Андрей появился на свет в семье поэта Петра Градова и преподавателя английского языка Изиды Максимовой-Кошкинской. На стихи отца композиторы положили песни для Иосифа Кобзона, Людмилы Гурченко и Валентины Толкуновой. Кроме того, Петр Михайлович написал сценарий к фильму «Матрос с «Кометы», за что получил квартиру в доме кинематографистов, где его соседями стали Леонид Гайдай, Иван Рыжов и Татьяна Пельтцер.
Детство Андрея и его сестры Татьяны могло быть волшебным, если бы не трагедия. Мальчику едва исполнилось девять, когда его родители попали в автокатастрофу. Мама погибла, а папа надолго попал в больницу. Впоследствии Градов заключил, что Изида стала его ангелом-хранителем: подросток видел ее призрак, а в юности голос матери помог парню выплыть из-под баркаса, когда он едва не утонул в реке.
После ДТП временно опеку над детьми взяли бабушка и дедушка — звезды чувашского театра Иоаким Максимов-Кошкинский и Тани Юн. Влияние окружения сказывалось: маленькая Таня сыграла в комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» ту самую Леночку, из-за которой сторожиха пропускала службу. Андрей поначалу о кино не думал, связывая юношеские надежды с изучением иностранных языков, но после школы все изменилось — Татьяна об актерстве забыла, а вот ее брат поступил в Щукинское училище. Кто же подарил ему билет к известности? 29 января артисту исполняется 70, и самое время вспомнить его долгий и яркий путь.
По воле случая
Педагоги хвалили Градова и видели в нем большой потенциал, однако после окончания вуза предложений о съемках не поступало. Попасть в кино Андрею в итоге помог сосед — Иван Рыжов столкнулся с парнем в лифте, а когда узнал, что тот выпускник «Щуки», лично отнес его фотографии на студию. Снимки кочевали из рук в руки, пока не достигли цели — актера позвали в фильм «Побег из тюрьмы».
Типаж артиста оказался весьма востребованным, так что приглашения посыпались: «Поздняя ягода», «Сказка как сказка», ключевой персонаж в «Голубых молниях». Роль сотрудника МУРа Николая Тараскина в «Место встречи изменить нельзя» Андрей получил без проб — Станислав Говорухин видел несколько картин с актером. Разумеется, узнаваемость после работы с Высоцким и Конкиным возросла, однако знаменитым Градов проснулся после ленты «Берегите женщин».
В музыкальном фильме артист сыграл студента-журналиста, которому требовалось написать статью об отважном женском экипаже морского буксира. Любовная линия, позитивные песни, обаятельные актеры — благодаря сочетанию этих факторов картину посмотрели миллионы людей. Правда, многие зрители полагали, что композиции исполнял сам Градов, хотя это делали Юрий Антонов и Сергей Беликов.
К слову, Андрей не то что не умел играть на гитаре, а даже не знал, в какой руке держать гриф, пока не снялся в картине. Зато позднее артист овладел инструментом и даже ездил на концерты по стране. «Этот добрый музыкальный фильм стал моей визитной карточкой. Сейчас такое кино не снимают, люди ожесточились. Режиссеры и сценаристы решили, что современным зрителям не нужны розовые слюни, им, мол, это не близко. Вот и поставили на поток криминальные истории. А я не согласен — добрые, милые истории необходимы людям», — рассуждал Градов.
Его кинокарьера стремительно развивалась: боевик «Найти и обезвредить» сделал артиста настолько популярным, что он уже не мог спокойно выйти на улицу и остаться незамеченным поклонниками. Ключевую роль актер получил также в фильмах «Тепло студеной земли», «На крутизне» и «Девушки из «Согдианы».
Оценили зрители также мелодраму «Приморский бульвар» и криминальный фильм «Возьми меня с собой» с Градовым в главных ролях. На заре 90-х актер сыграл ключевых персонажей в «Личном оружии» и «Идеальной паре», а вот в последующие годы довольствовался эпизодами, пока на несколько лет и вовсе не исчез с экранов.
