Екатерина выросла в семье известного архитектора Георгия Александровича Градова и актрисы Раисы Ивановны. Хотя детство Кати прошло за кулисами, идти по маминым стопам она не спешила: после выпуска поступила на иняз, ведь ей прекрасно давался французский. Проучившись в институте год, девушка заинтересовалась самодеятельностью, что в итоге привело ее в Школу-студию МХАТ.
На старших курсах артистка сыграла главную героиню в спектакле Театра имени Владимира Маяковского «Таланты и поклонники», завоевав симпатии как зрителей, так и критиков. Получив диплом, девушка устроилась в Театр Сатиры, где встретила Андрея Миронова.
Худрук Валентин Плучек изначально предупредил актрису, что в учреждении есть три ловеласа, среди которых выделил и Миронова. Перепуганная артистка старалась держаться от сердцееда подальше, максимум – смотреть на него издалека. Вот только коллега оказался таким обаятельным и заинтересованным в сближении с Градовой, что устоять было невозможно. Почему же красивая история любви закончилась через пять лет? 6 октября исполняется 77 лет со дня рождения звезды «Семнадцати мгновений весны», а значит, пора вспомнить ее биографию.
Между карьерой и семьей
Градова дебютировала в кино в «Осенних свадьбах», после чего сосредоточилась на театре. Так на нее и обратил внимание Миронов: выпускной спектакль девушки «Женитьба Фигаро» впечатлил актера, даже Валентину Гафту в тот день он обмолвился, что покорит привлекательную брюнетку. Когда же Андрей Александрович узнал имя артистки, то и вовсе решил, что это судьба — в 14 парню приснилось, что его супругу будут звать Катей, а дочку — Машей.
К слову, до увлечения Градовой Миронов успел закрутить короткий роман с сокурсницей Викторией Лепко, а затем едва не женился на Наталье Фатеевой. От брака с разведенной женщиной с ребенком от Владимира Басова актера отговорила мама — в общем-то, Мария Владимировна всегда оказывала колоссальное влияние на личную жизнь сына.
Тем временем Градовой, пробовавшейся в фильм «А зори здесь тихие…», предложили звездную роль радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Миронов позвонил ей прямо на съемки: заявил, что хочет передать девушке некий сценарий. Бумаг с собой у актера не оказалось, зато были цветы — с тех пор Андрей Александрович приезжал прогуляться с пассией каждый день.
Минула неделя, когда артист попросил девушку одеться на встречу празднично и отвез в загс. На вопрос, не желает ли он сперва узнать о согласии на подачу заявления у Градовой, Миронов ответил отрицательно. Впрочем, противиться влюбленная актриса не хотела, ведь если что ее и пугало в тот момент, так это грядущее знакомство с родителями жениха.
Марии Владимировне делали на дому педикюр, когда Андрей Александрович привел избранницу. Миронова окинула девушку холодным взглядом, отметив, что еще вчера никакой невесты не было, однако затем попросила мастера обработать ноги и будущей родственнице.
Когда Екатерина забеременела и выяснилось, что у нее родится девочка, Миронов был вне себя от счастья — мальчишку-хулигана он растить и не собирался. Более того — выбранное актрисой имя Марфа муж забраковал, предложив назвать так подаренную ей собачку. И это оказался не единственный камень преткновения в отношениях, ведь после премьеры "Семнадцати мгновений весны" Градова не могла спокойно пойти в гастроном - поклонники умоляли дать автограф и не отпускали домой...
Тяжелый развод
Отношение Миронова к карьере супруги было двояким: с одной стороны, он подчеркивал, что не женился бы, не будь Екатерина талантлива, с другой — после триумфа фильма повторял как мантру, что ему нужна не звезда в доме, а хранительница очага. «Он мечтал, чтобы было много детей. Трое как минимум. Что полный дом друзей будет. „Я хочу, чтобы ты тут сидела в чистоте“. При моем актерском самолюбии было неприятно такое слушать», — признавалась позднее Градова.
