Крещеная как Мария Анна София Кекилия Калогеропулу, для зрителей она стала великой Марией Каллас. Однако перед тем как покорить мир, артистке предстояло завоевать любовь собственной семьи: мама Марии потеряла сына и испытала разочарование, когда родила дочь. Интерес к девочке у женщины проснулся, как только та начала достигать успехов в музыке: в пять играла на фортепиано, в восемь ходила на вокал, а в 10 уже поражала комиссии конкурсов необыкновенным голосом.
Мать давила на девочку, заставляя ее добиваться совершенства в технике и манере исполнения. Психологическая травма влияла на Марию до конца дней — она казалась себе слишком толстой, недостаточно талантливой и красивой. Требовательность родительницы толкала певицу на авантюры: когда женщина перевезла дочь из Нью-Йорка в Афины, 13-летняя Каллас солгала директору Королевской консерватории о возрасте, прибавив себе три года, чтобы поступить на учебу.
В 16 Мария уже окончила заведение и выиграла главный приз в выпускном конкурсе, а в 19 впервые исполнила легендарную партию из «Тоски» Пуччини. В 1945-м певица вернулась в Нью-Йорк, где остался ее папа. Встреча была омрачена присутствием новой жены отца, которой к тому же не понравился вокал Каллас.
Следующие пару лет артистка ходила по кастингам, безуспешно пытаясь реализовать и, как бы сейчас сказали, монетизировать свой талант. Кто же помог вокалистке добиться славы? 16 сентября исполняется 45 лет со смерти Марии Каллас, и мы рассказываем, что разрушило ее карьеру и личную жизнь.
Оперная дива и старый продюсер
После двух лет неудач Мария познакомилась с Джованни Зенателло, который обеспечил ей роль Джоконды в одноименном произведении. Правда, не в Америке, где планировала строить карьеру артистка, а в Италии. Так Каллас попала в амфитеатр «Арена ди Верона» под управлением Туллио Серафина. Последний ввел гречанку из США в мир большой оперы: она исполняла арии из «Нормы» и «Аиды», пела несовместимые в вокальном плане партии Брунгильды из «Валькирии» и Эльвиры в «Пуританах», что создало феномен Марии Каллас — критики заговорили о «четырех голосах в одном горле» дивы.
Певица была безумно талантлива, но в ее истории не обошлось без помощи мужчины — в Вероне звезда познакомилась с местным промышленником Джованни Батистой Менегини. Предприниматель вдвое старше обожал оперу и искренне влюбился в Каллас. Ради нее Джованни продал бизнес: чтобы посвятить себя продвижению дивы.
В 1949-м они поженились, но отвечала ли Мария взаимностью немолодому поклоннику? Менегини стал для певицы другом, покровителем, менеджером, партнером, однако разница в возрасте и отсутствие в отношениях искры делали его скорее родственником, заменившим отца, чем возлюбленным. Так или иначе, до поры до времени Каллас принимала чувства и внимание Джованни, за что тот был ей благодарен.
Туры по Италии ширились, а Мария становилась все более невыносимой для организаторов звездой, ведь требовала от партнеров и помощников такого же перфекционизма, каким отличалась сама. В Римской опере вокалистка исполнила сложнейшую партию Кундры из «Парсифаля», что не ускользнуло от внимания режиссера Лукино Висконти.
Кумир молодежи 50-х решил поставить оперу с Марией, чье сопрано считал величайшим в мире. Чтобы перевоплотиться в настоящую Травиату, Каллас села на жесткую диету и за 11 месяцев сбросила 40 килограммов. Эта метаморфоза в сочетании с артистичностью звезды, гением Висконти и партитурой Верди создали на сцене La Scala нечто невероятное. «После Каллас опера никогда не будет такой, как раньше», — писал после представления парижский критик Пьер-Жан Реми.
Но после пика всегда наступает спад, и для Марии он начался с римского скандала: певица заболела и отказалась выходить на сцену, но администрация настояла на выступлении. В итоге артистка едва справилась с первым актом, после чего уехала. Газетчики же выставили все так, словно от премьеры Каллас открестилась просто из-за каприза.
Затем звезда перенесла операцию, но несмотря на тяжесть состояния, вышла к зрителям La Scala. В самом конце перед ней рухнул железный занавес: это стало знаком, что больше в Милане артистке не рады. С тяжелым сердцем дива улетела в США, где продолжила блистать на различных площадках. Самое страшное началось, когда проблемы в карьере и личной жизни слились воедино…
Греческая трагедия
Миллиардер Аристотель Онассис слыл ловеласом, постоянно крутившим интрижки, не особо старательно скрывая их от жены и матери двоих детей Тины. Супруга закрывала на романы глаза, так как они были мимолетными и не способными вырвать мужчину из семьи. Но когда Аристотель влюбился в Марию Каллас, Тина Онассис всерьез встревожилась.
Каждое выступление Марии превращалось в театрализованное шоу, и Аристотель, побывав на одной из опер, ошеломленно сказал другу, что эта женщина могла бы стать самой влиятельной в мире, если б выбрала профессию политика, а не певицы. С тех пор Онассис присылал Каллас огромные букеты, подписанные коротко: «от другого грека».
Очное знакомство состоялось в 1957-м, на вечеринке. Аристотель выразил артистке свое восхищение и пригласил их с мужем отправиться в круиз на яхте «Кристина». Марию не прельщали развлечения, к тому же миллиардер ее смущал, хотя одновременно с этим — притягивал. После того как грек посетил премьеру Каллас в «Ковент-Гардене» и организовал в честь нее огромный банкет, певица все же согласилась на морское путешествие.
