Андрей Князев появился на свет в Ленинграде, так что детство провел в Купчино. Ребенок увлекался футболом и волейболом, а главной его страстью долгое время оставалось рисование — неудивительно, что некоторые обложки альбомов «Короля и Шута» сделаны рукой Князя.
После восьмого класса Андрей поступил в училище на художника-реставратора, где и встретил Михаила Горшенева. «Мы сошлись на приколе: Миха начал ржать над моими шутками, а у меня они всегда были специфические — простой человек с обывательским умом не всегда врубался, что я имею в виду. А я купился на его приколы: у Горшка были безбашенные шутки, хоть его в то время все-таки дисциплинировал отец. Когда мы с ним связались, мы дали друг другу обоюдную поддержку по жизни, потому что человеку одному гораздо тяжелее, чем вдвоем. Это преимущество дружбы», — отмечал Князев.
Общие интересы обнаружились сразу: Горшок притащил в училище магнитофон и показал товарищу свои записи. Затем Михаил позвал нового приятеля в группу «Контора». Поначалу Андрей пел на бэк-вокале, но его вес в коллективе увеличился, когда выяснилось, что парень пишет хорошие стихи. В творчестве преобладала сказочная тематика, поэтому вскоре проект превратился в «Король и Шут», где большую часть музыки создавал Горшенев, а текстов — Князев. Почему же идеальный тандем распался? 6 февраля Андрею Князеву исполняется 52, и мы рассказываем о его пути с Михаилом Горшеневым и без него.
Андрей Князев в «Короле и Шуте»
В 1992-м Михаил Горшенев и Андрей Князев с музыкантами впервые выступили в стенах Ленинградского рок-клуба, и в андеграунде на них сразу обратили внимание. Яркие артисты, рассказывающие со сцены сказочные истории, сперва воспринимались обществом даже не как коллектив, а как тусовка, свежая волна панковского нашествия.
На два года Андрей откололся от группы, так как ушел служить в армию. Писать он не переставал, постоянно делясь идеями и текстами с Горшком. По возвращении Князь записал демо-диск «Любовь негодяя», большая часть песен которого в итоге вошла в «Акустический альбом» «Короля и Шута».
Но это было гораздо позднее, ведь сперва группа выпустила дебютную пластинку «Камнем по голове», где тексты написал Князь, а музыку — Горшок. Коллектив стали звать на фестивали, а в 1997-м он презентовал второй альбом «Король и Шут», который на самом деле представлял собой переиздание неофициального диска «Будь как дома, путник…»
Широкая известность накрыла «КиШ», когда на «Нашем радио» прозвучал хит «Прыгну со скалы», написанный Князевым еще в армии. В том же «Акустическом альбоме» оказалась и легендарная «Кукла колдуна», принадлежащая авторству Андрея. А вот для «Ели мясо мужики», на которую сняли первый профессиональный клип, музыку сочинил Горшенев, а стихи — Князь.
Долгое время музыканты творили не ради денег, а ради творчества и самовыражения, поэтому выступали за… ящик пива. С ростом популярности и выходом за пределы Петербурга пришли и достойные гонорары, хотя Андрей Князев отмечал, что никто из директоров и организаторов не показывал им реальные сметы. Признавал Князь и тот факт, что хотя они с Горшком болели общим делом, цели преследовали разные.
«Горшок работал здесь и сейчас, а я — на перспективу, — пояснял артист. — Моя задача была вывести группу „Король и шут“ на социальный уровень, чтобы мы стали культурным феноменом, распространяющим свою музыку на широкую аудиторию и таким образом прививающим вкус к рок-музыке и нашему стилю. А Миха хотел производить мегакрутое впечатление на людей здесь и сейчас. Ему нужно было сделать революцию в панк-роке».
Раскол и «КняZz»
Альбомы «Как в старой сказке» с хитом «Проклятый старый дом» и «Жаль, нет ружья» со шлягером «Мертвый анархист» ознаменовали период расцвета группы. «Король и Шут» собирал стадионы и гастролировал не только по СНГ, но и по Америке, Израилю и Финляндии. Однако вскоре для коллектива наступил период, который поклонники окрестили Смутным временем — «КиШ» покинула эмигрировавшая в США скрипачка Маша Нефедова, у проекта сменился директор, а его солисты один за другим выпустили сольные диски.
«На „Бунте на корабле“ мы очень сильно сбросили обороты и вылетели из дворцов спорта — прежний статус себе так и не вернули, — вспоминал Князь. — Балу (гитарист Александр Балунов — прим. „СтарХита“) уходил, потому что начал чувствовать себя неуютно внутри коллектива: он не получил от нас с Михой поддержку в определенном моменте. Он всегда считал, что мы равны в группе, а мы с Горшком начали показывать, что мы главные, чтобы навести порядок в группе. Балу это не хотел принимать».
Уход других музыкантов усугубил противостояние между двумя фронтменами группы: Князь давно жаловался на то, что Горшок видит в нем лишь автора текстов и бэк-вокалиста. Андрей тоже хотел писать музыку и больше петь, но не чтобы конкурировать с другом, а ради равноправия. Кроме того, движение коллектива в сторону «утяжеления» Князеву не нравилось. В итоге каждый из основателей «КиШа» начал уходить в сольное творчество, а когда противоречия достигли апогея, поэт первым поставил точку, покинув «Король и Шут».
