Максим Суханов появился на свет в Москве в творческой семье: мама была художницей, бабушка Вера Буреева и дедушка Константин Бузанов — артистами театра. Родственники жили в скромной коммуналке в Ветошном переулке, а когда дом признали аварийным, переселились в квартиру в Вешняках. «Тогда я не очень осознавал, чего мы лишились, уехав из центра. Но, став постарше, все время стремился туда на прогулки. И когда встал вопрос о моем собственном жилье, вернулся в старую Москву», — отмечал Суханов.
Именно от бабушки Максим получил первые уроки актерского мастерства, она же научила мальчика играть на пианино, а впоследствии – помогала готовиться к поступлению в вуз. Сперва юноша планировал пойти в музучилище, но провалился, а когда над ним нависла перспектива армейской службы – решил попробоваться в театральный. На этот раз идея выгорела, и вскоре окружающие разглядели в Суханове настоящий талант.
Окончив «Щуку», артист устроился в Театр имени Вахтангова, где блистал в спектаклях «Ричард III» и «Дон Жуан», а за роль Сирано де Бержерака удостоился Госпремии. Вторую такую награду актер получил, сотрудничая с «Ленкомом» в постановке «Хлестаков». В нулевые в Театре Станиславского Суханов сыграл обманутого мужа в «Предательстве», но насколько этот образ был далек от нее в реальности? 10 ноября Максиму Александровичу исполняется 60, и самое время поговорить о его карьере и личной жизни.
От криминального авторитета до Сталина
Актер всегда отмечал, что делал упор на театр, а потому его фильмография не так велика, как могла бы быть. Однако это не означало, что у Суханова не набралось запоминающихся ролей. Так, дебютировал артист на экране в «Тихой заставе», затем сыграл Фырю в «Честь имею» и Сергея в «Лимите».
Прорывом в кинокарьере для Максима стала роль криминального авторитета по прозвищу Свинья в «Стране глухих». Образ принес артисту «Нику» и приглашение в следующий проект, к которому приложила руку Рената Литвинова — «Богиня: как я полюбила». Также в тот период актер появился в картинах «Женщин обижать не рекомендуется», «24 часа» и «Театральный роман».
Следующей заметной ролью Суханова стал образ Иосифа Сталина — в «Детях Арбата», а потом и в «Утомленных солнцем 2». «Я хотел максимально очеловечить своего героя, показать в ситуациях, непривычных для нашего восприятия. В представлении многих наших современников, образ Сталина законсервированный и мифологизированный. Он для нас такой бронзовый персонаж. Слишком мало мы знаем о нем как о человеке, чтобы понять его характер, страхи, чувства… Даже его фотоснимков осталось не так уж много. И в „Детях Арбата“, и в „Предстоянии“, и в „Цитадели“ мне хотелось как можно дальше уйти от давно въевшихся в наше сознание стереотипов», — пояснял артист.
Борис Годунов и ученый Батьяров
«Обратный отсчет», «Обитаемый остров» и «Человек, который знал все» не принесли Суханову заметных ролей, в отличие от ключевого персонажа в «Борисе Годунове». Не менее запоминающимися получились у актера митрополит Алексий в «Орде» и артист Евлахов в «Роли».
«Я смотрю на фильм с разных точек зрения. Как зритель, как актер и как несостоявшийся режиссер. Как режиссеру мне чего-то не хватило, но это лишь личная оценка. Как зрителю фильм „Роль“ показался мне интересным. Работать как актеру в картине тоже было увлекательно», — отмечал Суханов.
Экранные образы Максима Александровича отличались разнообразием: богатого заводчика актер сыграл в сериале «Куприн», в «Викинге» перевоплотился в Свенельда, в «Трех сестрах» по Чехову — в полковника Вершинина. Ключевых персонажей артисту доверили в «Волшебнике» и нашумевшей картине «Один вдох» — в последней он изобразил загадочного ученого.