Когда Екатерину позвали в советско-чешский фильм, Андрей Александрович прямо заявил, что у нее две дороги: или домой, или за границу. Поэтому Градова отказалась от роли и попыталась стать такой женой, какой ее видел возлюбленный. Вот только сам Миронов не был идеальным мужем, ведь о его изменах судачил весь театр.
«Андрей ей поначалу в рот заглядывал, но сдержать себя не мог. Он как был любвеобильным, так и остался. Про их отношения с Ниной Корниенко, которая сыграла Шуру в „Место встречи изменить нельзя“, знал весь театр. Она была его женой на всех гастролях. И даже его женитьба на Градовой ничего не изменила. Кате нужно было доказать Андрею, что она тоже это знает. Однажды она увидела, что он вышел от Нинки. И это было все… Они больше не склеили эту разбитую чашку», — отмечала Татьяна Егорова в интервью.
Градова говорила, что самым страшным вызовом для нее стала подача заявления на развод. «Несмотря на все обстоятельства, и свекор, и свекровь мешали этому. И он сам до конца жизни был против», — заявляла Екатерина Георгиевна в программе «Мой герой» на ТВЦ.
В дальнейшем актриса полностью взяла на себя вину за крах брака: мол, она не умела прощать, потому что в тот момент еще не пришла к вере и не осознала важности сохранения семьи. «Я не имела права уходить. В Евангелии сказано: при измене имеет право уходить муж. Но не ребро. Как ребро может прогнать Адама?» — рассуждала звезда.
Ушла из кино, но обрела веру и любовь
Картины «Рождение», «Место встречи изменить нельзя» и фильм-спектакль «Гнездо глухаря» поставили точку в карьере актрисы. На важное решение повлияли сразу несколько факторов: мама артистки на закате дней ушла в монастырь, прониклась идеями христианства и сама Градова, да и уход в 1987-м из жизни Андрея Миронова больно ударил по ней.
«Обычно гроб с актером во время похорон ставят в фойе. Гроб Андрея поставили на сцену. Увидев это, я поняла, что больше никогда не смогу выйти на эту сцену. До этого несколько лет я шла на работу как на каторгу», — делилась артистка.
В дальнейшем актриса подчеркивала, что не жалеет о своем решении, ведь считала себя не художником, создающим искусство, а простым исполнителем. Градовой хотелось сделать для мира что-то более важное, поэтому она открыла благотворительный фонд и начала помогать детям-сиротам и одиноким старикам. Затем Екатерина Георгиевна окончила богословский институт и стала преподавать «Живое слово» в гимназиях.
В одной из паломнических поездок актриса встретила второго мужа — физика Игоря Тимофеева. Единомышленники поженились, а вскоре после венчания усыновили мальчика из детдома по имени Алексей Суховерков.
«Я всегда знал, что меня взяли из детского дома. Вообще, мама хотела девочку. Она думала об этом сразу же после „Семнадцати мгновений весны“, ведь играла в этом фильме вместе с детьми из Дома малютки. И вот они с папой пришли и увидели меня. А я тогда шумел, бегал за всеми детьми, что-то показывал. Мама посмотрела на меня и сказала: „Этот мальчик наш“. Мне кажется, если бы не мама, я бы вырос плохим человеком», — признавался Алексей в программе «АНДРЕЙ МАЛАХОВ. Прямой эфир» канала «Россия 1».
Религиозно-просветительская деятельность, супруг, дети и внуки делали Градову счастливой. Конечно, возраст накладывал свой отпечаток, но смерть 74-летней актрисы от инсульта 22 февраля 2021-го все равно стала неожиданностью для близких. В последнем интервью звезда словно предсказала свой уход. «Я бы хотела, чтобы у моих детей и внуков была вечная жизнь. У меня сейчас много диагнозов, которые доставляют мне боль. Но, когда я вижу дочь и внуков, эта боль проходит. Самое главное — жить с Богом. Он наш создатель, он решает, кому и когда уходить. Человек — такое великое, сложное существо, что он явно не создан для того, чтобы гнить в земле через 70 лет», — подчеркивала артистка незадолго до финала.