Яркие персонажи Семена Фарады в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «Чародеи», «Формула любви» запомнились миллионам зрителей. Публика даже не подозревала, что перед ними непрофессиональный актер — настолько убедительно он играл.
Повезло артисту и в личной жизни: более 35 лет он был счастлив в отношениях с Марией Полицеймако. Звезда театра подарила избраннику сына Михаила и ради семьи отказалась от карьеры.
У Семена Фарады рано возникли проблемы с сердцем, а в 2000-м случился его первый инсульт. Девять лет врачи сражались за жизнь актера, но в августе 2009-го он умер. Что же окончательно подкосило здоровье Семена Львовича, и с какими испытаниями он столкнулся за годы творчества?
ТЯГА К ИСКУССТВУ
Семен Фердман родился 31 декабря 1933-го в селе Никольское в интеллигентной семье выходцев из Украины. Семену Львовичу было 19, когда он потерял отца: офицер Красной Армии умер от язвы желудка. Мама будущего актера работала фармацевтом, стараясь обеспечить сына и дочь Евгению.
В детстве Семен обожал футбол, при этом прекрасно учился и занимался в драматическом кружке. Но мыслей о поступлении в театральный вуз у юноши не возникало: в семье военного сын обязан был пойти по стопам отца.
Судьба распорядилась иначе: в академию бронетанковых войск Фердмана не приняли, и он подал документы в технический институт — «Бауманку». Впрочем, точные науки мало интересовали студента, и тот занялся самодеятельностью, выступая на сцене вуза. От отчисления за неуспеваемость артиста спасла лишь армия. На службе он тоже отличился: вернулся со стопкой грамот и рекомендаций, с которыми легко мог поступить в театральный. Но мама актера настояла на окончании прежнего образования.
Мог ли Семен Львович остаться простым инженером? Душа творческого человека тянулась к сцене, и он продолжал играть, на этот раз на подмостках эстрадной студии МГУ. Там артист познакомился с Геннадием Хазановым, Марком Розовским, Александром Филиппенко. В конце 60-х Фердман, наконец, бросил ненавистную ему работу механика по котельным установкам и устроился в Москонцерт. Вскоре его уже знали как дипломанта нескольких престижных конкурсов.
Вторым домом Семена Львовича стал театр на Таганке, куда его в начале 70-х принял Юрий Любимов. Руководитель буквально завалил артиста ролями в постановках. Зрители запомнили актера по образам, исполненным в кино и телепрограммах: грустный клоун Сеня из «АБВГДейки», турист в «Каникулах в каменном веке». После ленты «Вперед, гвардейцы!» Фердман сменил фамилию на Фараду, переделав все документы.
Звезда актера зажглась после ролей в картинах «Гараж» и «Тот самый Мюнхгаузен». Марк Захаров неоднократно говорил, что Семен Львович стал одним из его любимых артистов. Слава Фарады окрепла с премьерами «Дома, который построил Свифт» и «Чародеев», что и говорить о «Формуле любви», где его дуэт с Александром Абдуловым с песней «Уно моменто» возымел огромный успех у зрителей.
Семена Львовича начали называть гением комедии и королем эпизодов. В 80-е публика увидела его в картинах «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов», «Убить дракона». Казалось бы, — второстепенные роли, но без Фарады фильмы потеряли бы изюминку.
За годы работы в кино Семен Фарада сыграл более чем в 100 проектах, а любимой ролью считал образ пожилого еврея-портного Хаймовича из «Попугая, говорящего на идиш». Последнего героя он воплотил на экране в 2000-м в картине «Бременские музыканты и Со».
СЕМЬЯ
Свою главную любовь Семен Львович встретил в стенах театра на Таганке. Мария Полицеймако, ставшая известной по фильмам «Процесс» и «Клуб женщин», играла с ним в спектаклях «А зори здесь тихие…» и «Добрый человек из Сезуана». Женщина покорила коллегу обаянием и отзывчивостью.
