Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта

Славы никогда не бывает много. Даже общепризнанной и всенародной: будучи самой популярной певицей СССР, Алла Пугачева на пике карьеры принялась штурмовать отечественный кинематограф. Какой след в истории кино она после себя оставила? И считается ли она, вообще, талантливой актрисой?

25 июня 2023 08:30267 730
Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта
Алла Пугачева

«Женщина, которая поет», 1978

Этот фильм стал для певицы дебютом и, очевидно, задумывался специально под Аллу Пугачеву в главной роли. Впрочем, фильмом в классическом понимании этого слова его назвать сложно. «Женщина, которая поет» воспринимается как нечто среднее между мелодрамой, комедией и мюзиклом — ведь большую часть киноленты составляют музыкальные номера, в которых выступает Алла Борисовна. Даже имя главной героини — Анны Стрельцовой — уже намекает на биографичность картины.

Кино повествует о начинающей эстрадной певице, которая на пути к славе сталкивается с предательством семьи и непониманием за кулисами индустрии. Только встреча с близким по духу поэтом дарит ей вдохновение, позволяющее написать гениальную песню, которая обрекает ее на успех. Критики считают сценарий недоработанным, а музыкальные сцены — откровенно «сырыми», однако игру начинающей актрисы оценивают хорошо: Пугачева в кадре смотрелась эмоционально, интересно и тонко. Роль удалась во многом и потому, что играть приходилось саму себя. Так, комфортный формат позволил исполнительнице с первого раза показать, что она обладает актерским талантом.

О музыкальном говорить не приходилось: Алла Борисовна была автором всех песен, которые звучали в кино. Только вот главная композиция стала итогом коллективного творчества: стихотворение Кайсына Кулиева, написанное на балкарском языке, перевел Наум Гребнев, после чего его адаптировала и наложила на музыку Пугачева.

Однако не все было так радужно. У Аллы Борисовны во время создания фильма не прекращалась концертная деятельность, что доставляло огромные неудобства съемочному процессу. На площадке нередко вспыхивали конфликты из-за усталости команды и сложного характера Примадонны. Так, например, из-за Пугачевой разгорелся феерический скандал с Александром Зацепимым: не предупредив композитора, звезда решила включить в фильм несколько песен Бориса Горбоноса. Как оказалось, этого музыканта и вовсе не существует, новые композиции были написаны Пугачевой и даже на фотографиях в роли таинственного Бориса была сама актриса в гриме. Но Зацепин воспринял этот трюк как личное оскорбление и после этого много лет не общался с бывшей прительницой и отказывался даже садиться рядом с ней.

Во время съемок возникали трудности и с коллегами-актерами. Так, например, сама Пугачева в одной из телепередач нелестно отозвалась об экраном муже Валентине, которого сыграл Александр Хочинский. По ее словам: «Какой-то он вялый был. Мне казалось, такой парень симпатичный, он должен вести за собой. А он смущался».

Современники поговаривали, что некоторые актеры сознательно отказывались от работы с Пугачевой. Например, Алла Борисовна очень радовалась возможности поработать Владиславом Дворжецким, но он из-за каких-то непредвиденных обстоятельств не смог сыграть с ней в новом фильме. Певица поделилась даже личными переживаниями: «Я была влюблена в него! Завораживающий был артист. Думала: вот он будет играть человека, который в меня влюбился, поэта, творческую личность, но что-то там случилось и он не смог».

Была ли «Женщина, которая поет» результатом блата? Скорее, плодом коллективного энтузиазма. Идея снять кино с Аллой Пугачевой в главной роли возникла у композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенева. Получив одобрение на «Мосфильме», она воплотилась с помощью сценариста Анатолия Степанова и режиссера Александра Орлова, для фильмов которого Алла Борисовна уже записывала песни.

Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта
Кадр из хита «Женщина, которая поет», 1978

«Пена», 1979

Утвердившись как актриса, Алла Пугачева сразу же принимается за новый кинопроект, снятый по пьесе Сергея Михалкова. Благо, он не потребовал от нее больших усилий — певица сыграла саму себя, появившись в сцене с концертным номером. И сыграла, как отмечают критики, сумбурно и неизящно. Возможно, так певица смотрелась на фоне многочисленных любимцев советского кино, которые появились в «Пене» — сложно конкурировать в харизме рядом с Леонидом Куравлевым, Ларисой Удовиченко, Анатолием Папановым, Натальей Крачковской, Леонидом Быковым и Евгением Стебловым. Впрочем, даже такие мэтры не вытянули фильм. Остроумную сатиру на советских чиновников, злоупотребляющих служебным положением, «испортили» слишком симпатичные актеры, героям которых начали сочувствовать зрители.

Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта
В этом фильме появились балахоны, которые так обожала Примадонна, пытаясь скрыть несовершенства фигуры

«Любовью за любовь», 1983

После двух появлений Пугачевой на большом экране советские кинематографисты привлекли всенародную любимицу в еще один проект — фильм «Любовью за любовь» по пьесе Шекспира «Много шума из ничего». Несмотря на то, что Алла Борисовна вновь сыграла лишь в эпизодической сцене, афиши пестрели фотографиями знаменитости — публика шла на певицу, и это при том, что в картине снялись такие таланты, как Лариса Удовиченко и восходящая звезда Леонид Ярмольник.

