Иногда случается так, что на жизнь одного человека выпадает слишком много ярких событий. Биография Александра Николаевича, рассказанная в сериале «Вертинский» 2021 года платформы KION, — это отражение жизни России на протяжении 70 лет. Артист застал последние десятилетия царствования Романовых, участвовал в Первой Мировой войне, а после вместе с сотнями интеллигентов покинул страну. Вернувшись в СССР спустя годы, он стал изгнанником, едва не лишившимся самого главного — возможности быть услышанным своей публикой.
Биография Александра Николаевича со всеми ее непредсказуемыми поворотами — идеальная почва для создания многосерийного продукта. Авдотья Смирнова и Анна Пармас решили, взявшись за амбициозную идею, сделать правдивый и подробный сериал «Вертинский». Проект создавался при непосредственном участии дочери маэстро, а его авторам пришлось изучить сотни страниц биографических изданий о шансонье и его личных дневников.
«СтарХит» тоже решил рассказать историю Вертинского. Историю, о которой современные ценители музыки знают слишком мало.
Лишившийся родителей, разлученный с сестрой
Александр Вертинский родился в Киеве в 1889 году. Его отец был юристом, а также писал статьи под псевдонимом Граф Нивер. Мать происходила из дворянского рода. Связь влюбленных в те времена считалась порочной, ведь они не состояли в браке.
«Отец не был официально женат на моей матери, так как ему не давала развода его первая жена Варвара, пожилая, злая и некрасивая женщина. Мама пролила много слез, расплачиваясь за свою первую и последнюю любовь. Она была изгнана из семьи, родители не признавали ни ее, ни ее незаконного мужа», — делился в своих воспоминаниях Вертинский.
Близко узнать родителей Александру Николаевичу было не суждено: когда ему исполнилось три года, мать внезапно скончалась, а еще через пару лет умер и отец. Забота о будущем шансонье и его сестре Надежде легла на плечи родственников со стороны матери. Детей разлучили, а вскоре Вертинского стали убеждать, что Надя мертва. Позднее он узнал, что девочке рассказывали аналогичные истории про него.
Спустя много лет брат и сестра встретились при совершенно невероятных обстоятельствах. «Однажды, перелистывая журнал «Театр и искусство», я прочел в составе комедийной труппы Сабурова фамилию — Н. Н. Вертинская. Из любопытства я написал ей письмо: «Милая, незнакомая Н. Н. Вертинская ! У меня такая же фамилия, как у вас. У меня когда-то была сестра Надя. Она умерла маленькой. Если бы она была жива, она была бы тоже Н. Н .- Надежда Николаевна. Я знаю, что глупо писать незнакомому человеку только потому, что у него такая же фамилия. Но у меня никого нет на свете, и я это сделал от скуки. Напишите мне, если вам нетрудно». В ответ пришло письмо, полное слез. Это было письмо Нади. Ей в свое время тоже сказали, что я умер. Зачем это было нужно моим теткам? Чего они хотели добиться этим? Не понимаю. И до сих пор не могу понять», — рассказывал шансонье.
Но до той важной встречи было еще много лет. В детстве Александр Николаевич считался способным мальчиком. В школе он получал одни пятерки, но успехи нивелировал вздорный нрав Вертинского. Однажды его даже исключили из Первой киевской гимназии за дурное поведение.
Еще в юности будущий артист раскрыл в себе творческие таланты: он обожал театр, а также писал небольшие статьи в киевской прессе. На жизнь этих заработков не хватало, поэтому Вертинскому приходилось подрабатывать грузчиком, продавцом, бухгалтером.
В 1913 году в возрасте 24 лет Александр Николаевич перебрался в Москву, преследуя одну цель — сделать успешную литературную карьеру. Встретившись с сестрой и сразу сблизившись с ней, он поселился вместе с ней в Козицком переулке. Уже тогда Вертинский постепенно внедрялся в среду творческой интеллигенции, день за днем становясь ближе к мечте о славе.
Артист на военной службе
Сериал «Вертинский» 2021 года сконцентрируется не только на личности самого шансонье, но и, как это часто бывает, на анализе исторических событий сквозь призму биографии конкретного человека. И если уж говорить о том, какие вехи более всего повлияли на жизнь Александра Николаевича, то не обойтись без повествования о Первой Мировой войне.
К 1914 году, когда боевые действия накрыли всю Европу, Вертинский уже был довольно популярным артистом. Он выступал в театре, успел дебютировать в кино. В то время актер уже создал культовый образ Пьеро, ставший главным в его карьере.