Этот круиз навсегда перевернул жизнь артистки, ведь Аристотель пустил в ход все свое обаяние, чтобы очаровать ее. Менегини большую часть времени провел в каюте, страдая от морской болезни, что буквально развязало миллиардеру руки. В конце путешествия Мария честно призналась мужу, что без ума от Ари, поэтому им следует развестись.
Но если Каллас не знала полумер, то Онассис максималистом, рубившим с плеча, не был, так что медлил с расторжением брака. Все решила Тина, уставшая читать об изменах супруга в газетах. Однако жениться на Марии Аристотель все равно не спешил: получив желаемое, он стал пропадать неделями, а на публике позволял себе злобные шутки в адрес оперной дивы.
Мария поселилась в Париже, ну а Аристотель жил на острове Скорпиос, поэтому влюбленным приходилось тратить много времени на перелеты или встречаться на нейтральной территории. Они постоянно ругались, ведь роль любовницы не могла удовлетворить женщину моральных устоев Каллас. Но это ли стало ее главной бедой?
Потеря голоса
На переживания из-за романа с Онассисом наложились проблемы в карьере: скандальные статьи о сложном характере портили репутацию певицы, разрыв с «Метрополитен Опера» и уход из «Ла Скала» сократили число приглашений, но хуже всего, что артистка теряла голос.
От драматической колоратуры она перешла к меццо-сопрано, потеряв высокие ноты; непонятно откуда взялись проблемы с диапазоном. Можно было бы списать все на стресс, однако впоследствии выяснилось, что большую часть жизни Мария страдала тяжелым системным заболеванием: дерматомиозит поражает соединительную ткань и гладкую мускулатуру, ребра перестают двигаться при дыхании, изменяются голосовые связки, разрушаются суставы, а затем происходит и поражение сердца. Первым признаком недуга были прыщики, появившиеся у Марии в юности. Нужные лекарства могли остановить развитие болезни, но никто не диагностировал его вовремя…
В конце 60-х Мария не сумела вытянуть финальную арию, что поставило крест на ее певческой карьере. Руку помощи певице протянул Пьер Пазолини, которому как раз нужна была актриса с лицом античной богини. Она блестяще сыграла на экране Медею, воплотив греческую трагедию, в которую, по сути, превратилась и ее собственная жизнь.
Любовный треугольник
Отношения Марии с Аристотелем напоминали маятник, скользивший по касательной от романтических вечеров до бурных скандалов. Предметом ссор становилось как нежелание миллиардера жениться, так и его новые увлечения. К примеру, бизнесмен закрутил интрижку с сестрой Жаклин Кеннеди, Ли Радзивилл. С учетом, что греку было необходимо наладить партнерство с американскими судоходами, связь со светской львицей казалась грамотным дипломатическим ходом.
Возможность сблизиться с семьей президента США представилась, когда у Джеки и Джона умер новорожденный сын. Ли рассказала любовнику о горе сестры, и тот предложил привезти Жаклин на все ту же яхту «Кристина»: чтобы первая леди Америки отдохнула и развеялась. Как ни странно, Джеки Кеннеди согласилась, что даже утешило Марию Каллас, видевшую опасность не в жене политика, а в Радзивилл.
Вскоре Аристотеля начали замечать в ресторанах с Жаклин: первая леди должна была договориться с мужем на счет общего бизнеса. Онассис успокаивал Каллас, отмечая, что любит ее, а Джеки нужна ему для дел. Все изменилось после выстрелов в Далласе, когда миссис Кеннеди стала вдовой.
Жаклин боялась новых покушений на семью, а Аристотель мог обеспечить ей безопасность и покровительство. Миллиардер нежно ухаживал за вдовой, но в то же время не отпускал и Марию. Дошло до того, что в 1966-м 43-летняя певица забеременела. Онассис был не рад: заявил звезде, что у него и так есть двое наследников, и если дива надумает родить, он немедленно бросит ее. Каллас сделала аборт, не подозревая, что любовник уже вовсю планирует свадьбу с Джеки…
О торжестве 1968-го Мария услышала по радио, сидя в своей парижской квартире. Казалось, все кончено, но вскоре после свадьбы Аристотель принялся вновь оказывать знаки внимания певице: в Жаклин он увидел холодную расчетливую женщину, тратившую миллионы на дизайнерские наряды. Обиженная артистка поначалу была непреклонна, но Онассис выглядел искренним, а еще — грозился наложить на себя руки, если она его отвергнет.
Свидания в парижской квартире возобновились, и именно Мария утешала Аристотеля, когда в 1973-м в авиакатастрофе погиб его сын. Вскоре здоровье миллиардера ухудшилось из-за аутоиммунного заболевания — миастении. Мужчину положили в госпиталь в США, и хотя Жаклин поначалу запрещала впускать туда Каллас, в итоге певица прорвалась к любовнику, перед тем как тот впал в кому.
Трагический финал
В марте 1975-го миллиардер скончался, но Мария не посетила его похороны, так как не хотела быть второй женой у гроба. Здоровье самой артистки тем временем стремительно ухудшалось, так что любовная драма лишь ускорила печальный финал.
Два года Каллас жила затворницей, почти не появляясь на публике, а в сентябре 1977-го умерла от инфаркта. Ей было всего 53, поэтому поклонники строили разные теории о причинах трагедии: то ли все случилось из-за осложнений на фоне дерматомиозита, то ли от сердечных ран, то ли вовсе от отравления подругой по имени Вассо Деветци.
Официальной версией все же стала первая, хотя и фактор влияния на здоровье любовной драмы отметать не стоит. Оперная дива, у ног которой лежал весь мир, потеряла все в одночасье, ввязавшись в отношения с непостоянным миллиардером. Однако память о вкладе Марии в искусство по-прежнему хранят пластинки и фильмы.
Фото: Legion-Media