В наследство Горшку осталась прежняя группа, а Князь начинал с нуля, однако именно Михаил считал, что друг его предал. Лишь спустя годы Андрей заключил, что товарищ остался «в шоколаде, но один». И хотя уход коллеги простимулировал харизматичного лидера «КиШа» на новые свершения, — мюзикл про маньяка-парикмахера Суини Тодда, полные драйва концерты — здоровье Михаила Горшенева уже было сильно подорвано наркотиками и алкоголем, что приблизило его смерть в 2013-м от острой сердечной недостаточности.
«Он ушел в разгар Todd, с идеями новых театральных проектов, — размышлял Князь. — У него родилась дочка Сашка — Оля взяла на себя очень большую ответственность, учитывая все риски. Она рассчитывала, что для него это будет фундаментом. Наверное, так и было, но в глобальном смысле на Миху не повлияло. Иногда меня спрашивают, можно ли было спасти Горшка. В последний раз я ответил, что нельзя, что он себя запрограммировал. Но если говорить с позиции репрессивных методов, то в этом смысле можно было. Но кому под силу неволить свободного человека? Я не предавал Горшка — он сам меня отодвинул, как это сделал со многими близкими ему людьми. И я его понимаю и не виню».
Еще до трагедии Князь выпустил альбомы «Письмо из Трансильвании» и «Тайна кривых зеркал», но о том, что популярность его группы пошла вверх, заговорили после смерти Горшка. В тот период многие рок-коллективы посвящали рано сгоревшему вокалисту трибьюты, что части поклонников казалось спекуляцией на памяти кумира. Еще больше споров разгорелось, когда Андрей Князев выступил креативным продюсером сериала «Король и Шут».
«Многие говорят, что я наживаюсь на Горшке. Нет. Просто я в формате „Короля и шута“ я до сих пор держу его рядом с собой. Люди не понимают, что такое взаимоотношения с песней. Вот я помню как писал „Прыгну со скалы“. И теперь я должен в угоду хейтерам отказаться от своего детища? Это нелогично. Есть своя связь между автором и его произведением. Мнение о том, что я наживаюсь на Горшке, неприемлемо — это мои песни», — пояснял Князев в беседе с Валерией Германикой на YouTube-канале «Лера в Большом Городе».
«Магия Калиостро», «Узники долины снов», «Домашний альбом» — каждый диск «КняZz» дарил фанатам новые песни. Кроме того, Андрея Князева захватила анимация, так что он стал выпускать мультфильмы. А еще — клипы, в одном из которых — на песню «Сталкер» — даже принял участие музыкант Deep Purple и Rainbow Джо Линн Тернер.
Личная жизнь
Андрей не скрывал, что в молодости не избежал вредных привычек, зачастую перебирая с алкоголем. Постепенно музыкант изменил образ жизни, устав от былых приключений и последствий пьяного угара. Способствовала этому и смена семейного статуса — до 32 Князев жил с родителями, так как ему было комфортно в его «творческом кабинете», а затем превратился в ответственного мужа и отца.
Первой супругой музыканта стала психолог Алена Исаева, подарившая Князю дочку Диану. Хотя супруги осознали, что не подходят друг другу как пара, они разошлись мирно и сохранили теплые отношения. Более того — впоследствии близко общалась Алена и со второй женой артиста — фотографом Агатой Нигровской.
«В 2009 году от бывшей жены Андрея мне досталась неплохая камера, — делилась Агата. — Она тоже пробовала заниматься фотографией, но у нее не сложилось. Сначала я снимала только ее с дочкой и какие-то закулисные и концертные истории группы „Король и Шут“. А после рождения ребенка я поняла, что хочу заниматься этим серьезно, и тут же занялась самообразованием».
Агата познакомилась с Андреем Князевым на концерте «КиШа», после которого пошла вместе с группой в один бар. Встреча закончилась… горстью оливье, вываленного девушке на голову в пылу ссоры. Затем Нигровская столкнулась с музыкантом на фестивале в Петербурге, а потом — в купе поезда. Осознав, что это судьба, влюбленные больше не разлучались.
Фотограф родила дочку Алису, так что в жизни музыканта теперь целых две «княжны». Агата отмечала, что Андрей — великодушный человек и трогательный папа, поэтому таким мужем можно лишь гордиться. «Сейчас он, во-первых, не пьет, а во-вторых, это самый добрый человек, которого я знаю, — рассказывала Нигровская еще 10 лет назад. — Меня это в нем и покорило. Был эпизод в южном туре, мы ехали по трассе в город Ейск, и он всю дорогу в руках держал гусеницу. Не хотел выкидывать в окно, ждал, пока доедем, чтобы выпустить ее в травку. И вот мы доезжаем до Ейска, он выпускает ее и вдруг замирает чуть не плача. Я подхожу, наклоняюсь и понимаю, что он случайно выпустил ее в муравейник, и муравьи ее тут же съели. Он ужасно расстроился, а меня покорило, что взрослый мужчина так искренне может расстраиваться из-за гибели гусеницы».