Семья
В Сети пишут, что в биографии звезды был ранний брак с журналисткой Тамарой Козловой, однако союз распался через два года. Вот только сам Андрей Петрович в интервью о репортере не говорил ни слова, утверждая, что единственной женщиной в его жизни стала Наталья.
«Женился я рано, сразу после окончания училища, — отмечал артист. — Поехал в Питер, друзья затащили в дом моделей, там и увидел Наташу — красавицу-манекенщицу. Познакомились, потом расстались, еще раз случайно пересеклись в Сочи, где я снимался, а она участвовала в показах. Меня поразили ее глаза. Наташа вообще симпатичная, стройная, но глаза особенные — большие, добрые, взгляд — проницательный, понимающий. Вскоре поженились, родилась дочка Катя. Не бросая подиум, Наташа окончила медицинский институт, какое-то время работала врачом, но я, видя, насколько этот труд тяжел, настоял, чтобы она ушла из больницы и занималась домом».
Андрей сразу запретил наследнице идти по своим стопам, считая профессию трудной и ненадежной. В итоге Екатерина отучилась в Милане, вернулась в Россию и стала работать на крупные местные бренды визуальным мерчендайзером. Успешную жизнь девушки омрачила трагедия: ее муж погиб, и все заботы о сыне Максиме легли на ее хрупкие плечи. К счастью, Градов всегда был близок с дочерью и помогал поднять внука на ноги.
Кризис
Многие актеры после распада СССР спивались, не выдержав испытания забвением, но Градов был не из таких. Еще в 80-х он озвучивал героев сериалов «Богатые тоже плачут» и «Полиция Майами: Отдел нравов», ну а в 90-е подарил голос Никите Оленеву в саге о гардемаринах, взялся за «Список Шиндлера», «Леона» и «Английского пациента».
Не чурался артист и работы, никак не связанной с миром шоу-бизнеса. Так, актер находил поставщиков, оптом закупал рыбу и развозил ее по точкам реализаторам. Позднее Градов переключился на торговлю заграничными овощными консервами и женской одеждой — лишь бы принести домой денег.
Ввязался Градов и в опасную историю, которая поначалу не сулила ничего страшного. Актер снялся в рекламе моющего средства, а так как пункта об эксклюзивных правах на использование имиджа Андрея в контракте с фирмой конкурентов не было, он согласился на сотрудничество с другим брендом того же сегмента.
Второй ролик строился на том, что артист рекламировал одно средство для мытья посуды, но дома пользовался другим, объясняя это гостям фразой «для семьи я выбираю лучшее». Первая компания по производству бытовой химии не только предъявила актеру претензию, но и начала угрожать ему по телефону. Лишь когда звезда «Берегите женщин» обратился за помощью к товарищам из правоохранительных органов, звонки прекратились.
Новый виток карьеры
Постепенно дела в киноиндустрии улучшились, и Градов вновь начал мелькать на экране. В нулевых артисту часто доставались небольшие роли в сериалах: «Дальнобойщики», «Марш Турецкого», «Ундина». Ключевых персонажей Андрей Петрович сыграл в «Игре на выбывание», правда, ради образа майора ФСБ ему пришлось пожертвовать усами — поклонники сетовали, что узнать в таком виде журналиста из «Берегите женщин» невозможно.
Самому артисту новый имидж пришелся по вкусу, ведь и в «Формуле стихии», и в «Осеннем детективе» он предстал гладковыбритым мужчиной. Ключевую роль отца главной героини Градов исполнил в «Богатой Маше», ну а в сериале «Молодежка» сыграл папу Алины.
«По ту сторону смерти», «Шуберт», «Балабол-5» — без работы артист надолго не оставался. Кроме того, он продолжал заниматься дубляжом: голос Градова звучал в легендарных картинах «Бесславные ублюдки», «Волк с Уолл-стрит», «Джон Уик».
Только за последние несколько лет актер дубляжа поработал над проектами «То, что между нами», «Падение луны» и «Гипнотик». Что же касается съемок, то пока что последним фильмом с его участием числится «Стая», где Градов сыграл главную роль. Поклонники уверены, что скоро список пополнится новыми яркими картинами, ведь кумир не растерял талант за годы.