Пользуясь славой, Александр Николаевич мог запросто избежать военной службы, но он пошел по иному пути. Вертинский сам изъявил желание отправиться на фронт, став санитаром.
«Мы набирали раненых и сдавали их в Москве, а потом ехали порожняком на поезде за новыми. Работали самоотверженно. Не спали ночей. Обходили вагоны, прислушивались к каждому желанию, к каждому стону раненого. У каждого был свой вагон. Мой — один из самых чистых и образцовых. Очень скоро с черной работы меня перевели на перевязки. Я быстро набил руку, освоил перевязочную технику и поражал даже врачей ловкостью и чистотой работы. Назывался я по-прежнему Брат Пьеро или попросту Пьероша, а фамилии моей почти никто и не знал», — сообщал в автобиографии шансонье.
Еще на фронте Вертинский узнал, что его сестра скончалась при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что она умерла от передозировки наркотиками, но выяснить, что же конкретно произошло, Александр Николаевич так и не смог. Потерю артист переживал тяжело: Надежда была для него единственным родным человеком во всем мире. Вскоре Вертинский получил ранение, что вынудило его уйти со службы и вернуться в Москву.
В то трудное время, когда Александр Николаевич чувствовал себя особенно одиноким, произошла встреча, изменившая жизнь звезды. На одном из светских вечеров он случайно познакомился с супругой героя Первой Мировой — Верой Холодной. В скромной жене прапорщика Вертинский разглядел демоническую красотку, сделав все возможное, чтобы девушка попала в киноиндустрию. Именно благодаря протекции Вертинского Холодная начала блестящую карьеру.
В сериале роль дивы немого кино исполнила Паулина Андреева. Актрисе выпала сложная задача: показать стремительный взлет и внезапное угасание совсем еще юной девушки. Холодная скончалась в 1919 году из-за «испанки». Для Вертинского это был еще один удар, ведь втайне он испытывал чувства к своей протеже, посвящая актрисе песни и стихи.
Изгнанник
В 1920 году Вертинский неожиданно покидает СССР и уезжает сначала в Константинополь, а после — в Бухарест. Особых причин эмигрировать у Александра Николаевича не было: на Родине он считался крайне востребованным артистом, постоянно гастролировал. Позднее шансонье объяснял свой отъезд юношеским желанием познать мир.
«Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет. Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность», — писал артист.
Разумеется, в Европе Вертинский был желанным гостем многих светских раутов. Его быстро приняли в местное творческое сообщество, которое не знало границ и языковых барьеров. Артист долго жил в Польше, часто бывал в Германии, но все-таки периодом расцвета для него стали годы, проведенные в Париже. Французская столица, которую всегда населяли творцы всех мастей, вдохновляла Александра Николаевича на создание новых шедевров.
«Я любил Францию искренне, как почти всякий, кто долго жил в ней. Париж покорял всех, покорил и меня. Его нельзя было не любить, так же как нельзя забыть его или предпочесть ему другой город. Объездив многие города Европы, побывав в Америке и других частях света, я до сих пор не знаю равного ему места на Земле. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно, как именно в Париже. Тут нетрудно было освоиться, найти работу. В этом многомиллионном городе никому не было ровно никакого дела до вашей личной жизни», — делился маэстро.
В Париже Вертинский был своим человеком, а его выступления неизменно оборачивались аншлагами. И все же Франция не могла стать для артиста полноправной Родиной. В тот период он сильно тосковал по России. Понимая, что вернуться после стольких лет эмиграции будет почти невозможно, Александр Николаевич отправляется на поиски нового пристанища.
В 30-е артист жил в Палестине, США, Китае. Везде он по-новому раскрывал свой творческий потенциал, всюду заводил полезные знакомства, но заменить Родину ничем не мог. Во второй половине 30-х годов маэстро несколько раз подавал прошения, умоляя советское правительство позволить ему въехать в страну. В 1937-м ему даже ответили согласием, но оформление документов на въезд заняло слишком много времени. В 1939 году началась Вторая Мировая, и у советского правительства были уже совсем другие приоритеты.
Первые годы войны оказались самыми сложными для Вертинского. Артист чувствовал глубокую потребность в возвращении на Родину. Он мечтал пройти это тяжелое испытание вместе со своим народом, но не мог исполнить задуманное. «Я прожил за границей двадцать пять лет. Я жил лучше многих и прилично зарабатывал. В моих гастрольных поездках по белому свету я останавливался в первоклассных отелях, спал на мягких постелях, окруженный максимальным комфортом. И двадцать пять лет мне снился один и тот же сон. Мне снилось, что я наконец возвращаюсь домой и укладываюсь спать на старый мамин сундук, покрытый грубым деревенским ковром. Неизъяснимое блаженство охватывало меня. Наконец я дома! Вот, что всегда значила для меня Родина», — делился Вертинский.
