Жизнь великого балетмейстера — настоящий учебник, по которому можно изучать историю страны. Он прошел через двадцатый век, пережив все его революции и войны. «Неизбежное встречай достойно» любил повторять Игорь Моисеев. Так он давал понять, что ход событий человек изменить не может, но в его власти достойно прожить собственную жизнь. Смысл своей он видел в творчестве, которому преданно служил двадцать четыре часа в сутки.
Моисеев никогда не хвалил своих артистов. Относился к себе и к ним строго. «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете!», — мог остудить накал страстей после грандиозного концерта. Интересно, что в его ансамбле не было солистов. Мэтр считал коллектив единым целым, в котором каждый танцор может подменить своего коллегу: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля», — говорил он.
Его боялись и обожали. Как вспоминают артисты ансамбля, тот, кто попадал к нему в кабинет на разговор, запоминал эту встречу навсегда. Такова была сила харизмы и обаяния великого хореографа.
ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
Семья Моисеевых жила очень бедно. Отец — в прошлом юрист, пытался заработать уроками французского языка. Мать прекрасно шила и бралась за любую работу. Однако случались дни, когда в доме было нечего есть. Игорь часто болел — так на его здоровье сказались безденежье и голод.
Как в жизни Игоря Моисеева появился балет? По семейной легенде отец будущей легенды стал свидетелем страшной уличной драки. Вернувшись домой, он с порога заявил сыну, что завтра же запишет его в балетную школу, чтобы уберечь от дурного влияния.
Педагоги только руками всплеснули, когда увидели, какой талант к ним привели. Мальчик обладал хорошими данными, был очень пластичным и музыкальным. Уже через месяц Игорь оказался в лучшей кузнице балетных кадров страны — хореографическом техникуме Большого театра. Родители сначала не собирались делать из мальчика звезду театральных подмостков. Но потом рассудили, что профессия танцора спасет их сына от политики и страшных сталинских репрессий.
В дальнейшем это станет жизненным кредо Игоря Моисеева. «Я жил по солдатскому принципу — поближе к кухне, подальше от начальства», — расскажет он в мемуарах.
ГЛАВНЫЙ ТЕАТР СТРАНЫ
В Большом театре Игорю Моисееву прочили большое будущее, заметив его талант, быстро начали вводить в спектакли. С первой зарплаты он принес домой чайник, чем очень обрадовал мать. Они кипятили воду в дырявом, покупка нового казалась несбыточной мечтой.
Обстановка в театре была далеко неспокойной. Игорь попал в число фаворитов молодого балетмейстера Касьяна Голейзовского, новаторские спектакли которого никак не хотела принимать старая гвардия. Интриги и подковерная возня очень мешали работе. Театральная молодежь написала письмо на имя директора в поддержку своего кумира. Активистов из Большого театра немедленно убрали. В списке уволенных артистов Игорь нашел свою фамилию, и… показал характер!
Он отправился на прием к самому наркому просвещения Луначарскому. Буквально на следующий день его восстановили на рабочем месте. Вдумчивый юноша с горящими глазами вызывал симпатию и доверие. Луначарский даже начал приглашать его к себе на знаменитые «четверги». Вместе с поэтом Владимиром Маяковским, французским писателем Анри Барбюсом и режиссером Александром Таировым они обсуждали проблемы культуры, играя в бильярд.
Правда, праздновать победу оказалось рано. Руководство театра по-прежнему видело в Моисееве врага, и не давало ему ролей.
Спасение пришло неожиданно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер получил травму и в спектакль срочно ввели опального артиста Моисеева. Он был невероятно рад. Однако год без работы заставил его серьезно задуматься, — что, если не только танцевать, но и начать ставить танцы самому?
НОГИ ПОТОМ, СНАЧАЛА НЕСИ ДУШУ…
Неожиданно идея получила блестящее развитие. Танцы, которые Моисеев поставил для нескольких балетов, оказались очень успешными. Начинающий хореограф-постановщик написал письмо на имя Молотова. В нем он предлагал создать ансамбль народного танца, обещая взять всю организационную часть на себя. «Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать», — прозвучало в ответ.
