Марина Ладынина была любимицей не только миллионов зрителей, но и самого Иосифа Сталина. Фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки» сделали актрису звездой. Однако карьера Марины Алексеевны в кино продлилась всего 15 лет.
На творчество артистки глобально повлияли события, произошедшие в семье. Развод с Иваном Пырьевым разделил ее жизнь на «до» и «после»: больше звезда не желала ни строить отношения с мужчинами, ни играть в кино. Окружающие подозревали, что режиссер запретил коллегам снимать бывшую жену, но так ли это было на самом деле?
Марина Алексеевна умерла 10 марта 2003-го в возрасте 94 лет. Она прожила долгую и яркую жизнь, но в последние годы стала затворницей. Почему же звезда советского кино скрывалась от людей?
АКТРИСА ИЗ СЕЛА
Марина Алексеевна появилась на свет в селе Скотинино Смоленской области в простой крестьянской семье. У отца будущей актрисы за плечами было всего три класса образования, а ее мама вовсе не училась в школе. Ладынина, как старшая из четверых детей, взяла на себя основные обязанности по дому: стирку, готовку, уборку. Летом она подрабатывала дояркой у знакомой фермерши.
С детства маленькая Марина тянулась к знаниям. Она любила читать книги и пересказывать их содержание родным и друзьям. Благодаря хорошей дикции девочку взяли в суфлеры самодеятельного театра. Постепенно она превратилась из помощницы в актрису. Все началось с эпизодических ролей, а затем Ладынину пригласили в Ачинский драмтеатр подменить заболевшую артистку.
Девушке безумно нравилось играть на сцене, но она не верила, что сможет добиться высот в сфере искусства. В 16 выпускница стала учительницей в Назарово. По счастливому стечению обстоятельств в село заехал актер московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев. Он разглядел в Ладыниной талант и посоветовал ей поступить в ГИТИС. Абитуриентка решилась изменить свою судьбу и прошла конкурс в вуз с первого раза. Получив диплом, она попала в труппу МХАТа, где работала с Константином Станиславским и Ольгой Андровской.
Быть осведомителем Марина Алексеевна наотрез отказалась, вследствие чего ее тут же уволили из театра. Чтобы заработать на жизнь девушка стирала белье. Неизвестно, как сложилась бы судьба артистки, если бы она чудом не попала на смотр фильма «Строгий юноша», где познакомилась с Иваном Пырьевым. Режиссер сумел уговорить партийное руководство сменить гнев на милость и позволить актрисе играть в кино.
Вскоре Пырьев приступил к съемкам «Богатой невесты» и отдал главную роль в картине Ладыниной. Следующая работа режиссера и актрисы — «Трактористы» — сделала обоих звездами СССР и принесла им Сталинскую премию. Эту высокую награду Марина Алексеевна получала еще четырежды, каждую — за ленты Ивана Александровича.
«Мой любимый фильм — «Свинарка и пастух». Я в 40-е встретилась с Соломоном Михоэлсом, только что приехавшим из США, и он сказал, что Американская киноакадемия рассматривала вопрос о присуждении мне за этот фильм «Оскара», — отмечала Ладынина.
«В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки» — популярность актрисы росла с каждым фильмом. Роковой стала для Марины Алексеевны картина «Испытание верности», по сути оказавшаяся для нее последней лентой…
ЛЮБОВЬ, ИЗМЕНИВШАЯ СУДЬБУ
Впервые Ладынина вышла замуж, будучи студенткой. Брак с однокурсником Иваном Любезновым продержался недолго, зато закончился без скандалов и ссор. Иван так и остался для Марины Алексеевны членом семьи: позднее женился на ее сестре Валентине.
По слухам, после мимолетного романа с итальянцем, принесшего Ладыниной столько проблем и лишившего ее работы в театре, на горизонте возник новый поклонник. Актриса почти решилась на переезд в Сибирь к некому врачу, однако в последний момент пути влюбленных разошлись.
Самым ярким событием в судьбе артистка называла встречу с Иваном Пырьевым. Он не только сделал актрису знаменитой, но и стал ее спутником жизни. На момент знакомства Пырьев еще был женат на Аде Войцик, которая не хотела разводиться. Чувство, вспыхнувшее у режиссера к Ладыниной, оказалось серьезным, так что Аде пришлось смириться с неизбежным расставанием. Марина Алексеевна подарила драматургу сына Андрея, и лишь после этого вышла замуж.
Почему же творческий и романтический тандем распался? Клин между супругами вбила звезда картины «Без страха и упрека» Людмила Марченко, ставшая любовницей Пырьева в конце 50-х. В итоге мужчина все же вернулся в семью, и казалось, его отношения с женой начали налаживаться. Но обида продолжала жить в сердце Ладыниной. В порыве ярости она написала жалобу в ЦК КПСС, в которой назвала режиссера развратником, вступившим в связь со студенткой. «Телегу» артистка так и не отправила, однако скомканный черновик в урне обнаружила домработница и принесла Ивану Александровичу. Простить такое предательство он не смог и немедленно подал на развод.
Хотела ли Ладынина расторгнуть брак? Судя по всему, нет, ведь, осознав ошибку, она несколько раз отказывалась подписать бумаги о разводе. Вскоре на расставании супругов начала настаивать новая пассия Пырьева, Лионелла Скирда. Чтобы добиться от жены согласия, режиссер прибегнул к жестоким приемам: Марину Алексеевну обвинили в изменах, о чем свидетельствовала на суде та самая преданная драматургу домработница. На заседании назывались имена «любовников» актрисы — Зельдин, Дружников, — но в свою защиту она не произнесла ни слова.
