17 февраля Виктору Перевалову могло исполниться 72, если бы он не ушел из жизни 11 лет назад. Как бы высокопарно это ни звучало, но что-то в артисте, сыгравшем Иванушку в «Марье-искуснице» и Гогу в «Республике ШКИД», умерло гораздо раньше: в 80-е он почувствовал себя ненужным кинематографу, которому посвятил детство и юность.
«Я даю своему сегодняшнему положению четкое определение: нищий. А как еще назовешь человека, который работает сторожем на стоянке и получает меньше трех тысяч в месяц, а в семье у него две женщины, и о них надо заботиться?» — сетовал актер за шесть лет до трагического финала.
Почему же в зрелом возрасте для Виктора Порфирьевича не нашлось ярких ролей? Как он очутился на обочине жизни, больной и бедный, а главное — почему обстоятельства его смерти до сих пор называют странными и невыясненными?
Звезда детских и юношеских фильмов
Виктор появился на свет в послевоенном Ленинграде в семье продавца и санитарки. Старшие братья чудом пережили блокаду, младшему же ребенку повезло чуть больше: по крайней мере, благодаря трудолюбию родственников в их комнате в коммуналке на семь семей всегда имелась еда. Многие дети тогда воровали, если не хватало денег, но только не Перевалов.
«Вот Лиговка была воровским районом, а я жил на 10-й Советской — это Пески, в районе Суворовского проспекта; у нас был более интеллигентный район, «рабочий». Да и нельзя сказать, что у меня была слишком бедная семья», — пояснял артист.
Ребенком Витя слыл беспокойным, но неординарным себя назвать не мог: ходил в простой детский сад, вундеркиндом не был. Зато необычным его посчитали кинематографисты. Однажды весь класс Перевалова привели во Дворец пионеров, и светловолосого большеглазого мальчика заметил помощник режиссера. И понеслось: роль Вовки в «Тамбу-Ламбу», съемки в фильме «Город зажигает огни» и, конечно, в сказке Александра Роу «Марья-искусница».
Успех был грандиозный, так что роли посыпались на ребенка одна за другой: «Сомбреро», «Балтийское небо», «Старожил». Причем зарабатывал мальчик не хуже, чем мама с папой. Правда, приходилось пренебрегать учебой, и в итоге Витя уже настолько отставал от сверстников, что администрация школы запретила ему сниматься. На пару лет Перевалов выпал из профессии, и его подзабыли. Заскучав по площадке, 16-летний юноша самовольно поехал на пробы в «Республику ШКИД».
«На съемках я познакомился с ребятами, которые учились во ВГИКе, и мне так захотелось туда поступить! Но было не суждено — кино затянуло с головой, — сетовал артист. — Так и жил: заканчивался один фильм, начинался другой».
Роль беспризорника Гоги вернула его в строй, так что вскоре зрители увидели кумира в картинах «Я вас любил…», «Старая, старая сказка», «12 месяцев». Жизнь проходила в гостиницах и на площадках, к вечеру парень буквально валился с ног от усталости. Годы летели, а значит, из милого мальчика Перевалов неизбежно должен был превратиться в зрелого мужчину. Однако в его случае время словно замедлило ход.
К слову, по мнению Виктора, нестандартную внешность и моложавость он унаследовал от папы: даже после 30-ти оставался похожим на усталого юношу. «Может быть, из-за этого и с кино разошелся, что мой внутренний мир стал уже взрослым, а внешность оставалась совершенно непонятного возраста», — рассуждал актер.
Роли мельчали, и вчерашняя звезда детского кино играла безымянных солдат, шоферов и лаборантов. Наиболее заметные персонажи в тот период достались артисту в картинах «Трактир на Пятницкой», «И ты увидишь небо» и «Вкус хлеба». А в начале 80-х, после выхода фильма «Опасный возраст», актер остро осознал, что отечественный кинематограф больше в нем не нуждается.
Забытый всеми артист
Тот день актер называл мрачным. Он уже был женат на инженере по имени Ирина и растил дочку Лену, так что крайне нуждался в средствах и брался за любые кинопроекты. Вот и в «Опасном возрасте» некогда популярный артист играл милиционера, который своим появлением помог герою Юозаса Будрайтиса, эксперту парфюмерной фабрики, вернуть утраченную способность различать запахи — персонаж вспомнил, что обувь воняет ваксой. Как говорится, снялся — и забыл, но однажды в очереди в пивную знакомый отметил, что удивился, как быстро Перевалов исчез с экрана после этого эпизода.
«Мне так стало жутко стыдно после фразы: «Вот, мы думали, ты такой пришел, сейчас разгон им дашь, а тебя нет и нет. Тебя что — вырезали?» Как будто меня вырезали из жизни», — негодовал актер.
Тосковать по утраченной славе было некогда: дома ждали супруга и дочь. Когда с кино все стало совсем плохо, сосед предложил Виктору вступить с ним в бригаду путейцев. Впоследствии актер работал грузчиком, шофером, сторожем и даже копателем могил.