Первая репетиция ансамбля народного танца состоялась 10 февраля 1937 года. Небольшая группа энтузиастов во главе с Игорем Моисеевым провели ее в здании Дома учителя в Леонтьевском переулке. В момент появления коллектива на свет его организатору был всего 31 год.
ЛЮБОВЬ ВОЖДЯ
Благодаря таланту Моисеева зрители увидели знаменитые спортивные парады на Красной площади. Сталин посмотрел выступления физкультурников, созданные фантазией начинающего постановщика, и пришел в настоящий восторг. Он пожелал, чтобы тот, кто их ставил, продолжал и дальше выпускать столь успешные номера. Даже те, кто позже видел эти парады на экране, говорили о том, насколько зрелище завораживало.
Однажды Игоря Моисеева вызвали с гастролей правительственной телеграммой. В купе к перепуганному артисту зашли люди, одетые в форму сотрудников НКВД, взяли вещи и пригласили следовать за собой. Всю дорогу, пока его везли на Лубянку, Моисеев гадал, — арест это или нет? Оказалось, его услуги потребовались Лаврентию Берии. Общество «Динамо» провалило генеральный прогон, Моисеев должен был в кратчайшие сроки поставить новый оригинальный номер. И он с задачей справился!
После парада Моисееву звонил сам Берия и благодарил за прекрасную работу.
С 1938 года ансамбль начали приглашать выступать в Кремль. На пышном банкете после одного такого концерта кто-то положил руку на плечо Игорю Моисееву. Подняв глаза, он увидел перед собой Сталина. Вождь поинтересовался делами ансамбля. Моисеев не стал скрывать, что у них по-прежнему нет помещения. Место в новом здании над станцией метро «Маяковская» тут же нашлось.
КРАСОТА — СТРАШНАЯ СИЛА
Оказавшись в фаворе у кремлевских начальников, ансамбль, большую часть которого составляли девушки, столкнулся с обратной стороной медали.
Будущая жена балетмейстера, Ирина Чагодаева, выступала в его ансамбле. Игорь Моисеев вспоминал, что при первой встрече его поразили огромные лучистые глаза девушки. Когда она шла по улице, на нее оглядывались прохожие, так она была хороша. Он посчитал, что лучшим способом уберечь Ирину от домогательств будет подумать о ее замужестве.
За красивой солисткой ухаживал сын маршала Конева. Сам маршал интересовался у Моисеева, насколько девушка серьезна, можно ли ей доверять?
Жизнь распорядилась так, что мужем Ирины стал сам Игорь Моисеев. «Ирина — мой ангел-хранитель, который помогает мне во всем», — делился маэстро. В любви и согласии они прожили много лет.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ
Игорь Моисеев сравнивал свою жизнь с путеводителем по странам и континентам. Он побывал со своим коллективом в шестидесяти странах мира. Во времена «железного занавеса» их едва ли не единственных выпускали на гастроли. Если надо было разрядить международную ситуацию, то посылали не дипломатов, а ансамбль. За границей они могли проводить по восемь месяцев в году.
Триумф в одной стране сменялся небывалым успехом в другой. Моисеевцы легко «брали» города и страны. В Финляндии, — стране, где не принято слишком эмоционально проявлять чувства, они заставили зрителей разразиться овациями. Финские зрители, демонстративно скрестившие руки на груди, в итоге громко хлопали советским танцорам.
В 1955 году ансамбль первым из советских творческих коллективов побывал во Франции. «Если концерты моисеевского балета не заставят вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны», — взрывалась восторгом французская пресса.
Ансамбль привез в Париж не только зажигательные и душевные танцы, но и стал законодателем моды. На следующий день после выступления француженки надели высокие сапоги и шапки а-ля рюс.
Сегодня в репертуаре коллектива около 300 танцев народов мира. Успех — постоянный спутник ансамбля Моисеева. Так было при его создателе и остается по сей день.
По материалам: km.ru, newtimes.ru, peoples.ru