«Из зала суда она вышла с абсолютно белым лицом. Мы доехали до дома, там сели обедать. Разговаривали, даже смеялись. Ни нервного срыва, ни слез, ни горьких жалоб, — вспоминала подруга артистки. — Только через несколько часов Марина сказала: «Ты видела, как я держалась? А ведь они меня оклеветали». Были случаи, когда, чувствуя себя перед Мариной виноватым, Иван Александрович в раскаянии полз за ней на коленях, целовал туфельку. Столько лет Марину на руках носил — и вдруг бросил оземь. Как ей было смириться? Как поверить, что ничего не изменишь? То злополучное письмо в ЦК было отчаянной попыткой удержать уходящую любовь».
Развод сильно ударил по Ладыниной: она не только потеряла мужа, но и сына, который предпочел жить с отцом. В детстве Андрей был очень близок с матерью, а в подростковом возрасте его будто подменили. От знакомых артистка узнала о поступлении наследника во ВГИК, друзья сообщили и о его женитьбе. Справедливости ради, Ладынин-младший видел ситуацию иначе: по его словам, родительница сама не хотела делить с ним кров.
ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНЕЦ
Расставшись с Иваном Пырьевым, Ладынина перестала играть в кино. Многие говорили, что влиятельный бывший муж наложил негласный запрет на съемки, но так ли это было на самом деле?
«Мать была очень зла на отца, много гадостей мне про него говорила. Но никогда я от нее такой истории не слышал — будто Пырьев запретил режиссерам снимать Ладынину, — уверял сын звезды. — Да и как он мог запрещать, в качестве кого? Развелись родители в 1962-м. К тому времени Пырьев не был ни директором «Мосфильма», ни председателем Союза кинематографистов. Мать не снималась, потому что не хотела играть старух. Николаю Губенко, который пригласил ее в очень хорошую ленту «И жизнь, и слезы, и любовь», она так и заявила: «Чтобы я играла старуху — да никогда в жизни!».
По словам Андрея, Ладынина 15 лет отказывалась выходить на пенсию, так как ее пугало само понятие «пенсионер». Артистка боялась возраста, ненавидела его. Глядя на себя в зеркало, она выражала недовольство, вмиг становилась раздражительной и сварливой. Повышению настроения не способствовало и отсутствие больших гонораров.
Впрочем, работа у актрисы имелась: вместе с программой «Товарищ кино» она объездила весь Советский Союз. Проблема была в том, что звезда не умела копить и являлась непрактичным человеком, много тратившим на такси и наряды. «Она получала пенсию, доплату от президента, от Союза кинематографистов, от «Мосфильма». И потом, все время находились какие-то люди — меценаты, спонсоры, которые давали ей деньги. Там две тысячи долларов, сям две тысячи», — отмечал сын Ладыниной.
Марину Алексеевну с удовольствием приглашали на концерты: она хорошо пела и не капризничала перед организаторами. Но лет с 70 артистка перестала выходить на сцену и вскоре превратилась в затворницу.
Минуло 10-летие, и в жизни звезды вновь появился старый знакомый, первый муж Иван Любезнов. Они часто обедали вместе и вспоминали прошлое, но вскоре актриса потеряла друга: он скончался от тяжелого заболевания. Невидимая связь оставалась у Ладыниной и со вторым супругом. Незадолго до смерти Пырьева артистке приснился странный сон, будто режиссер стучится в ее окно…
В конце жизни Марина Алексеевна коротала дни дома в компании Ирины Седенковой — девушки из Нижнего Новгорода, появившейся на пороге актрисы с предложением помочь. Она выполняла функции домработницы и администратора, отвечала на звонки, заставляла артистку участвовать в телепрограммах. Вот только позднее коллеги Ладыниной жаловались, что Седенкова отказывалась звать хозяйку к телефону. Провинциалку считали аферисткой, надеявшейся заполучить квартиру звезды на Котельнической набережной.
Ходили слухи о том, что Ладынина безумно одинока, хотя ее навещал сын, внук и даже Наина Ельцина. Благодаря последней Марина Алексеевна по два месяца могла жить в правительственных санаториях бесплатно. «Для меня без общения невыносима жизнь. И такая она у меня была сложная», — с грустью говорила артистка в интервью для документального фильма «Марина Ладынина. Кинозвезда между серпом и молотом».
Здоровье не подводило актрису до последнего дня, но в марте 2003-го она неудачно поскользнулась и упала в ванной. Без сознания Ладынина пролежала на холодном полу до самого вечера, пока ее не обнаружила домработница. С травмой головы и переломом шейки бедра артистку увезли в больницу. К сожалению, сердце Марины Алексеевны не выдержало нагрузки, и она скончалась.
«Все все материно наследство, если о нем вообще можно говорить, состояло из небольшой двухкомнатной квартиры на Котельнической набережной, которую она завещала внуку, — резюмировал сын звезды. — А больше от мамы ничего не осталось. Кроме замечательных фильмов, конечно. И светлой памяти».
По материалам «7 Дней», «КП», «МК».
Фото: РИА Новости, личный архив, кадр из документального фильма «Марина Ладынина. Кинозвезда между серпом и молотом», кадры из фильмов «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Без страха и упрека»