкий крюк — герой Ярослава Могильникова в «Юге» еще более наивен и неприспособлен к реалиям жизни, чем Миша Тилькин.
Мы понимаем, что мальчик никуда не выезжал из Находки, тщательно оберегался бабушкой, подвергался насмешкам сверстников за старомодную одежду и оторванность от коллектива. Однако у Юга был Интернет, дававший возможность познавать разные стороны мира, но герой словно застрял в коконе собственных иллюзорных представлений.
Что еще интересно, так это отсутствие в 14-летнем подростке хоть какого-то бунта: даже сбегая из дома, он подчеркивает, как любит бабушку, а не злится, что от него скрывали информацию об отце. Правда, почему-то забывает о возрасте и проблемах родственницы со здоровьем, хотя еще недавно переживал, что ей станет плохо просто от похода в ванную…
Закадровый голос Могильникова сухо сообщает зрителям вычитанные в Сети факты о посещаемых им городах, зато радует простыми наблюдениями о природе вещей и взаимоотношениях людей. Правда, порой кажется, что Юг не просто «белая ворона» с идеалистическими представлениями об окружающих, а дошкольник, ведь наряду с логичными размышлениями в голову героя закрадываются и совсем инфантильные.
Изначально нам представляют персонажа-невротика с кучей фобий, ни разу не путешествовавшего на поезде и даже не посещавшего общественные туалеты. Почему же Юг так спокоен и сдержан, покинув зону комфорта? И как за 14 лет жизни он не успел понять, что не стоит показывать миллион рублей первым встречным?
Все эти вопросы зависают в воздухе без ответа, и остается лишь следовать за начинающим путешественником, которому на каждом шагу помогают добрые люди. Зрители не успевают даже начать беспокоиться за беглеца — так быстро ему приходят на выручку приятные незнакомцы.
Здесь и назревает основная проблема повествования: нереалистичность. Если бы жанром фильма была сказка, вопросов бы не возникало, однако в этой графе мы видим «приключения», которые все же предполагают не только демонстрацию красивых видов на камеру, но и крепкую захватывающую историю. Когда Юг показывает бывшему уголовнику в исполнении Юрия Колокольникова миллион рублей, а тот не думает его грабить, мы можем списать это на факт исправления второстепенного героя. Но когда не преуспевавший в физкультуре юноша убегает от вора из кафе и ловко впрыгивает в вагон — это уже фантастика.
Удача остается с Югом и дальше: его охотно приютила у себя проводница, — Анна Уколова — мальчик выпрыгнул из поезда и не разбился, а его рюкзак с деньгами благополучно перекочевал из вагона к следователю, а потом — обратно к хозяину. В лесу подростка спас охотник, воспаление легких вылечилось благодаря дыханию над вареной картошкой, и никакие сотрудники полиции не сумели остановить парня на пути к великой цели — встрече с возможным отцом. Точнее, отцами — в исполнении Кирилла Кяро, Александра Яценко, Николая Шрайбера и других звезд.
Все это звучит романтично, трогательно, но… неправдиво. Впрочем, неидеальных героев в сериале тоже предостаточно, пусть они и не особо мешают главному герою на пути. Если вам хочется доброй истории о взрослении и познании мира, взаимопомощи и неравнодушии — «Юг» станет отличным проектом для теплых вечеров в кругу семьи. И кто знает, может, к финалу авторы удивят нас еще и усилением накала страстей и драмы?
Первый сезон сериала включает в себя восемь эпизодов, два из которых показали на Okko 22 августа, а последующие будут появляться каждый четверг. На Первом канале роуд-муви стартовало 6 сентября и будет выходить по пятницам после выпуска нового сезона «Голос.Дети». Финал проекта «Юг» состоится 3 октября.
В главных ролях:
Ярослав Могильников — Юг;
Надежда Маркина — бабуля;
Тимофей Трибунцев — следователь;
Анна Уколова — проводница.
Также в роуд-муви снялись Юрий Колокольников, Александр Яценко, Кирилл Кяро, Игорь Грабузов, Антон Кузнецов, Юлия Снигирь, Дарья Екамасова, Павел Комаров, Екатерина Стулова, Антон Адасинский, Максим Стоянов, Светлана Иванова, Николай Шрайбер и другие.