Артист неоднократно признавался, что ему пришлось пройти сложный путь к славе. Музыкант рано потерял мать, а его первые два брака обернулись быстрыми разводами. И все же, Александр Борисович всегда верил в будущий успех, поэтому продолжал писать новые композиции.
Последней, четвертой супругой Градского стала Марина Коташенко, которая была младше его почти на 35 лет. Самого композитора такая разница в возрасте ничуть не смущала, а вот для окружающих личная жизнь Александра Борисовича всегда была поводов для пересудов.
3 ноября композитору могло исполниться 75, если бы его жизнь не оборвалась ночью с 27 на 28 ноября 2021 года. В памятную дату вспоминаем любимых женщин мэтра.
Ушедшая муза
Александр Фрадкин, а именно так звали при рождении знаменитого ныне педагога и певца, появился на свет в интеллигентной семье. Его отец работал инженером-механиком, а мама была выпускницей ГИТИСа. Именно она привила наследнику любовь к музыке и искусству.
Когда будущей звезде было девять лет, его родители покинули город Копейск в Челябинской области и перебрались в Москву. Именно здесь Александр Борисович поступил в музыкальную школу. Творческий потенциал раскрылся не сразу: юноша с трудом усваивал информацию, поэтому часто получал плохие оценки.
В возрасте 14 лет он твердо решил, что должен стать певцом. Мать всегда поддерживала Александра Борисовича и верила в его талант. Когда же в 1963 году она внезапно скончалась, это стало потрясением для музыканта. Он сразу же взял фамилию родительницы, чтобы почтить ее память.
По словам артиста, он всю жизнь мысленно советовался с родительницей, представляя, как бы мама отреагировала на тот или иной его поступок.
Именно семейная трагедия стала катализатором для творчества Александра Борисовича. В 14 лет он написал первое стихотворение, а в 16 основал популярную рок-группу «Славяне». Уже тогда было понятно, что Градского ждет успех на сцене, хотя он сам все еще боялся не оправдать маминых надежд.
Ранний брак
Александр Борисович хвастался тем, что всегда пользовался популярностью у красивых женщин, не соответствуя при этом принятым стандартам о привлекательности. В молодости у композитора было много романов, но по-настоящему он влюбился только в девушку по имени Наталья. На тот момент Градский уже был известным музыкантом: играл в группе «Скоморохи» и сотрудничал с Андреем Кончаловским.
Роман с Натальей продолжался несколько месяцев. Артист посвящал избраннице песни, но постепенно их чувства стали исчезать. Тогда Градский и сделал предложение, надеясь спасти отношения. «Нам было мало лет. Поначалу были чудесные отношения, которые постепенно стали ухудшаться. И тогда мы решили: поженимся, и все восстановится. А через три месяца после свадьбы пожали друг другу руки, поцеловались и разошлись», — рассказывал артист.
Позднее Наталья нашла утешение в объятиях лучшего друга Градского Глеба Мая. Бывшая супруга Александра Борисовича и его приятель до сих пор вместе. Сам же композитор после неудачных отношений ушел с головой в творчество. Впереди его ждал настоящий успех и очень громкий роман.
Королева экрана
В 1976 году вышла песня «Как молоды мы были», которая до сих пор считается одним из главных хитов, исполненных Градским. Проникновенная композиция мгновенно сделала Александра Борисовича звездой. В этот же период поэт женился на легенде советского кино Анастасии Вертинской.
На тот момент актриса уже была невероятно популярна и считалась секс-символом. У нее за плечами был брак с Никитой Михалковым, и именно встреча с композитором помогла звезде отвлечься от проблем.
Отношения влюбленных продолжались пару лет, после чего они решили пожениться. Александр Борисович быстро сблизился с сыном Вертинской от Михалкова, став для мальчика другом. «Я хоть и был очень неопытным по части воспитания детей, но сразу инстинктивно почувствовал, что Степа нуждается в общении с настоящим отцом. Пару раз даже разговаривал с Никитой Михалковым — в том смысле, что неплохо бы ему зайти», — рассказывал Градский.
Однако страсть в отношениях влюбленных быстро угасла. Уже в 1978 году они расстались, а официально развод оформили лишь спустя пару лет. Сама Вертинская об этом этапе своей жизни вспоминать не любит, считая, что поход в загс с Градским был очевидной ошибкой.
«С Сашей Градским у нас не сложилось, потому что мы абсолютно из разных «детских», из разной среды. Он воспитан на своей музыке, я — на музыке Вертинского. Нам нужно было оставить все на уровне романа, не надо было замуж. Да, все начиналось, как в сказке, но потом — быт, реальность. И вот наши реальности не совпали», — заявляла артистка.