«Я к тому времени уже дважды был женат, а Маша воспитывала сына от первого брака, — признавался Фарада. — Сейчас он вместе с семьей живет в Африке. Я шел на сближение очень осторожно. Мои жены не были связаны с театром, и оба брака были случайные. Любви не было — так, привязанность. А с их стороны были истерики, трагедии, но мы остались друзьями, и бывшие жены даже иногда мне звонят. Я поставил Маше условие — родить сына: в двух предыдущих браках у меня не было детей, что и послужило причиной разводов».
Актер стал отцом после 40 лет и души не чаял в наследнике: учил его играть в футбол, брал на съемки, возил в Коктебель.
Фарада никогда не чувствовал себя звездой, отрицал сам факт, что у него могли быть поклонницы. Мария Полицеймако, напротив, восхищалась талантами мужа и замечала, как на него смотрят другие женщины.
«И писали, и звонили. Я считаю, что это вполне нормально — Сеня очень интересный человек. Очень смешной, обаятельный и в то же время — очень замкнутый, несмотря на амплуа комедийного актера. У него много друзей самых разных профессий — от работников химчистки до водопроводчиков, — хвалила актриса супруга. — Семен очень много добра сделал людям — доставал квартиры, освобождал от армии, открывал офисы, выступал бесплатно в детских домах».
БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ
Проблемы со здоровьем настигли Семена Львовича еще в конце 80-х: ему провели операцию на сердце и установили искусственный клапан. Новая беда постучалась в дом звездного семейства в 2000-м. Фарада очень переживал из-за смерти друга, Григория Горина, и вскоре после похорон перенес обширный инсульт. Поначалу артист не мог даже говорить, а период реабилитации растянулся на годы.
Постепенно речь восстанавливалась, однако через полтора года Фарада неудачно упал и сломал шейку бедра. Актер пережил еще три операции, а за ними грянул второй инсульт…
Рядом с артистом в течение девяти лет борьбы за жизнь и здоровье оставались сын и супруга. Несмотря на заботу и поддержку родных, смириться с окончанием карьеры Семену Фараде оказалось очень трудно.
Деньги на лечение артиста собирали не только близкие и друзья, но и абсолютно чужие люди, готовые помочь звезде кино. В дверь Фарады просто стучали и протягивали родственникам конверты. Сам Михаил Полицеймако в то время получал 12 тысяч рублей, а реабилитация стоила 80. Сын Семена Львовича хватался за любую работу, только бы достать средства для папы.
«В кино он играл весельчаков, а в жизни, дома, часто был мрачнее тучи. Редко делился проблемами, все держал в себе. Семен Львович был окружен любовью семьи и внуков. Но иногда мы слышали по ночам, как он всхлипывает. В душе у него была пустота и одиночество от того, что друзья-актеры, с которыми в жизни многое было пережито, редко его навещали», — вспоминала Мария Полицеймако.
Летом 2009-го жена Фарады с сыном, невесткой и внучкой уехала на отдых на море: семье была необходима передышка. Семен Львович остался в Подмосковье с сиделкой. Вечером 20 августа сердце 75-летнего актера остановилось. Ко всему прочему, оказалось, что перед смертью из квартиры артиста украли сбережения, отложенные на лечение.
«Кто же мог подумать, что вместо радостной встречи, нам придется заниматься организацией похорон? На душе тяжело. Семена Львовича не стало. И, честно говоря, нам сейчас не до этих украденных денег», — сетовала невестка актера.
24 августа в Центральном Доме кино состоялась гражданская панихида, и в тот же день артиста похоронили на Троекуровском кладбище. Проститься с ним пришли родственники и многочисленные поклонники, для которых Семен Львович навсегда остался кумиром.
По материалам «КП», «АиФ».
Фото: Igor Gnevashev / Gennadiy Usoev / Anatoly Lomokhov / Legion-Media, кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», кадр из фильма «Формула любви», кадр из фильма «Процесс», кадр из фильма «Бременские музыканты и Со», Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)