Увидеть Пугачеву можно ближе к концу фильма — в моменте, где она, одетая в элегантный средневековый наряд, исполняет короткую песню. В отличие от роли в «Пене», на этот раз начинающая актриса выглядит куда более достойно и сдержанно. Небольшим появлением в ленте участие Аллы Борисовны не ограничилось — сразу после выхода фильма на экраны студия грамзаписи «Мелодия» выпускает «саундрек» к комедии — диск Пугачевой «Сонет из кинофильма «Любовью за любовь».

Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта
Алла Борисовна часто меняла образы за время карьеры

«Пришла и говорю», 1985

Снова большая роль, и снова — самой себя. В 1985 году выходит фильм «Пришла и говорю», сценарий к которому написал Илья Резник. И вновь в кадре показывают выступления певицы, практически не перемежающиеся другим повествованием. Что вполне объяснимо: в восьмидесятые подобные мюзиклы были невероятно популярны, а душевная роль в «Женщине, которая поет» еще свежа в народной памяти. Теперь за дело берутся более основательно: профессионально снимают музыкальные номера, добавляют документальные кадры с репетиций и бэкстейдж с гастролей и даже вставляют уютные зарисовки, где певица отдыхает в домашней обстановке. Киношные сцены с актерами и диалогами монтируются в сюжет в виде коротких вставок — зато в фильме остается место для 14 песен, часть из которых позже войдет в саундтрек» выпущенный на отдельной пластинке.

Разглядеть актерскую игру Пугачевой зрителям становится все сложнее: артистка предстает в своих типичных сценических образах и не вживается в роль — тем более, что вновь играет саму себя, правда, теперь уже не так тонко и вдумчиво. По сравнению с образом Анны Стрельцовой из «Женщины, которая поет», Пугачева, по мнению многих зрителей, смотрится в кадрах нарочито вызывающе и самовлюбленно.

Да и критики фильм не оценили, по киноитогам 1985 года, который проводил журнал «Советский экран», картина заняла 140 место из 141 возможного. И хотя потом, по результатам опроса в «Комсомольской правде», картина была признана лучшей, все же многие находили клипы в фильме безвкусными, не отражающими настоящей «Аллы».

Так, например, в рецензия кинокритики из разных городов пишут о фильме так:

«Мы Пугачеву любим за голос, за прекрасное исполнение замечательных произведений наших советских поэтов и композиторов. Именно это создало ей популярность и признание, а не эксперименты с переодеванием в сопровождении безвкусной ритмики. Она много потеряла от этого фильма, во всяком случае, в наших глазах. Мы ожидали увидеть фильм становления эстрадной певицы от „Арлекино“ до песен наших дней, а увидели желание актрисы доказать свою исключительность», — отрывок отзыва из «Советской культуры» от ветерана Великой Отечественной войны из Владивостока Я. Кана.

Или вот, еще один отрывок из газеты «Литературная Россия»: «Создается такое впечатление, что наши эстрадные „звезды“ сильно торопятся запечатлеть собственный кинопортрет — и только. А спешка хороша в одном только деле, ничего общего не имеющем с искусством. И потому портрет получается, как в моментальной фотографии — аляповатый и непохожий. Не похожий не просто на этих именно актрис, но ничего общего не имеющий с их творческим обликом, если можно так сказать…»

Этот эстрадный мини-спектакль стал одним из самых спорных в актерской карьере Пугачевой. Клиповость фильма не была понятна широкому зрителю, поэтому в прокате фильм не достиг феноменальных результатов «Женщины, которая поет», собрав по итогу в кинотеатрах лишь 27 млн зрителей.

Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта
А вы помните ныне сбежавшую певицу в таком образе?

«Сезон чудес», 1985

Пока видеографы монтировали «Пришла и говорю», соединяя в единый сюжет кадры из выступлений и репетиций певицы, Пугачева успела появиться еще в одном фильме. «Сезон чудес» снял Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который прославился благодаря «Д’Артаньяну и трем мушкетерам». Неудивительно, что в новом фильме появляется Михаил Боярский, который так же, как Алла Пугачева, исполняет несколько композиций.

Что касается Пугачевой, маркетинговая история повторяется: на афишах — ее имя крупными буквами, в кино — лишь три мелкие сцены с коротким хронометражем. В двух из них Алла Борисовна исполняет свои песни, в третьей — везет на такси главного героя. На роль таксистки, как она была обозначена для зрителей, это никак не тянуло — слишком уж коротким был эпизод, чтобы дать Пугачевой время проявить свой актерский талант.

А он, как полагают кинокритики, все-таки был. Только вот реализоваться способностям мешали тренды того времени — популярность музыкальных фильмов, где не надо было воплощать сложные роли, а можно было показать свой сценический персонаж.

Женщина, которая играет. Как Алла Пугачева попала в кино — по блату или из-за таланта
В Интернете гуляют тысячи черно-белых снимков артистки, этот из картины «Сезон чудес» — от 1985 года
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения