23 октября 2002-го «смертники 29-й дивизии», как окрестили себя преступники, заявили, что не имеют претензий к иностранным гражданам, поэтому их скоро отпустят. В отчаянии некоторые зрители «Норд-Оста» попытались притвориться гостями из-за рубежа, но план с треском провалился.
В следующие два дня террористы позволили забрать часть заложников, в основном — женщин и детей. В переговорах тогда участвовали не только представители оборонных структур, но и артисты. Об их роли мы и решили вспомнить в 22-ю годовщину трагедии на Дубровке.
Иосиф Кобзон
Артист на долгие годы запомнил события тех дней. Экстренное сообщение о теракте передали по телевидению ночью, и Кобзон пришел в ужас: в центре Москвы вооруженные боевики удерживали в Театральном центре женщин и детей, зрителей спектакля «Норд-Ост». «А я — председатель комитета по культуре в Госдуме. Я моментально вскочил. Я не спрашивал разрешения и совета у своей любимой жены. Как сейчас помню, почему-то побрился, как обычно, оделся. И бросился туда…» — объяснял свои мотивы певец.
Иосиф Давыдович подчеркивал, что никакого героизма в его поступке не было, лишь сопричастность к беде соотечественников. Кроме того, Кобзон отмечал, что особого опыта общения с террористами, кроме переговоров Виктора Черномырдина с Шамилем Басаевым в Буденновске, не имелось, поэтому во многом приходилось импровизировать.
Певец вошел в здание и увидел бандитов в масках, наставивших на него автоматы. Артист не растерялся и спросил, почему же они так испугались, что направили на него оружие. В качестве доказательства, что сам Кобзон не был угрозой, вокалист распахнул пальто. Террорист, назвавшийся Абу-Бакаром, скомандовал смертникам опустить стволы.
Сперва Иосиф Давыдович напомнил преступникам, что он заслуженный артист Чечено-Ингушской ССР, а затем подметил, что вайнахи должны встать, когда к ним входит аксакал (в Средней Азии и на Кавказе: старейшина, почтенный человек — прим. «СтарХита»). Потом певец заявил, что даже если террористы выполняют некое предназначение, воевать с женщинами и детьми они не должны, и попросил выдать хотя бы малышей.
Боевики вывели трех девочек, а одна из них уткнулась в пальто Кобзона и прошептала, что там осталась ее мама. Артисту удалось уговорить Абу-Бакара выдать и женщину, мол, куда ребенок без родительницы. Исполнитель полагал, что Любовь Корнилова бросится к детям с рыданиями, но она начала требовать у террористов отпустить беременную подругу.
«Я говорю: «Женщина»... И так руку к ней протягиваю, а она мне: «Подождите!» И я смотрю, Абу-Бакар нервничает, и понимаю, что он сейчас должен будет принять какие-то меры и заберет у меня детей. Говорю: «Женщина, отпустят вашу соседку». Хватаю ее за руку и к детям увожу. Накрыл их своим пальто — холодно ж было. «Пойдемте…» Абу-Бакар мне говорит: «И англичанина захватите». Я говорю: «Захватим». И он мне отдал еще пятого — англичанина», — вспоминал Кобзон.
Ирина Хакамада
На самом деле на вышесказанном роль Иосифа Кобзона в тех событиях не закончилась, ведь он передал требования террористов оперативному штабу, обменялся с главарем преступников телефонами, а затем провел в здание Ирину Хакамаду.
«В тот день, когда меня позвали на переговоры, просили помочь, я была в шоковом состоянии от того, что произошло. И, конечно, меня пугала цифра заложников, я понимала, что это уже просто не мелкий террористический акт, это какая-то сумасшедшая политическая акция, которая может повлечь огромное количество жертв, и когда я решила туда идти, то у меня вообще все мысли о себе вылетели», — признавалась политик.
Ирина понимала, что ее задача — тянуть время, ведя переговоры, и максимально облегчить положение заложников. «Я договорилась о том, что запустили еду, воду и врача, ну и, соответственно, больше я ни о чем не думала», — отмечала Хакамада.
Леонид Рошаль
Как и Кобзон, ночью Рошаль увидел по ТВ сообщение о заминированном Театральном центре. До утра врач не мог сомкнуть глаз, поэтому чуть свет поехал на Дубровку: не намереваясь участвовать в переговорах, а осознавая, что заложникам может требоваться медицинская помощь. Оказалось, что террористы требовали двух докторов-иорданцев. Одного в Москве нашли, ну а за второго решил сойти Леонид Михайлович.
Рошаль сказал преступникам, что он врач, лечивший детей во время первой чеченской кампании. Бандиты встретили доктора неприветливо, однако как выяснилось, их человек ранен в руку, поэтому от помощи отказываться было глупо. Пока специалисты рассматривали повреждение, две девушки бросились с балкона, надеясь воспользоваться тем, что внимание террористов отвлечено, и сбежать. Обозленные мужчины открыли стрельбу и едва не решили, что Леонид Михайлович и его коллега намеренно устроили диверсию.
Однако потом боевики разрешили Рошалю вместе с одной из заложниц пройти на балкон и опросить пленников о самочувствии. Врач составил список необходимого и уже направился с коллегой к выходу, когда террористы задержали их. Спас ситуацию иностранный корреспондент Марк Франкетти, который попал в здание в 11 вечера и спросил, где же доктора.
«Наверное, боевики испугались международной огласки. Они вообще следили за реакцией СМИ — смотрели новости, репортажи. Кто-то из боевиков махнул нам рукой: „Свободны!“ Я спросил, можно ли прийти еще раз и принести лекарства для заложников. Тот разрешил», — вспоминал Рошаль.
Выйдя из здания впервые, доктор сообщил прессе, что в зале есть больные и голодные дети. Руководителю боевиков это не понравилось, однако вскоре восьмерых ребят и беременную женщину отпустили. Но мог ли тогда Рошаль представить, что снова окажется на переговорах с террористами?
1 сентября 2004-го врачу позвонили на работу и сообщили, что его ждут в Беслане. До сих пор неизвестно, действительно преступники жаждали увидеть доктора, или же произошла ошибка, и речь шла о министре внутренних дел с похожей фамилией — Рушайло. В любом случае, Леонид Михайлович честно и героически выполнял долг, хотя на этот раз террористы оказались непреклонны. «Я страшно переживаю, что мне не удалось сделать там то, что я сделал в „Норд-Осте“, хотя я и очень старался. Но моя совесть перед заложниками и их родными чиста», — подчеркивал Рошаль.
Александр Цекало
Александр Цекало полтора года являлся исполнительным продюсером «Норд-Оста», но на момент теракта уже не работал над мюзиклом. Этот факт вовсе не означал, что артисту были безразличны судьбы заложников, поэтому после звонка Константина Эрнста, сообщившего о захвате Театрального центра, Цекало помчался на Дубровку.
Здание оцепили и внутрь Александру попасть не удалось. Две ночи он провел около места трагедии, а на третью окружающих начали оттуда выгонять. Продюсер понял, что грядет нечто страшное, и вернулся на Дубровку уже после штурма. Он помогал выносить из центра пострадавших, а после этого присоединился к инициативной группе, искавшей людей.
Здание оцепили и внутрь Александру попасть не удалось. Две ночи он провел около места трагедии, а на третью окружающих начали оттуда выгонять. Продюсер понял, что грядет нечто страшное, и вернулся на Дубровку уже после штурма. Он помогал выносить из центра пострадавших, а после этого присоединился к инициативной группе, искавшей людей.
Поиски заняли неделю: больницы отдавали умерших в морги. Цекало пользовался своей медийностью, чтобы найти жертв теракта. Случившееся наложило на Александра отпечаток: из-за увиденного у артиста возникла психотравма. Он даже пытался заглушить гнев и ужас алкоголем, пока не связался с коучем, которая помогла научиться выплескивать негативную энергию.
Попытки помочь
Екатерине Гусевой несказанно повезло: она играла в «Норд-Осте», но именно в день захвата заложников взяла выходной. Актрисе позвонил режиссер Сергей Ткачев, а когда узнал, что она дома, просто повесил трубку. Артистка поняла, что что-то случилось, услышала новости по радио и в итоге три дня простояла у здания Театрального центра вместе с родителями, чьи дети оказались внутри.
Анне Политковской удалось уговорить боевиков разрешить пронести детям хотя бы воду и сок. Однако убедить террористов отпустить кого-то из заложников у журналистки, увы, не вышло.
Вечером второго дня к центру приходила и Алла Пугачева. По слухам, ей удалось достать через знакомых план реконструированного здания, и она намеревалась передать его спецназу. Сама Алла Борисовна коротко отмечала лишь, что пыталась договориться об освобождении заложников. В пресс-службе арт-студии «Алла» дали больше подробностей.
«В момент захвата „Норд-Оста“ в здании находились четыре человека, сотрудничающие с мюзиклом „Чикаго“. Это концертмейстеры Татьяна Солнышкина и Ирина Оржеховская, а также автор либретто российской версии „Чикаго“ Александр Карпов (он, увы, погиб при штурме) с супругой. Алла Борисовна как продюсер „Чикаго“ не могла остаться равнодушной к судьбе сотрудников. Целью ее визита в здание были переговоры с террористами об освобождении „чикагцев“. И, конечно же, Алла Борисовна пыталась помочь детям-заложникам. Уже много лет Пугачева защищает права детей, помогает детским домам», — поясняли представители певицы.
Примадонна была одной из последних знаменитостей, кому удалось войти в здание, однако даже ее авторитет не принес результатов: террористы никого больше не отпустили. Не увенчались успехом и попытки Сергея Говорухина. В целом же, благодаря стараниям переговорщиков многим заложникам удалось уцелеть в те трагические дни. А тех, что погибли, до сих пор поминают родные и участники событий.