Юрий Кузнецов родился в Абакане в семье офицера милиции. Папа мечтал, что Юра пойдет по его стопам, однако увлечение подростка драмкружком определило дальнейший путь. В итоге Кузнецов примерил форму служителя закона в кино: роль подполковника Петренко по прозвищу Мухомор принесла актеру успех.
Широкая узнаваемость пришла к артисту в зрелом возрасте, как и настоящая любовь. Но вот уже 10 лет как Юрий Кузнецов одинок, ведь его супруга Ирина скончалась из-за тяжелой болезни. 3 сентября актеру исполняется 76, и мы рассказываем о его жизни до и после потери самого близкого человека.
Первые роли и студенческий брак
В Хабаровский краевой драмтеатр Юрий Кузнецов уехал уже с супругой Валентиной Луневой. Поначалу дела актрисы шли гораздо лучше, чем у Кузнецова: режиссеры с удовольствием приглашали женщину в проекты, несмотря на то что она разрывалась между домом и сценой — в семье появилась дочка Наташа.
Все перевернулось, когда супруги перебрались в Омск. Карьера Валентины пошла на спад, а вот Кузнецов наоборот нашел себя. В год в провинциальном театре выходило семь-восемь премьер, в то время как в столице готовили всего три. Ежедневно актер был занят на подмостках, а в 1983-м на него обратили внимание режиссеры кино.
Роль Фоменко в «Торпедоносцах» принесла артисту первую порцию славы. Затем Кузнецов появился в «Колье Шарлотты» и «Прохиндиаде», ну а в картине «Мой друг Иван Лапшин» сыграл начальника райотдела милиции. В 1986-м актера пригласили в Ленинградский театр комедии, но это не означало улучшения жилищных условий: сперва Юрий один ютился на чердаке при учреждении. Лишь через год жена и дочка присоединились к звезде, и семье выделили квартиру в Северной столице.
Валентина к тому моменту отчаялась реанимировать сценическую карьеру, так что пошла работать руководителем театрального коллектива в Политехническом вузе. Частые разлуки и личные разочарования супруги расшатали брак Кузнецовых. Окончательный разрыв случился в 1991-м, когда артист уже вовсю снимался в Москве. Правда, в столицу он ездил не только ради кинопроектов…
Внезапная любовь
«Холодное лето пятьдесят третьего…», «Стук в дверь», «Гений» — к началу 90-х в копилке артиста было немало ярких работ. Однако поклоннице Ирине в душу запал образ из «Точки возврата»: увидев на экране бесстрашного пилота, женщина подумала, что обязательно вышла бы за такого мужчину.
Они столкнулись в коридоре московской гостиницы «Космос» спустя несколько лет после выхода фильма, когда Кузнецов работал над «Невозвращенцем». Актер выглядел усталым и растерянным, далеким от образа спасителя экипажа. Тем не менее 36-летняя Ирина заговорила с артистом, признавшись, что сразу узнала его. Оказалось, женщина уехала из родного Петербурга в столицу из-за сына, больного гемофилией: ребенка лечили в местной клинике.
От бесед они перешли к чаепитиям и прогулкам по Ботаническому саду. Ирина открыла актеру забытый мир нежности и романтики, ведь с женой он давно общался лишь записками. К тому же женщина была искусствоведом, так что могла поразить еще и эрудицией.
«Да, это была двойная жизнь. И я очень переживал, что так поступаю с Валей. Но отказаться от Иры не мог. Однажды поехал с ней в больницу к маленькому Леше. Мы забирали его на выходные в гостиницу. К подъезду клиники подъезжает «скорая», мы договорились, чтобы ребята на ней нас до «Космоса» подвезли. А Леша идти не может, ножка болит. Тогда я взял мальчика на руки и понес к машине. Именно в тот момент понял, что никуда от них не уйду. И что любовь — это не только помочь донести ребенка. Нести его нужно всю жизнь и помогать Ире всю жизнь. А иначе получится, что герой я только на экране. Они во мне нуждались, я мог сделать их счастливее», — заключил артист.
Дочка выросла, а с супругой актер мог не говорить неделями, так что ответ, как дальше жить, лежал на поверхности. Съемки «Невозвращенца» закончились 30 декабря 1990-го, но когда артист приехал в Ленинград, то осознал, что не должен отмечать Новый год с Валентиной. Жена давно подозревала, что у него кто-то есть, и сразу поняла, куда Юрий помчался в ночь.
«Удивительно, но дочка Наташа все поняла. И ни разу меня потом не упрекнула. С годами они подружились с Ирой, не было дележки внимания, было понимание. Я благодарен первой жене и старшей дочке, что не приходилось объяснять что-то, врать. Они приняли ситуацию такой, какая есть. Я, конечно, оставил им квартиру», — подчеркивал Кузнецов.
Судьбоносная роль
Юрий был счастлив начать совместную жизнь с Ириной, вот только собственных апартаментов не имелось у обоих, так что пришлось мыкаться по съемным квартирам. Когда Лешино лечение закончилось, уже ничто не держало семью в столице, однако и денег на существование в Петербурге не хватало: в театре платили копейки, в кино работа перепадала редко.
Пару лет влюбленные снимали квартиру в Пушкине, несколько месяцев провели в деревне под Ярославлем, где Ирине достался домик от бабушки. Очередной Новый год семья отметила на пенсию по инвалидности Леши: настолько было худо с финансами. При этом супруги не унывали, а искали плюсы во всем, что с ними происходило.
Вскоре влюбленные вернулись в Петербург, где продолжили влачить полунищенское существование. Это не угнетало, ведь в 1995-м случилось чудо: Ирина забеременела. В 50 актер снова стал папой — жена подарила ему дочку Сашу. И хотя артисту нужно было кормить увеличившуюся семью, он все равно уволился из театра, в котором ему все обрыдло.
«Другие жены артистов кричали: «Иди работай на корпоративах!» Ирина же понимала, что я этого не умею, мне противно. Иногда доходило до смешного: оставались считаные рубли на жетон метро, чтоб поехать в театр и перехватить денежек у коллег. К тому моменту, когда я начал сниматься в «Улицах разбитых фонарей», мы были должны половине города и десяткам столичных друзей. Мухомором я стал в 1997 году и несколько лет потом раздавал долги. Кстати, ничто не предвещало, что эта роль будет такой судьбоносной», — подчеркивал актер.
Сериал о милиционерах принес актерам безумную популярность, однажды всю группу даже пригласили с концертами в Кремль. Съемки, телепрограммы, телефонные звонки — когда Кузнецов перестал справляться с занятостью, Ирина взяла на себя обязанности агента. К слову, расписалась и обвенчалась пара только в 2001-м, когда наконец появились свободные деньги на свадьбу.
Беда за бедой
Закономерным продолжением «ментовской» темы для героев «Улиц разбитых фонарей» стали сериалы «Опера. Хроники убойного отдела» и «Литейный, 4». Однако из последнего артиста неожиданно «ушли»: просто не продлили контракт без объяснения причин. Трудился Кузнецов с самоотдачей, но зачастую бунтовал против сценариев, предлагаемых молодыми режиссерами. Вероятно, за это Юрий Александрович и лишился работы.
Актер привык, что его график расписан на год вперед, теперь же приходилось жить в ожидании телефонного звонка, от гонорара до гонорара. Параллельно у Ирины ухудшилось здоровье: ей давно поставили диабет, но тут к осложнениям добавился инсульт. Начались бесконечные госпитализации, между которыми, впрочем, женщина активно хлопотала по дому и делала вид, что ее ничего особо не беспокоит. Поэтому-то в 2012-м Кузнецов и не распознал, что в клинику возлюбленная легла в последний раз…
«Я не хочу вспоминать, как забирал Ирочку из морга, как ее отпевали, опускали гроб в землю на Большеохтинском кладбище. Мне до сих пор больно, и если бы не дочка, не знаю, что мог бы натворить. А она, совсем девчонка, очень мужественно держалась на похоронах. Сжала зубы и почти не плакала. Ну и я старался не позориться, не впадать в истерику. Первый месяц пропадал на кладбище. Разговаривал с Ирой, сидел у ее могилки. Становилось как-то легче. Потом Саша стала просить: «Папа, не надо, не езди туда, пойдем лучше в церковь», — вспоминал актер.
Даже спустя 10 лет артист не мог сдержать слез, когда говорил об умершей супруге. Справляться с одиночеством ему помогали поддержка детей и, конечно, новые роли: актер появился в «Дуэлянте», получил «Нику» за образ из ленты «Человек, который удивил всех», сыграл папу главного героя в «Эпидемии» и отца Анатолия в комедии «Непослушник».
Поклонники восхищались теплыми отношениями актера с младшей дочкой, но так ли он ладил с другими родственниками? Оказалось, что старшая сестра артиста, живущая в деревне под Абаканом, считает себя брошенной семьей. «Меня все оставили, все на свете! Брат никогда не позвонит, он прекрасно знает, где я живу, но не едет ко мне», — негодовала Галина в программе «Секрет на миллион» канала НТВ.
Однако и Юрий, и его другая сестра Любовь считают, что Галя сама отвернулась от семьи. Родственникам ничего не оставалось, кроме как прекратить общение с токсичной женщиной. «Старшая сестра в связи с какими-то непонятными нам обстоятельствами отреклась от нашей фамилии. Кто-то ей нашептал, что папа и мама ей неродные», — отмечал артист, добавляя, что сестра пресекла все его попытки помочь.
По материалам «
Фото: Legion-Media, личный архив, кадры фильмов «Мой друг Иван Лапшин», «Точка возврата», «Непослушник», кадры сериалов «Улицах разбитых фонарей», «Литейный, 4»