Аркадий Райкин и Руфь Иоффе пропадали на гастролях, поэтому с маленьким Костей сидела няня. Ребенок не обижался на занятых родителей, а восхищался ими и жаждал самостоятельно реализоваться в театральной сфере. Когда Константин Райкин поступил в «Щуку», сокурсники смотрели на него косо, полагая, что без кумовства не обошлось. Однако к концу года Райкин-младший уже выбился в лучшие студенты, доказав, что не зря повторил путь отца.
Константин Аркадьевич играл на сцене и в кино, преподавал в вузе, а в конце 80-х возглавил «Сатирикон», носивший имя звездного папы. Но какие интриги и слухи крылись за историей успеха режиссера? 8 июля Константину Райкину исполняется 72, и самое время вспомнить ключевые события его жизни.
Реальные и приписанные романы
В период студенчества распространился слух о романе Райкина с Натальей Варлей. История получила продолжение спустя годы, когда Наталья Егорова заявила, что Варлей родила сына вовсе не от мужа, Владимира Тихонова, а от Константина Аркадьевича. «Я случайно один раз наткнулась на передачу, где у Кости спросили: «А правда, что у вас с Натальей Варлей общий сын?» Он замахал руками. — «Нет, ну правда или неправда?» — возмущалась Наталья Владимировна.
В 70-х окружающие заговорили об отношениях Константина Райкина с Мариной Нееловой: мол, у артистов закрутился бешеный роман, но из-за стремления Нееловой к лидерству в паре все закончилось. Сам же режиссер с подобной характеристикой не соглашался. «Романа как такового не было. Просто я одним из первых сумел разглядеть неординарный талант Марины и привел ее в «Современник», где в спектакле «Валентин и Валентина» мы играли влюбленных», — пояснял Райкин.
Образ Каюма в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» сделал актера популярным, ну а главная роль в «Труффальдино из Бергамо» только усилила страсти девушек по Райкину. Тогда же разошлась молва об интрижке артиста с партнершей по музыкальной комедии Натальей Гундаревой. На самом деле женщина изначально пыталась продвинуть в фильм своего друга Виктора Павлова, считая Константина выскочкой, и только в процессе совместной работы убедилась, что он достойный и талантливый коллега.
Поговаривали также, что избранницей режиссера была олимпийская чемпионка Ирина Роднина. Однако даже если бы это оказалось правдой, серьезные отношения связывали актера не со спортсменками, а с представительницами творческих профессий.
Так, когда Райкин уже преподавал в ГИТИСе, он обратил внимание на студентку Марию Овчинникову. «У них был роман. Костя стал первым парнем Маши, но потом Райкин переключился на девушку с параллельного режиссерского курса — Елену Курицыну, ее лучшую подругу! — заявляла одна из студенток. — Представляете, какая трагедия случилась, когда Константин неожиданно объявил, что женится на Лене?! Шок не только для Маши, но и для нас: ведь он продолжал преподавать на курсе. Овчинникова нашла силы простить двойное предательство — любимого и подруги. Но на свадьбу, конечно, не пошла. Сегодня она работает в Московском театре юного зрителя, вышла замуж за итальянца, стала мамой».
Первый развод
Итак, в 27 Райкин женился на 19-летней Елене Курицыной. Свадьбу влюбленные не афишировали, так что знали о торжестве только близкие подруги Лены. «Он — кумир, только что снялся в фильме «Труффальдино из Бергамо». А Лена не являлась самой красивой девочкой на курсе. У нас «лидировала» Марина Шиманская. Курицына старалась не выделяться, держалась скромно. Привилегий от брака с Костей она не получила: в его дипломном спектакле «Прощай, Маугли!» играла одну из зверушек в стае», — делился актер «Сатирикона» Алексей Якубов.
Супруги поселились в квартире на Тверской и первое время жили счастливо. Поговаривали, что брак разрушили измены режиссера: с ним продолжали кокетничать студентки, а жена Сергея Арцыбашева и вовсе отмечала, что романы Райкин крутил как на студии, так и за ее пределами. «Лена рассказывала: «Костя пришел в два часа ночи, и мы до четырех выясняли отношения. Потом я плакала». В таком разобранном виде Лена приходила на учебу. Эти отношения ее вымотали. Мы видели, как она страдала», — подчеркивала подруга Курицыной Шиманская.
Сестра Райкина Екатерина объясняла скорый развод проще: мол, супруги были молоды, да не сошлись характерами. В любом случае, в дальнейшем Курицына вышла замуж за бизнесмена, с которым перебралась в Америку. Овдовев, Елена устроилась преподавать в университет Иллинойса, а позднее связала судьбу с психологом Дмитрием.
Второй брак и история с Веденеевой
Еще не успев оформить развод с Еленой Курицыной, Константин Аркадьевич случайно встретился со своей давней любовью, дочкой художника Алагез Салаховой. В юности Алагез приезжала в гости к бабушке, что жила по соседству с Аркадием Райкиным, и тогда 17-летний Константин по уши в нее влюбился. Судьба развела пару: Салахова уехала в Азербайджан, где вышла замуж и родила сына. Ну а в конце 70-х роман Ромео и Джульетты вспыхнул с новой силой, и они сыграли свадьбу.
