В 1983 году на экраны СССР вышла мелодрама «Хозяйка детского дома». Картина подняла проблему, о которой тогда было не принято громко говорить — оказывается, миллионы детей в нашей стране по разным причинам стали сиротами, и живут они рядом, но в детских домах. В советском кинематографе не часто снимали кино о детях, жизнь которых проходит в приюте. Это второй популярный фильм про детдом после «Республики ШКИД».
Киноистория позволила людям заглянуть туда, куда простым смертным вход был заказан. О том, что происходит в детском доме, какие вопросы волнуют его обитателей, о чем они думают, как справляются с бытовыми проблемами, — люди несведущие могли только догадываться.
Главные роли в картине сыграли Наталья Гундарева и Людмила Полякова. По мнению зрителей, они буквально прожили на съемочной площадке судьбы своих персонажей.
Героиня Гундаревой — Александра Ванеева сама выросла в детдоме, теперь она стала его «хозяйкой» и каждый день сталкивается со сложными жизненными ситуациями, связанными с ее сотрудниками и детьми. Когда-то она усыновила воспитанника детдома Сергея. Его родную мать Ксению Рябцеву, которую играет Людмила Полякова, лишили родительских прав. Через много лет Ксения появляется в жизни Сергея и хочет все исправить. Ванеева опасается, что это разрушит ее семью, но Сергей давно ответил себе на вопрос, кто его настоящая мать.
Зрители сочувствовали непутевой Ксении, в ней они увидели несчастную, страдающую женщину и даже искали оправдание ее страшному поступку.
А вот в «правильной» героине Гундаревой некоторые зрители увидели не только положительные качества. В начале фильма один ребенок отказывается, «как все», есть манную кашу, и директор детдома в резкой форме предъявляет претензию повару, которая не хочет готовить мальчику другое блюдо.
Эта история вызвала неоднозначные отклики. Кто-то даже обвинил директора детдома в попытке «создать прецедент».
«Есть случаи, когда необходимо делать исключения и учитывать индивидуальные особенности. И детей нельзя всех под одну гребенку. Директор — прекрасная женщина и отличный педагог, она ко всем старается найти подход и видит личность в каждом ребенке, члене большой семьи», — восторгались другие.
Наталья Гундарева вспоминала о работе над фильмом с особой теплотой. Она рассказывала, что кино снимали в настоящем детском доме, а у ее героини был реальный прототип — женщина, у которой было два усыновленных ребенка.
«Эта тема – детский дом – проняла меня до глубины существа. Чтобы выбрать площадку для съемок, мы наведывались во многие детские дома. Были в обыкновенных, были и в показательных, где журчат фонтаны, устроены зимние сады и чудесно оформлены игровые комнаты. Но и тут и там я читала в глазах детей один и тот же вопрос: «Почему?» Они не понимали, почему должны жить иначе, чем дети, которые учатся в школе рядом. Они же ничего плохого не совершили, они просто родились у этих родителей и самим своим рождением поставлены в особые условия, вне родного семейного дома», — вспоминала актриса.
Игру других артистов также оценили вне всяких похвал. Очень достоверно исполнила роль воспитательницы детского дома Любовь Соколова. Этот образ шел ей — актриса часто снималась в ролях женщин, способных пожертвовать своим счастьем ради других. И в этой картине она не изменила себе, ее Марья Тимофеевна посвятила всю себя детям, но при этом осталась одинокой.
«Как и всегда, безупречна Любовь Соколова, очень люблю ее, просто родной человек. К тому же, Любовь Сергеевна здесь удивительно красива», — отзывались о ее роли в социальных сетях.
Зрители отметили игру одной из лучших пар — Натальи Гундаревой и Константина Григорьева. В 70-80-х годах прошлого века имя Григорьева входило в число тех, чье появление на экране ожидали с особым нетерпением. Роль Семена Потапова, влюбленного в героиню Гундаревой, он, как всегда, сыграл с огромным обаянием. По отзывам, все ее нюансы попадают «прямо в душу».
Для Владимира Шевелькова (будущей звезды фильма «Гардемарины, вперед!»), сыгравшего Сергея, приемного сына Ванеевой, эта работа оказалась знаковой. Он отмечал, что ставит ее в один ряд с другими, успешными и с точки зрения профессии, в которых довелось воплотить прекрасные разноплановые роли.
Многие из тех, кто посмотрел «Хозяйку детского дома», признавались, что плакали, от души переживая за героев картины. Зрители отмечали, что фильм стал для них откровением. Они восхищались его искренностью и добротой, говорили, что картина заставляет задуматься о жизни, ее истинных ценностях. «Какой чудесный, добрый и трагический фильм! Его надо показывать сейчас, так как очень много детей остаются без родителей. Может, он разбудит светлые чувства и сирот будет меньше», — оставила в Сети комментарий одна из поклонниц кинокартины.
По материалам: kino-teatr.ru