Возможно, Градский и вовсе не согласился бы оформить развод, но уже в конце 70-х в его жизни появилась другая женщина. Встреча с Ольгой Семеновной оказалась переломной, ведь именно третья супруга родила композитору долгожданных наследников.
Долгое семейное счастье
Ольга Фартышева была младше композитора на 11 лет, но тогда влюбленных это ничуть не смутило. Они поженились в 1980-м, а уже через год стали родителями. После появления на свет сына и дочери образ жизни Градского не претерпел больших изменений. Артист по-прежнему много гастролировал и был окружен поклонницами. «Из-за работы я не уделял достаточно внимания детям, особенно в первые годы. Сейчас, конечно, об этом жалею, но уже ничего не исправить. Главное, что мы сохранили близость», — рассказывал артист в документальном фильме «Александр Градский. Обернитесь».
В период третьего брака Александр Борисович часто признавался, что именно благодаря мудрости жены ему удавалось сохранять семью. «Предыдущие два опыта с натяжкой можно назвать браками. Именно Ольгу я считаю своей женой. Я очень благодарен ей и за любовь, и за поддержку», — подчеркивал музыкант.
Супруга Градского не имела никакого отношения к миру искусства и всегда была непубличным человеком: она редко выходила в свет, да и с журналистами практически не общалась. Возможно, именно поэтому семейная жизнь композитора 20 лет оставалась скрытой от посторонних глаз. В начале 2000-х неожиданно выяснилось, что Александр Борисович расстался с женой.
Тогда он заявлял, что их брак был гостевым: якобы супруги жили в разных квартирах и встречались, только когда действительно хотели этого. Поначалу появились слухи, что расставание произошло по инициативе Ольги Семеновны в связи с тем, что она встретила новую любовь. Жена Градского действительно быстро вступила в новые отношения, но и композитор был не одинок: уже в 2003-м он стал появляться на светских мероприятиях с 19-летней Мариной Коташенко.
Скандальный мезальянс
Отношения композитора и студентки в начале нулевых не обсуждал только ленивый. Тогда поклонники были уверены, что Марина преследует меркантильные интересы и не любит Градского. Сам же музыкант опровергал данные домыслы.
По словам артиста, на момент знакомства Коташенко даже не подозревала, что общается со звездой. Градский впервые увидел избранницу на улице: он ехал со стройки и влюбился в нее с первого взгляда. Марина и Александр Борисович обменялись телефонами, после чего начали тайно встречаться.
До знакомства с композитором Коташенко делала карьеру в модельном бизнесе, но под влиянием Градского решила поступить во ВГИК. Вместе с избранником она посещала светские мероприятия и путешествовала по всему миру. При этом Марине ежедневно приходилось слышать нелестные отзывы о себе.
В 2014 году Марина родила композитору сына Александра, а в 2018-м у них появился еще один наследник Иван. Влюбленные не афишировали радостные события, поскольку знали, что их личная жизнь вызывает слишком много негатива. «У моих детей нет выбора: они будут заниматься музыкой. Старшие занимались, мне нравится, что из этого получилось», — откровенничал артист.
Градский всегда поддерживал хорошие отношения с наследниками от третьего брака. Дочь композитора помогала ему во время проекта «Голос», а сын даже попытал удачу на «слепых прослушиваниях».
В последние месяцы жизни Александр Борисович тяжело болел, но все равно приезжал на съемки «Голоса», боясь подвести команду. 26 ноября 2021-го артист попал в клинику с подозрением на инсульт, а через два дня скончался. Как выяснилось, незадолго до смерти композитор расписался с Мариной. До сих пор за право распоряжаться собственностью мэтра бьются вдова, ее двое сыновей, дети Градского от других отношений, а также предыдущая жена музыканта Ольга.
Вот только Даниил Градский отмечал, что в те три месяца, когда папа умирал дома, Марина появилась у его постели лишь однажды, да и вообще, слабо походила на скромную скорбящую вдову. «Папа собирался как Король Лир половину отдать новой семьей, половину — старой. Коташенко все хочет забрать. У меня есть доступ только к помещению в центре города, а Марина Владимировна захватила контроль над всеми остальными помещениями», — сетовал Даниил в программе «Ты не поверишь!» на НТВ.
Спорили вдова и дети и о памятнике Градскому: старший сын и дочь предлагали установить 35-тонную глыбу с просветом, где был бы профиль композитора. Марина же подчеркивала, что муж любил лаконичность и черный цвет, поэтому сейчас на могиле можно увидеть мемориал в темных тонах.