По сути, Ирина Мирошниченко была коренной москвичкой, хотя и появилась на свет в Барнауле: туда во время войны эвакуировали ее близких. В 1944-м семья вернулась в столицу, где поселилась в небольшой комнате на Тверском бульваре. Жили родственники бедно, однако из старой одежды мама умудрялась создавать Ирине наряды, в которых та чувствовала себя принцессой.
С детства Мирошниченко грезила актерством, в чем ее поддерживала родительница, сама мечтавшая в юности о сцене. После занятий у Владимира Андреева девушка поступила в Школу-студию МХАТ, а так как прилежно училась, была на хорошем счету у Владимира Богомолова. Уже на последнем курсе Владимир Николаевич предложил студентке главную роль в спектакле «Иду на грозу». На фоне профессионалов Ирина казалась «сырой», так что в постановку ее все же не утвердили.
Зато сразу по окончании вуза выпускницу приняли в труппу МХАТа и ввели в спектакль Бориса Ливанова «Тяжкое обвинение». За этим последовали роли в «Идеальном муже», «Чайке», «Трех сестрах», приглашения в кино и признание. Но какую цену Ирина Мирошниченко заплатила за востребованность в профессии? 3 августа звезды не стало, и мы вспоминаем, о чем она страдала при жизни.
Аборт ради роли
На третьем курсе актриса дебютировала на экране в роли сестры главного героя из «Я шагаю по Москве». По правилам вуза съемки были запрещены, так что студентку едва не отчислили. В следующий раз артистка снялась в кино в картине «Их знали только в лицо», но за эту работу пришлось совершить еще более крупную жертву.
Дело в том, что еще в период учебы в студии при «Ленкоме» юная Ирина познакомилась с драматургом Михаилом Шатровым. Мужчина влюбился в 18-летнюю актрису и вскоре женился на ней. «Он приглашал меня в театр, водил в ресторан, никто из его друзей не воспринимал меня его невестой. Мне просто было интересно, тепло и хорошо, но ни о какой страсти речи не было. И Михаил не делал мне предложения, моей руки он просил у мамы. У нас с ним разница в возрасте была девять лет, но родители понимали, что я иду в мир искусства, к хорошему порядочному человеку», — поясняла Мирошниченко в программе «Жена. История любви» на ТВЦ.
Когда Ирину утвердили на главную роль в «Их знали в лицо», она узнала, что беременна. Как ни странно, муж не отговаривал актрису от съемок, да и ее мама оказалась не против аборта: утверждала, что сначала надо «кем-то стать», а понянчить ребенка — успеется.
«Мой первый муж Михаил прекрасно знал, как я хотела сниматься. Он говорил мне: «Мы потерпим, иди работай». Он мог, конечно, надавить, но понимал, что так посадит меня в клетку. Миша сказал: «Иди делай аборт и работай». Он знал, как для меня это важно, и в то время это было нормально. Мы строили свою жизнь и потом не разговаривали о том поступке», — вспоминала артистка в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Вместе с супругом Мирошниченко провела 12 счастливых лет, за время которых снялась в картинах «Андрей Рублев», «Дядя Ваня», «Миссия в Кабуле». Почему же брак распался?
«Я стремилась к независимости — я ее добилась. Мне иногда бывает очень грустно, я думаю, что это ошибка. А ведь как хорошо зависеть от человека, который рядом с тобой и на которого ты можешь опереться. Так что не бывает идеальных ситуаций, по крайней мере, в моей жизни. Может, эта ошибка во мне, в моем характере», — рассуждала спустя годы звезда в документальном фильме «Ирина Мирошниченко. Я знаю, что такое любовь».
Измена и признание ошибки
Впрочем, были и более банальные причины, приведшие к одиночеству актрисы. На съемках фильма «Это сладкое слово — свобода!» у артистки вспыхнули чувства к режиссеру Витаутасу Жалакявичюсу. «Когда заканчивали работу над картиной, он уже разводился с женой. Тогда-то и стали так много значимости нашим отношениям приписывать. В результате вся Москва узнала. И Миша тоже», — признавалась звезда.
Шатров не стал устраивать скандалов и пытаться вернуть жену в семью, а просто отпустил ее навстречу новой любви. «Честно признаюсь, это все было ошибкой. Испытанием, через которое мы втроем должны были пройти. Не нужно было мне строить новую семью», — сетовала впоследствии актриса.
