Алексей появился на свет в Черняховске Калининградской области и при рождении носил фамилию Шевченко. Мама с папой расстались, когда мальчику едва исполнилось полгода — женщина не захотела терпеть алкоголизм мужа. «Лет в 16-17 по разным причинам я хотел поменять фамилию отца, который не жил с нами. Сначала хотел взять фамилию матери, но менять паспорт было долго и дорого. И я в своем паспорте просто приписал букву „В“. Глупость, конечно. Потом я изменил отношение к отцу, а буква осталась», — пояснял артист впоследствии.
У детей из Черняховска обычно было два пути — или в море, или в спорт. Активный Леша выбрал вторую дорогу, занявшись футболом, и даже попал в 13 в столичную специализированную школу, но продержался там всего месяц, заскучав по дому. Позднее игроку предложили трансфер в польскую команду, но из-за нового тренера, не допустившего перехода, Алексей расстался как с коллективом, так и с карьерой.
Оказавшись на распутье, Шевченков вспомнил об еще одной давней мечте — стать артистом. Актеры виделись парню небожителями, и он слабо верил, что провинциалы способны добиться успеха в шоу-бизнесе. Однако Алексей рискнул и сорвал куш — после трех месяцев занятий в драмкружке он отправился в Ленинград и поступил в легендарный ЛГИТМиК на курс Дмитрия Астрахана. С того счастливого момента утекло много воды, ведь 2 ноября нашему герою исполняется уже 50. Самое время обратиться к его истории.
Отрицательный герой
Первое время студента одолевал «синдром самозванца», хотя преподаватели изначально показывали, что видят в нем потенциал: на первых курсах Алексей уже блистал в спектаклях «Укрощение строптивой» и «Планета любви». Потом Дмитрий Астрахан задействовал воспитанника в фильме «Ты у меня одна», ну а Кира Муратова сняла его в своих «Увлеченьях» и «Трех историях».
Проблема состояла в том, что уже тогда Шевченков испытывал нездоровую тягу к спиртному. «Я бы вообще запретил алкоголь. Это страшная беда. Толчком к моему алкоголизму послужила идеология. Все началось со студенчества. Мы тогда рассуждали: „Есенин пил, Высоцкий пил. Они — настоящие художники, значит, должны пить“. Лишь спустя годы я понял, что это беда и обман. Спасибо небесам за то, что я сумел побороть эту привычку», — признавался Алексей Владимирович в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
После выпуска Шевченков устроился в театр «Малая драматическая труппа» в Чертаново. Его зависимость усиливалась и меняла формы: в то время он просаживал последние деньги на игровые автоматы. «Худрук, узнав, что я хожу на репетиции к Джигарханяну, запретил меня пускать к ним в помещение. Ночевать было негде, я же приехал в Москву из Калининградской области, поэтому пришлось жить на улице. Благо это случилось в июне. Вечером водкой с кем-нибудь накидаешься — и спать в какой-нибудь близлежащий кустарник, чтобы менты не смогли найти. Потом от холода просыпаешься часов в семь и идешь в театр. Там помоешься худо-бедно и отогреешься», — откровенничал артист.
Несмотря на сомнительную репутацию, Армен Джигарханян поверил в актера и принял в свой театр. Режиссер выделил пятерым сотрудникам старую «трешку» из старого фонда. Крысы там бегали просто стаями, однако Шевченков был рад и такому пристанищу. Армен Борисович же тем временем терпеливо ждал, когда Алексею надоест отравлять себя алкоголем, тем более что порой «зеленый змий» втягивал артиста в опасные ситуации.
Шевченков уже сыграл запоминающуюся роль торговца оружием в «Ворошиловском стрелке», бандита в «Дальнобойщиках» и вора в сериале «Тайга. Курс выживания», когда его пригласили в «Игры мотыльков», где снимался Сергей Шнуров. В Златоусте из чувства солидарности Алексей налил стакан водки и пошел в номер певца знакомиться…
«Открывается дверь. Стоит голый Серега, в руке держит пустую бутылку из-под шампанского. Ни слова не говоря, этой дурой мне по голове бац! Бутылка разбилась, а мы с ним сцепились в рукопашной. Я вывернулся и его же „розочкой“ порезал Сереге вену. Хлынула кровища. Примчались менты, подтянулись толпы зевак. В результате нас пришлось снимать по отдельности… А через полгода в Минске стою около гостиницы, и вдруг кто-то меня ударяет по плечу: „Здорово, брат по крови!“ Поворачиваюсь: „О! Шнуров!“ Поговорили. „Хорошо, что ты не помер, — улыбнулся он, — а я не сел“. Оказалось, он тогда транквилизаторы принимал», — вспоминал Шевченков.
Большие перемены
«Русское», «Охота на асфальте», «Есенин» — в период съемок всех этих картин Шевченков выпивал. Завязал с пагубной привычкой он лишь в 2006-м, зато больше к бутылке не притрагивался. Вероятно, повлияли события в личной жизни, ведь супруга Ольга не могла вечно терпеть рядом мужа-алкоголика.
