Кирилл появился на свет в Москве в семье актеров Театра имени Станиславского Юрия Гребенщикова и Наталии Орловой. До этого брака Гребенщиков-старший уже был женат — на Ольге Бган, ну а Орлова связывала судьбу с коллегой из Центрального детского театра.
«К своим бывшим супругам мама и папа проявляли подчеркнутое уважение. У нас дома были фотографии Ольги, а с Юрием Лученко я даже был знаком. Мы встречались в Плесе, в доме отдыха ВТО. Никто из родителей никогда не делал вида, что первых браков не было, но не вдавался в подробности, и я не в курсе, как и почему они распались», - отмечал Кирилл.
В основном воспитанием ребенка занималась мама, на подхвате была и бабушка из столицы. Учился Кирилл средне, а несмотря на творческую среду, актерством поначалу не интересовался. Мальчик ходил на плавание и занимался изобразительным искусством в Доме пионеров: из-за интересной шаржевой манеры рисования родители решили, что из Гребенщикова мог бы получиться художник. Почему этого не произошло, и как сложилась судьба артиста – рассказываем в 51-й день рождения Кирилла Гребенщикова.
Путь к профессии
Одно время Кирилл мечтал стать археологом, предполагая, что эта профессия полна романтики. Впрочем, родители вспоминали, как мальчик читал наизусть «Руслана и Людмилу», так что по семейной легенде, именно тогда в нем проснулся дух актерства.
«В школе участвовал в художественной самодеятельности, но крупных ролей не получал. Однажды играл зеркало в сказке о мертвой царевне — стоял с разделочной доской, обмотанной фольгой, и говорил: «Ты прекрасна, спору нет!» — далее по тексту... И был вполне доволен», - подчеркивал артист.
При этом Кирилл нередко посещал спектакли отца и чем старше становился, тем больше проникался его игрой. Юрий Сергеевич добился славы после 40, но успех не испортил его: более благородного и честного человека Гребенщиков не знал. К сожалению, в январе 1988-го звезду театра сбил автомобиль, за рулем которого находился поэт Александр Межиров. Поговаривали, что водитель скрылся с места происшествия, не оказав помощь, а по другой версии – Межирова попросту подставили. Сын погибшего актера отмечал, что есть факт трагедии и виновник, а копаться в прошлом уже ни к чему.
«Врачи боролись за жизнь отца. Мама до сих пор дружит с женщиной-реаниматологом, которая занималась им в госпитале имени Бурденко. И я с ней общаюсь. Она нам очень помогала. Но положение было безнадежным, медицина двадцать восемь лет назад не располагала такими возможностями, как сейчас. Время лечит. Жаль, что отец ушел гораздо раньше, чем мог бы. Но иногда я задаю себе вопрос: а как бы он пережил девяностые годы, если бы не погиб? Когда все рухнуло, не стало работы? И не нахожу ответа», - рассуждал Кирилл.
Смерть отца заставила Гребенщикова вылететь из гнезда. После выпуска парень поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ, где готовили художников-технологов сцены. Общался студент в основном с актерами и в итоге увлекся их профессией, решив, что по складу ума – гуманитарий, да и рисует не очень хорошо.
Перевестись на актерский факультет было нельзя, так что Кирилл начал все с нуля, поступив на курс Аллы Покровской. «Учился без проблем, они начались уже после окончания вуза, когда пришел в Театр Станиславского. Я не знал себя как актера. Изображал что просили, причем достаточно достоверно, но не чувствовал себя действующим, играющим. Шарахался из стороны в сторону, работал наобум. Иногда слышал: „Это хорошо!“ Но не понимал, что хорошо…» — признавался Гребенщиков.
Порция славы
Кирилл дебютировал в кино еще в 1992-м, снявшись в «Русском романе». Вот только время получения диплома выпало на середину 90-х, когда индустрия испытывала серьезный кризис. Из-за этого многие сокурсники Гребенщикова оставили профессию, став в итоге учителями, архитекторами, продавцами. Но наш герой решил так быстро не сдаваться.
Из Театра Станиславского Кирилл перешел в ТЮЗ, где показ ему организовал близкий друг Максим Виторган. Через пару месяцев Гребенщикова переманил в «Школу драматического искусства» Анатолий Васильев.
«Девять лет с ним проработал. В 2006 году мы выпустили спектакль «Каменный гость» или Дон Жуан мертв», где я сыграл Дона Гуана. Это стало для меня очень важным этапом. Мне было 34, и я наконец понял, что могу быть актером, потому что знаю себя и свою профессию», - отмечал Кирилл.