Алагез привыкла к окружению творческих людей, поэтому тот факт, что все домашние хлопоты легли на ее хрупкие плечи, не смущал. Зато Константин Аркадьевич был очаровательным в общении, нежадным и талантливым. Жаль только, что и другие женщины попадали под обаяние режиссера…
«Многие женщины были в Костю влюблены, чуть ли не весь театр. Помню такой случай. Из гостей он пошел провожать женщину. А я одна поехала домой. Лежала в постели и думала: если вернется через час — хорошо, если придет ночью, слава Богу, а что делать, если не вернется до утра? Поверить в сказку, что встретил по дороге друга? Собрать его вещи и выгнать, либо самой уйти? Я предпочитала верить во все, что он мне говорил», — признавалась Салахова.
Покладистая женщина не устраивала сцен и закрывала глаза на интрижки мужа, но момент разрыва все равно наступил: инициатором выступил Константин Аркадьевич, влюбившийся в актрису. «Я была дома, он пришел, собрал чемодан. Были слезы, я задыхалась, не могла понять, в чем дело. Мне казалось, что это ошибка, что он вернется. Но сказать ему, что он влюбился не в того человека, я не решилась. Подумала, может, та женщина ему более интересна, чем я. В тот период меня очень поддержали друзья. Конечно, все его осуждали за некрасивый поступок. Но мне от этого легче не стало», — признавалась Алагез.
Салахова не называла имени разлучницы, отмечая лишь, что то была артистка, с которой Райкин напрямую не сотрудничал. Инсайдеры говорили, что из семьи режиссера увела Татьяна Веденеева, однако сама телеведущая в программе «Судьба человека» рассказывала о безответной любви к мэтру.
Первокурсницей Татьяна играла с Константином Аркадьевичем в комедии «Много шума из ничего». По словам актрисы, в ту пору Райкин был увлечен девушкой из кордебалета по имени Алла, так что на Веденееву даже не смотрел. «Я была влюблена. Мне в нем нравилось все: и его этот кривой нос, и юмор, и темперамент, и талант. Все! Но я ему не нравилась совершенно, он меня не замечал», — подчеркивала Татьяна Веденеева в беседе с Борисом Корчевниковым.
Новый скандал
В любом случае, отношения Райкина с актрисой, к которой он ушел от Салаховой, долго не продержались. А потом то ли в силу возраста, то ли из-за встречи с «той самой» режиссер остепенился. Интересно, что на гастролях в Донецке цыганка нагадала, что Константин Аркадьевич женится на украинке.
Вскоре предсказание сбылось, ведь режиссер связал судьбу с артисткой Еленой Бутенко, а в 1988-м у пары родилась дочка Полина. «Наверное, его нынешняя супруга смогла устроить жизнь так, что ему с ней комфортно», — заключила Алагез Салахова.
С тех пор слухи о мимолетных романах закончились, а Райкин превратился в примерного семьянина. Однако это не значило, что больше в жизни режиссера не случалось скандалов. Так, в минувшем апреле Константина Райкина уволили с поста худрука Высшей школы сценических искусств, которую он же и основал в 2012-м.
Как оказалось, режиссер конфликтовал с ректором Анатолием Полянкиным, в результате чего последний решил упразднить должность художественного руководителя ВШСИ. «Он хочет школу прибрать к рукам как некую недвижимость. Он считается ректором, но нарисовал себе ни с кем не согласованный устав, замкнул на себе все вопросы художественные, потому что знает, как к нему плохо относятся и педагоги, и студенты. Он вообще не появляется в институте, не видел ни одной работы, не заходит уже более двух лет. Он руководит только бумажками, запретами и приказами», — негодовал Райкин, готовивший иск со своими юристами.
Уже через несколько дней Анатолия Полянкина посадили под домашний арест по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах. Оказалось, что еще в прошлом году ректор пытался ликвидировать «Фонд поддержки и развития культуры» имени Райкина, в котором сам был соучредителем, но суд отклонил прошение. Фонд существовал на добровольные пожертвования, которые прекратились в 2020-м, так что образовался долг.
Студенты писали в Рособрнадзор о незаконных действиях ректора, Райкин отравил заявление в правоохранительных органы — на фоне разбирательств здоровье Полянкина пошатнулось. Супруга мужчины отмечала, что пенсионера поместили во временный изолятор без жизненно необходимых лекарств. «Сильнейший психоэмоциональный стресс, непомерные для здоровья физические нагрузки в течение суток, а затем изоляция в виде домашнего ареста, психологическое давление в виде развернувшейся против него кампании, а также лишение возможности посещать лечащего врача существенно усугубили состояние здоровья Анатолия Евсеевича», — негодовала Альфира Арсланова.
В итоге 70-летний ректор угодил в реанимацию, где и скончался в конце июня. Вину по делу о мошенничестве Анатолий Полянкин так и не признал.
По материалам «
Фото: Авилов Александр/АГН «Москва», Legion-Media, Екатерина Цветкова / PhotoXPress.ru, кадры фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо», «Юбилей Данте»