«Если честно, я не знаю, был ли такой прототип, или он придуман для драматургии, — говорил актер о своем Вадиме Батьярове. — Не знаю. По крайней мере, меня ни с кем не знакомили и никаких материалов по поводу этого персонажа читать не давали — все было в сценарии. Я играл как чувствовал, совершенно не отталкиваясь от конкретной фигуры».
Среди последних работ артиста — триллер Тодоровского «Гипноз», картина Ренаты Литвиновой «Северный ветер» и «Топи» Мирзоева. Судя по всему, теперь актеру хочется прикоснуться к приключенческому фэнтези, ведь сейчас в производстве находится проект «Витязи», где звездам кино предстоит сыграть современных богатырей.
Три брака
В Театре имени Вахтангова актер встретил первую жену — Дарью Михайлову. Супруги стали родителями дочки Василисы, которая впоследствии тоже окончила «Щуку» и влилась в труппу учреждения, где блистали мама с папой. Вот только отношения артистов разладились, когда Вася была еще маленькой.
Причиной развода стало вовсе не банальное «не сошлись характерами»: на репетициях спектакля «Саломея — царевна Иудейская» в антрепризном театре «О’Кей» игравший Ирода Суханов влюбился в студентку ГИТИСа Ладу Марис. Страсть охватила артистов, и даже семейный статус Максима не остановил Ладу от следующего шага.
«Тогда мне казалось, что если мы не будем вместе, то это станет преступлением гораздо большего масштаба, чем разбить семью. Мне он всегда казался большим и чистейшим ребенком. А иногда философом, мудрецом, что ли. Но всегда — зажигательным балагуром и юмористом. Об официальном браке с Максом я и не думала. Печать в паспорте тогда не имела для меня никакого значения. А в 1993 году родилась Соня. Если честно, когда впервые увидела Макса, сразу поняла: «Вот отец моего ребенка!» — признавалась Марис.
При родах дочки Сони артист не присутствовал, так как уехал на гастроли в Южную Америку: карьера как раз пошла в гору. Лада радовалась за фактического мужа, а собственную работу задвинула на задний план, занявшись семьей. Но не терзала ли ее совесть за случившееся с Дарьей Михайловой?
«По объяснимым причинам в первое время мы с ней совсем не общались. Да и, кроме их с Максом дочки Василисы, у нас не было точек соприкосновения. Сейчас Васе 25 лет, красавица, она взяла лучшие черты от своих родителей. Дружит с нашей дочкой Соней, хотя поначалу сестры мало общались, а сейчас их пятилетней разницы в возрасте уже не чувствуется. Василиса к нам приезжает, гостит и у Сони», — делилась Лада еще 10 лет назад.
Марис искренне сочувствовала Дарье, когда та переживала драму в браке с Владом Галкиным. Вот только и сама Лада в итоге столкнулась с расставанием: союз с Сухановым распался через несколько лет. «Наверное, что-то можно было сделать. Но мы уже ничего не стали спасать и расстались, — поясняла актриса. — У меня в жизни наступила пустота! Но потом довольно быстро встретила своего нынешнего мужа Володю Киридонова, тренера по теннису, и все изменилось».
Как ни странно, Максим Александрович сумел сохранить дружбу с бывшими. «Мне кажется, залог мирного сосуществования в том, чтобы обе стороны были настроены на сохранение уважительных человеческих отношений. Это главное», — отмечал актер.
Сам артист обрел счастье в третьем союзе — с журналисткой Этери Чаландзией. Девушка брала у Суханова интервью, после чего влюбленные больше не разлучались. Брюнетка стала для звезды не только спутницей жизни, но и единомышленницей: в соавторстве супруги создали сценарий к фильму «20 сигарет».
Пара воспитывает сына, кроме того, Этери нашла общий язык с дочками актера от предыдущих отношений. К слову, Василиса уже родила наследника Савву, так что Суханов гордо носит звание дедушки.