В итоге ее брак с прибалтийским режиссером продержался всего полгода: Жалакявичюс был не в силах смотреть, как супруге предлагают все новые роли, а он прозябает без работы. Бесконечные ссоры и тяжелый характер мужа заставили Мирошниченко подать на развод.
Одно время за Ириной Мирошниченко ухаживал Армен Джигарханян. Как-то раз артист пригласил коллегу на романтический ужин, но встреча отменилась, так как после сложной репетиции Ирине не здоровилось. В итоге следующим возлюбленным звезды оказался не Джигарханян, а Игорь Васильев.
Влюбленные познакомились на съемках «Единственной дороги», и сперва Ирине показалось, что она наконец нашла главного мужчину своей жизни. Однако отношения рухнули спустя пять лет, а шанс стать мамой актриса снова упустила.
«Была одна возможность стать родителями. Но тогда у него уже было туго с работой, а я играла в одном крайне важном спектакле. Мы не могли себе позволить такую роскошь, понимали, что это невозможно. Хотя я очень об этом жалею. Честно, да. Мама тоже говорила мне, что не время. Мол, некому его будет воспитывать, да и в официальном браке я не состояла. Она говорила мне: «Подожди». Знаете, вот это слово «подожди» я слышала всегда. Я добровольно пошла на эту муку. Возможно, это была ошибка, но такая судьба у меня», — негодовала артистка.
Одиночество и проблемы со здоровьем
На разрыве с третьим избранником горести звезды не закончились. В 1980-м Мирошниченко попала в ДТП, которое впоследствии считала наказанием за грехи. «Была авария, больше трех месяцев я лежала в больнице, врачи не могли поставить меня на ноги, но мама убеждала меня, что все будет хорошо. Я верила и постепенно выздоравливала», — отмечала артистка.
В другом интервью актриса обмолвилась, что беды со здоровьем начались не из-за ДТП, а после съемок в Венгрии, где она простудилась, работая раздетой на пляже осенью. Из-за проблем с позвоночником Мирошниченко не могла ходить и уж тем более играть в театре. На костылях и в корсете Ирина приехала в клинику Будапешта, где ее и поставили на ноги.
Приятным бонусом оказалось то, что Роман Виктюк дождался захворавшую артистку, отказавшись вводить на роль Серафины в спектакль «Татуированная роза» другую звезду. Впрочем, это неудивительно, ведь теплые отношения складывались у актрисы со всеми режиссерами. Так, она не осталась без работы ни когда худруком МХАТа стал Олег Ефремов, ни когда его сменил Табаков.
При Олеге Павловиче Мирошниченко играла в постановке «Чайки» Николая Скорика Аркадину и главную роль в «Моей дорогой Матильде». Константин Богомолов выделил актрисе персонажа Королевы в своей интерпретации «Мушкетеров». Кроме того, артистка продолжала сниматься в кино, — в трех частях «Зимней вишни», «Клюкве с сахаром», сериале «Капитанские дети» — а еще записывала музыкальные диски.
Но могла ли востребованность в профессии заменить семью? Поговаривали, что детей актрисе заменила крестница. К сожалению, она скончалась в 2018-м, о чем Мирошниченко сообщила на фестивале «17 мгновений». «Занимаюсь организацией похорон и очень беспокоюсь за судьбу ее двух осиротевших пуделей, — отмечала звезда. — Хорошо, что хозяин правнука Бима пообещал пристроить их в надежные руки. Наверное, его мне послал Бог».
До последнего времени актриса вела активный образ жизни и часто выходила в свет, но в 81-й день рождения почувствовала себя крайне плохо. Неделю звезда лечилась дома, пока не потеряла сознание. Близкие вызвали скорую, а в клинике выяснилось, что у Мирошниченко тяжелое поражение сердечного клапана и ряд осложнений — грипп, кисты в почках, опухоль мозга.
Ирину Петровну подключили к ИВЛ и ввели в искусственную кому, но никакие старания медиков не сумели спасти ее — 3 августа актриса скончалась, оставив после себя лишь яркие кадры и легендарные киноработы.
Фото: Legion-Media, PhotoXPress.ru, Борис Кауфман/РИА Новости, Дмитрий Дроздов/«Антенна -Телесемь», кадры фильмов «Их знали только в лицо», «Дядя Ваня», «Это сладкое слово — свобода!», «Единственная дорога»