6 октября отмечают день памяти певца и композитора Игоря Талькова. Он был убит за кулисами петербургского ДС «Юбилейный» во время сборного концерта. Это событие потрясло любителей музыки и еще долго не сходило с уст, потому что следствие зашло в тупик и при наличии массы свидетелей так и не смогло дать четкий ответ по поводу убийства и мотивов преступления. В тот день журналист и музыкальный критик Михаил Садчиков находился за кулисами «Юбилейного» и был невольным свидетелем одной из самых громких трагедий в российском шоу-бизнесе.
Тальков был импульсивным, умным и словоохотливым
Я несколько раз пересекался с Тальковым. Нас познакомила певица Людмила Сенчина, у которой он трудился музыкальным руководителем группы. Игорь был приветливым, словоохотливым, очень эмоциональным молодым человеком, мог завестись с пол-оборота. Однажды он попросил у Сенчиной на несколько дней модный в ту пору аудиоплеер, вечером поймал частника и разговорился с ним. Игорю что-то не понравилось в водителе, и он тут же предложил выйти из машины и разобраться по-мужски – открыл дверь и вышел. А хитроватый водитель, который остался в машине, дал по газам и уехал в неизвестном направлении с сумкой Талькова, где находился дорогостоящий по тем временам прибор.
Общаясь с Тальковым, я был потрясен тем, насколько у него ясный ум, четкая и поставленная речь. Казалось, что если он сейчас выйдет на трибуну, то сможет увлечь за собой массы людей. Он разбирался во всем – от музыки и политики до экономики и философии. При этом есть один миф, связанный с Игорем, который я подтвердить не могу.
В 1991 году Тальков не был звездой всероссийского масштаба, как бы сейчас сказали, он был восходящей звездой. В отличие от Цоя, который еще при жизни застал истерию по себе и своей музыке, Тальков этого не испытал. В подтверждение своих слов расскажу забавный случай, который произошел как раз 6 октября – когда я приехал к «Юбилейному» и пошел к служебному входу, то любители автографов подошли ко мне и тоже попросили расписаться. И тут из толпы кто-то сказал: «Надо же, у журналиста берут автограф, а только что приехал Тальков и на него никто не набросился».
Посмотрев расписание концерта, я пошел в зал, чтобы увидеть выступление Игоря Николаева и его новой подопечной. Тем временем за кулисами разворачивались драматические события.
Азиза и драка с Малаховым
Еще накануне имени Азизы не было среди участников программы. Однако телевизионный редактор Галина Скоблова, заглянув в «Юбилейный» на турнир бойцов, обнаружила там среди гостей молодую и талантливую певицу. Она сразу же предложила Азизе и ее тогдашнему директору Игорю Малахову задержаться в Петербурге, чтобы выступить в новом шоу.
Придя на концерт в юбилейный, Малахов не согласился с предложенным расписанием выступлений артистов и потребовал, чтобы Азиза вышла на сцену после Талькова – еще один факт, подтверждающий реальную популярность тогдашних звезд. Вряд ли в каком-то концерте Малахов попросил бы, чтобы его артистка выступила после того же Цоя. Телевизионщики предложили директору самому договориться с администрацией Талькова и тот отправился в гримерку певца, где были немало удивлены его визиту и, попросту говоря, послали гостя куда подальше.
Вчерашний кикбоксер не привык к такому обращению и попытался объяснить, что он не только эстрадный промоутер, но еще и представитель неких теневых структур. Тальков предложил разобраться – в результате в фойе тут же завязалась крепкая мужская драка. В какой-то момент в ней появилось оружие, которое переходило из рук в руки. Сначала все подумали, что это газовый пистолет, но потом внезапно раздались выстрелы. Все опешили и стали расходиться.
Даже после выстрела Игорь отправился на сцену
Малахов с окровавленной головой пошел к выходу на сцену – в этот момент я и встретил его в длинном коридоре. Пошатывающийся незнакомец показался мне странным нетрезвым типом, и я аккуратно обошел его стороной, шагнул за кулисы и увидел, что у большого зеркала лежит человек, а над ним склонились несколько артистов. Подойдя поближе, я понял, что это Игорь Тальков – он был в тоненькой черной майке-безрукавке, на которой, словно нарисованное, виднелось красное пятнышко.
Как потом стало известно, один выстрел с удивительной точностью попал ему прямо в сердце. Игорь не понял, что произошло. Тальков собирался выходить на сцену и сделал несколько шагов в этом направлении, но силы оставили его. Лицо упавшего Игоря не было искажено гримасой – он лежал спокойный и полный достоинства.
Ведущий концерта, известный шоумен Сергей Кальварский, объявил публике, что за кулисами произошло некое ЧП, и остановил шоу. Как писали потом, скорая приехала с большим опозданием, но я этого не заметил – прошло максимум минут десять. Помню, Игоря уложили на носилки и увезли – у всех было такое ощущение, что он просто ранен и все обойдется. Вторую пулю тут же нашли среди обитых железом ящиков для аппаратуры. Как рассказывал мне потом сын Игоря, Тальков-младший, была и третья пуля, но мы ее не обнаружили.
Что было после смерти Талькова
Мы с режиссером Александром Ревизиным тут же отправились в петербургское отделение ленинградского агентства ТАСС и передали трагическую новость. Запланированный банкет на одном из плавучих судов тут же превратился в поминки. Музыканты-участники концерта, вели себя по-разному – кто-то предпочел исчезнуть подальше от всего этого, кто-то выглядел достойно. Как всегда мудр в своих речах и тостах был Игорь Николаев, неожиданно не растерялся и показал себя мужественно Женя Белоусов. В целом же настроение было хуже некуда, никто толком не мог поверить в случившееся.
Спустя несколько лет я познакомился с подросшим сыном Талькова – он показался мне очень интересным и необычным музыкантом, которого живо интересовали все подробности жизни и смерти отца. Казалось, Игорь сможет достойно заменить его, но не его вина, что времена на эстраде изменились, и тип певца-гражданина был уже не так востребован публикой, которая переключилась на более «легкую» музыку. К чести Талькова-младшего надо сказать, что он не изменил себе – до сих пор гнет свою линию, проводит концерты, фестивали памяти, а год назад стал хедлайнером большого концерта-памяти в том самом «Юбилейном», где убили его отца».