Периоду эмиграции в сериале посвящен большой блок. На примере судьбы Александра Николаевича авторы рассказывают о тысячах представителей интеллигенции, которые были вынуждены покинуть страну после смены власти. Их тоска по Родине «звучит» на протяжении всего фильма.
Лишь в ноябре 1943 года Вертинский наконец-то вернулся домой. На родную землю он ступил не в одиночестве, ведь к тому моменту в жизни маэстро уже началась новая, очень важная глава.
Позднее семейное счастье
Конечно, в жизни Вертинского было немало женщин. Ему приписывали романы с Верой Холодной, Людмилой Лопато и даже с Марлен Дитрих. Однако известно лишь о двух официальных браках шансонье. Первой его супругой еще в 1923 году стала Ирина Вертидис. Этот союз продолжался до 1941 года, но в своих мемуарах Александр Николаевич никогда не вспоминал про экс-избранницу.
Его главной любовью стала Лидия Циргвава. С юной грузинкой Вертинский познакомился в Шанхае. Казалось, что у них нет общего будущего: все-таки девушке 17 лет, а артисту уже 51! Однако чувства вспыхнули мгновенно. Мать Лидии долго отговаривала ее от брака, но остановить дочь не смогла.
В 1942-м влюбленные поженились, а спустя год на свет появилась их старшая дочь Марианна. Вторая наследница Анастасия родилась уже в СССР. Вертинский поздно познал радости отцовства, и от этого он еще сильнее любил девочек. В своих воспоминаниях и Анастасия, и Марианна боготворят отца.
«Я хочу сказать, что самой уникальной запомнившейся чертой моего отца была всемерная доброта к людям, я больше таких не встречала. Он не был отцом-воспитателем в том общепринятом смысле, потому что обращался с нами как с маленькими женщинами. Например, он писал жене: «Лиля, вчера маленькая дочь сказала мне: «Папка, ты дурак». Я потрясен, откуда она знает?». У него был очень тонкий юмор», — рассказывала Анастасия Александровна.
Разумеется, от творческой деятельности Александр Николаевич тоже не отказывался. Он гастролировал в период войны по фронтовым частям, а после окончания боевых действий часто уезжал в длительные туры по всей стране.
Ситуацию омрачала лишь жуткая цензура, с которой столкнулся шансонье. Несмотря на страстную преданность Родине, Вертинский все равно был беглецом для советской власти. Именно поэтому его практически не пускали на радио. Также артисту редко давали выступить в Москве или Ленинграде. Из сотни песен в его репертуаре лишь 30 были разрешены для исполнения. На творческих вечерах Александра Николаевича часто присутствовали цензоры, строго следящие за поведение маэстро.
Поначалу Вертинский воспринимал ситуацию спокойно. Он продолжал работать, но год за годом газетчики игнорировали звезду, а его пластинки изымались из продажи. Незадолго до смерти артист обратился к заместителю министра культуры. Его письмо буквально пропитано обидой и тоской.
«Где-то там наверху все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: «Нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! Меня любит народ. Простите мне эту смелость», — жаловался Вертинский.
Несмотря холодное молчание со стороны власти, Вертинский продолжал работать. Его последний концерт состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов. Вечером того же дня артист скончался от острой сердечной недостаточности. В своих последних дневниковых записях Александр Николаевич строил планы на будущее, мечтая о беззаботной старости.
«Я живу у себя на Родине и работаю. Народ меня принимает тепло и пока не дает мне уйти со сцены. Концерты мои переполнены до отказа. На днях буду напевать новые пластинки. Даже постареть некогда! А на это ведь тоже нужно время», — шутил шансонье.
После смерти мужа 34-летняя Лидия Вертинская неожиданно столкнулась с нуждой. Ссылаясь на небольшой рабочий стаж скончавшегося артиста, правительство назначило маленькие выплаты на несовершеннолетних детей звездной пары. Чтобы прокормить семью, Лидии Владимировне пришлось зарабатывать продажей картин. Александр Николаевич не увидел, как его дочери стали известными на всю страну, не застал крушения Советского Союза. Однако память о шансонье продолжает жить до сих пор, и сериал «Вертинский» — еще одно тому доказательство.
По материалам портала
Фото: Getty Images, Legion-Media, личный архив, архив «СтарХита», кадр фильма «Великий воин Албании Скандербег», кадры сериала «Вертинский»