В конце 90-х Гребенщиков появился в небольшой роли в «Сибирском цирюльнике», а на заре нулевых засветился в детективе «Место под солнцем» и экранизации «Братьев Карамазовых». Переломный момент случился после сериала «Тридцатилетние» — актер почувствовал к себе настоящий интерес.
«Маховик раскручивался постепенно. Самое интересное, что я сомневался, когда предложили сыграть в «Тридцатилетних». Как же! 60 серий! «Мыло»! А когда начал сниматься, неожиданно увлекся. История была интересной, необычной. Для того времени довольно провокационный формат, вроде тех, что сейчас снимает ТНТ. У нас все было корректно, без жести, но темы и высказывания — достаточно смелые. Мне не было стыдно за эту работу. Я знал, что все сделал хорошо. И в 35 лет наконец начал сниматься по-настоящему», - отмечал артист.
Семья
Успех был как раз кстати, ведь еще будучи студентом, Кирилл женился на возлюбленной Ольге, а в 1994-м стал отцом. В отличие от супруга, Оля в актрисы не пошла, зато выпустила сборник авторских стихов и получила редкую профессию. «Она руками работает, делает кукол. Недавно она сделала для фильма Татьяны Лютаевой, по ее просьбе, куклу Ксении Раппопорт. И кукла играла в этом фильме», — пояснял Кирилл.
Полина Гребенщикова решила получить образование во ВГИКе, и хотя звездный папа не был в восторге, запрещать девушке поступать в вуз он не стал. При этом о семье актер говорил крайне редко, отмечая, что личная жизнь должна таковой и оставаться.
Отца Кирилл потерял в 15, ну а в 2018-м лишился и матери: три года Наталия Орлова боролась с раком, но проиграла битву. «За четыре дня до смерти уехала в Ригу. Нам сказала, что едет в Юрмалу отдыхать. Ее спрашивали: «Наташа, как ты себя чувствуешь?» На что она отвечала всегда: «Хорошо». У мамы была легкая и счастливая смерть. Все произошло стремительно — я еле успел прилететь», — резюмировал Гребенщиков на передаче «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым канала «Россия 1».
Круговорот ролей
Получив первую порцию славы, Кирилл сыграл в «Доярке из Хацапетовки», а затем получил роль Виктора Зорина в «Серафиме прекрасной». Актер скромно отмечал, что сериал запомнился зрителям благодаря таланту Катя Порубель, а к своему герою у него немало вопросов.
«Мне кажется — неровная роль... Хотя надо отдать должное интуиции и смелости режиссера Каринэ Фолиянц, которая утвердила меня на роль деревенского тракториста-алкоголика. Съемки проходили дружно, весело, но никто не ожидал такого резонанса. Я-то уж точно. После «Серафимы прекрасной» посыпались приглашения во все мыслимые телешоу. Так что даже стало немного грустно: неужели будут помнить только по этой работе?» - вспоминал артист.
Впрочем, Кирилл ошибался, ведь образ врача-неонатолога Андрея Лазарева в «Тесте на беременность» тоже занял достойное место в фильмографии. «Понимаете, зрители знают меня по этим историям, но это не значит, что я тоже должен их любить. Как актеру мне, например, гораздо больше дала работа с Николаем Хомерики в детективе „Тайны города Эн“. Это такой среднерусский нуар», — рассуждал актер.
«Власик. Тень Сталина», «Анна Каренина. История Вронского», «Ученица Мессинга», «Заступники» — проектов с участием артиста становилось все больше. Поклонники останавливали актера прямо на улице, чтобы взять автограф. Правда, порой Кирилла принимали за коллег по цеху: Александра Петрова, Евгения Цыганова. Однажды Гребенщикова даже спутали с лидером «Аквариума», что показалось совсем уж странным.
Кирилл не обижался, а просто продолжал делать то, что умел лучше всего — играть. Так, в 2021-м актеру достался ключевой герой сериала «Наперекор судьбе», ну а в «Клинике усыновления» он примерил на себя образ педиатра.
«Самое главное — интересная история, сюжет. На уровне сценария его должно быть захватывающе читать, как интересную книгу, будешь ты там сниматься или нет. Второе — это компания людей, которые это делают, актёры, которые тебя окружают. Я люблю сниматься со знакомыми уже людьми, и с незнакомыми люблю, потому что это новые человеческие впечатления. Ну и профессионалы, которые обслуживают техническую часть, важны: и операторы, и все цеха — если они профессиональные, это здорово. Главное — получать удовольствие, чтобы скучно не было», — размышлял Кирилл о выборе проектов.