«Проснулся однажды в театре на раскладушке после очередной пьяной репетиции. Смотрю: девушка красивая стоит. Ну, думаю, такому чудовищу, как я, точно ничего не светит. Но ошибся. До сих пор удивляюсь: чем я ее покорил?» — рассказывал Алексей о знакомстве с актрисой Театра Армена Джигарханяна.
Когда Алексей женился на Ольге, то полгода скрывал от коллег семейный статус, так как и сам не привык быть несвободным. Джигарханян выделил паре однокомнатную квартиру, но когда у супругов родилась вторая дочка, Шевченков решил вновь поднять вопрос о жилье. Худрук дал понять, что помочь не сумеет, и актер попросил отпустить его на подработку в другие театры. Получив разрешение, артист отправился в МХТ к Олегу Табакову, вот только на ближайшем собрании милость Армена Борисовича сменилась гневом — звезду он назвал предателем.
Шевченков заключил, что Джигарханяну не дает покоя успех Табакова, поэтому не удивился, когда худрук отомстил ему за «предательство» снятием со спектакля. «Вдруг понял, что теперь он хочет меня окончательно сломать. Звоню ему: „Что ж ты, мил человек, делаешь?“ А он на голубом глазу произносит свою любимую фразу (которая меня, кстати, бесит): „Мы нуждаемся друг в друге“. — „Ни в ком ты, на хрен, не нуждаешься!“ — выпалил я и бросил трубку. Хотя, конечно, покривил душой. У Джигарханяна тогда как раз появилась молодая любовница — Виталина Цымбалюк-Романовская, которая заняла пост руководителя музыкальной части в театре. Из-за нее, думаю, и пошли все конфликты», — заключил актер.
От Табакова артисту тоже пришлось уйти, ведь тот не отпускал его подзаработать на съемках и в антрепризе. Из «однушки», выделенной Театром Джигарханяна, пришлось съехать, хотя Армен Борисович обещал: что бы ни случилось, супругов с двумя детьми никто оттуда не выселит.
Хотя семья вынуждена была перебраться на съемное жилье, удача не отвернулась от Алексея, ведь его карьера в кино получила новый виток развития. Артист снялся в сериалах «Иван Грозный», «Орда» и «Жила-была одна баба», ну а апогеем его творчества стала роль Иуды в одноименном фильме Андрея Богатырева. За образ апостола, предавшего Христа, актер удостоился «Серебряного Георгия» на ММКФ, правда, за наградой не явился — на открытие билета не досталось жене звезды, и супруги не пошли, ну а на закрытии сидеть паре пришлось бы в разных местах, что также казалось нашему герою неприемлемым.
Личные тайны
«Комиссарша», «Бесстыдники», «А.Л.Ж.И.Р», «Актрисы», «Борщи» — фильмография артиста стремительно пополнялась новыми проектами. Казалось, и в семье Шевченкова все стабильно, тем более что он всегда тепло отзывался о супруге. «Как все маленькие люди, я в любви заводной. Это моя неотъемлемая часть. В сексе старомоден, но мне он нужен постоянно. И если женщина в постели симулирует желание или оргазм, то сразу начинаю это чувствовать. С Ольгой мне в этом плане повезло. Она не симулирует и по сей день меня возбуждает», — откровенничал Алексей в 2016-м.
Признавался актер и в своей влюбчивости: мол, едва увидит красивую партнершу, как думает уже не о тексте роли. «Но понимаю, что никогда не пойду с ней ни в кино, ни в кафе, потому что у меня жена и дети», — добавлял артист.
Очевидно, позиция Шевченкова изменилась, ведь в 2020-м он признался, что полтора года не рассказывал общественности о третьей дочери, потому что… родилась она от другой женщины. Алексей подчеркнул, что скрывал Ульяну, так как она была слишком мала, теперь же причин нет. «Моя совесть не позволяет отмахнуться, это же мой ребенок. Я лучше умру, но не покину детей никогда. Все три мои дочки одинаково любимы. С женой мы давно в стадии развода, я человек свободный, но от детей я не свободен. Никогда нельзя отрекаться от того, что есть», — резюмировал артист.
Судя по всему, супруги так и не развелись, ведь минувшей весной Алексей прямо заявил в эфире, что живет на две семьи. «Для меня отец является почетным званием. Горжусь, что у меня есть замечательные дочки и сынок. Еще не знакомил детей друг с другом. Они знают друг о друге, но наше дело на самом деле тонкое. Какие-то шаги к знакомству сделаны. Стараюсь быть и тут, и там. Тему ревности не затрагиваем. Надеюсь, когда женщины станут немного постарше, когда все успокоится, соберу их за одним столом. Это мечта моя», — разоткровенничался Шевченков в передаче «Ты не поверишь!» на НТВ.