В нулевых Виктор Перевалов стал для всех чужим: называл себя «вечным племянником «Ленфильма», с которым люди здороваются, но работы не предлагают, и отвратительным отцом, потому что дочь росла без него. Помощник по хозяйству из артиста тоже получился неважный. «Жена говорит: «Вот сидишь, не мог стол вытереть?» Отвечаю: «А чего стол-то? У меня книжка лежит на чистом, а остальное мне не мешает». Я человек гостиничный: утром вскочил, убежал; вернулся, откинул покрывало — лег спать, потом опять убежал. Плохо, но для меня... это и есть жизнь. Хотя она и прошла легкомысленно», — признавал Перевалов.
О нем снова вспомнили в 2006-м: Игорь Апасян случайно столкнулся с Виктором Порфирьевичем на улице и без кастингов предложил роль деревенского философа в ленте «Граффити». Этот персонаж принес артисту приз фестиваля «Созвездие». Перевалов воодушевился, как, впрочем, и режиссеры, решившие дать ему шанс на возвращение в профессию. «Литейный, 4», «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог» — актер играл второстепенных героев, зато стабильно снимался в двух-трех проектах в год.
Последним и роковым фильмом для угасающей звезды стала многосерийная драма Валентины Пимановой «Хранимые судьбой». На тот момент хорошим здоровьем 61-летний мужчина не отличался: уже пережил инсульт, страдал одышкой из-за хронической обструктивной болезни легких, перенес операцию на глазах для лечения катаракты, из-за чего, кстати, уже не мог подрабатывать водителем, хотя это дело не раз выручало его семью в периоды кризиса. И вот с таким набором недугов Перевалов согласился на роль Льва Самочкина. Почему? Да потому что пенсия была минимальной, так как трудовая книжка оказалась почти пустой, жену сократили в 50, а пособие артиста по инвалидности не спасало от нищеты…
«Приходится думать: как выжить? Хорошо, что мы хотя бы не бомжи... Вот и получается: первая половина жизни была как в сказке, вторая — как в аду. Хотелось бы — наоборот», — говорил артист за шесть лет до смерти.
Итак, летом 2010-го актер отправился в Москву ради «Хранимых судьбой». В городе стояла аномальная жара, но и артисты, и съемочная группа постоянно перерабатывали. Виктор Порфирьевич должен был вернуться домой 5 июля, но приехал на два дня раньше в ужасном состоянии: под глазом синяк, опухшие ноги, он еле-еле добрался с вокзала до квартиры к 11 часам ночи. Почему же организаторы не отправили больного артиста прямиком в клинику столицы, а посадили его в «Сапсан» без сопровождения и даже без личных вещей, включая телефон?
«Виктор, ты что, упал?» — первое, что спросила я, увидев огромный синяк у него под глазом. «Не знаю», — растерянно ответил муж. Врачи скорой, которую мы тут же вызвали, заподозрили «удар правой рукой в левый глаз». Но он мог сам стукнуться — Витя в последнее время лежа задыхался, поэтому ночью вставал, ходил и иногда падал. «Не надо суетиться, — уговаривал меня муж. — Я отлежусь и опять поеду на съемки». Утром я отправила его в больницу, а ночью он умер в реанимации. Врачи диагностировали инфаркт», — делилась вдова.
Супруга артиста негодовала, что Гильдия актеров кино Петербурга даже не прислала венок на могилу Перевалова, а его гонорара за съемки в сериале не хватило и на покрытие половины расходов за похороны. Вдова хотела получить ответы, узнать, что же приключилось с мужем в последние дни жизни. Ходили слухи, что с Виктором Порфирьевичем случилась беда из-за пьянства, однако Ирина Борисовна Перевалова уверяла: он не употреблял алкоголь с 2007-го. Многие твердили, что произошедшее — результат дурного стечения обстоятельств или же слабого здоровья пенсионера. Свою версию событий выдвинула и Валентина Пиманова. Чему верить — личный выбор каждого.
«Перевалов был очень трогательный, по-детски беззащитный, — говорила Пиманова. — Правда, один раз появился на съемках с фингалом под глазом: «Не обращайте внимания, неудачно повернулся на кровати, вот синяк и вышел». Похоже было, что накануне он «расслабился», получив гонорар. В гостинице нам рассказали, что он был пьян, буянил, но там сгладили этот конфликт. Актер спокойно уехал к себе в Питер. Наш водитель посадил его в вагон. Через пару дней мы позвонили — нет ответа. Ни по мобильному телефону, который, как оказалось, он забыл вместе с курткой в гостинице, ни по домашнему».
По материалам «КП», «МК», «Коммерсант», EG.ru.
Фото: Эпсилон/PhotoXPress,ru, Legion-Media, личный архив, кадры фильмов «Марья-искусница», «Республика ШКИД», «Трактир на Пятницкой», «Граффити», «Хранимые судьбой»