Как истинная петербурженка, Ксения Раппопорт прекрасно разбиралась в искусстве, однако главным ее козырем в юности была способность к изучению иностранных языков. Она могла бы стать лингвистом, но, к счастью для зрителей, судьба вовремя открыла Раппопорт окно в мир большого кино.
С Ксенией с удовольствием сотрудничали итальянские, британские и российские режиссеры, театралы и кинематографисты. Но почему же в сердечных делах Раппопорт все складывалось не так гладко, как в профессии? 25 марта актрисе исполняется 50, а мы пытаемся разобраться в этом досадном несоответствии.
Бунтарка
Ксения родилась в интеллигентной ленинградской семье архитектора и инженера. С детства будущей актрисе не хотелось быть такой, как все, к примеру, вступать в комсомол она отказалась — прежде всего, потому что не желала заучивать даты съездов. «Цели выпендриться у меня не было — просто меня всегда интересует что-то другое, то, что в стороне, что не вписывается в программу. И я всегда сопротивлялась бессмысленным ограничениям», — подчеркивала артистка.
Ксюша посещала секции гимнастики и альпинизма, увлекалась рисованием и кукольным театром, а так как была в классе с углубленным изучением французского, то хорошо знала язык. В 14 Раппопорт отправилась за границу со сверстниками. Поездкой руководила партработница, которая иностранными языками не владела, а на русском умела лишь кричать. Автобус вез детей в город-побратим Ленинграда Гавр, но как только застрял в пробке в центре Парижа, наша героиня осознала, что надо немедленно выходить.
«Я обращаюсь к нашей партийной тетке с просьбой меня выпустить, а она кричит, что я сошла с ума. Тогда я поворачиваюсь к водителю и на французском говорю: „Мадам разрешила мне здесь выйти. Скажите, пожалуйста, название нашего отеля, я туда вечером приеду сама“. Он мне называет отель, открывает дверь, и, едва я успеваю выскочить, автобус трогается. Я на всю жизнь запомнила это потрясающее ощущение: я одна, у самого Нотр-Дама, с колотящимся от адреналина сердцем и тремя с половиной часами свободы!» — делилась актриса.
В юности Ксения начала переводить стихи, так что планировала серьезно заниматься французской лингвистикой. Все изменилось, когда Дмитрий Астрахан позвал 15-летнюю девушку сняться в картине «Изыди!» — Раппопорт решила стать актрисой. Она поступила в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, однако из-за сомнений в верном выборе предназначения бросала учебу раза четыре.
«Поступила на курс Вениамина Михайловича Фильштинского, со мной учились Хабенский и Пореченков, и сначала все казалось круто, а потом — скучно, и затем опять по тому же кругу. Мой мастер раз от раза заходил в деканат и просто говорил — давайте, возьмем ее, она опять пришла. Казалось, это вообще не мое призвание. А дошло дело до съемок — была уверена, что все сейчас увидят, что я самозванка, не своим занимаюсь — и с позором отправят восвояси», — откровенничала звезда.
Муза Торнаторе
Несмотря на неуверенность в собственных силах, Ксения покорила кинематограф, причем не только отечественный. «Цветы календулы» и «Всадник по имени Смерть» в фильмографии артистки соседствовали с англо-американской версией «Анны Карениной» и «Незнакомкой» легендарного режиссера Джузеппе Торнаторе. За роль эмигрантки из Восточной Европы Ирены актриса получила премию «Давид ди Донателло» в Риме.
«Во время нашей первой встречи я сказала, что говорю по-итальянски. Хотя это было неправдой. А они поверили и сценарий прислали на итальянском. Соответственно, понять, что в нем написано, я просто не могла. Но зато я посмотрела фильм Торнаторе „Простая формальность“ с участием Депардье и Полански. Картина меня потрясла. С режиссером Джузеппе Торнаторе я была готова отправиться в любое путешествие», — признавалась Ксения.
При этом основным местом работы актриса все же считала Академический Малый драмтеатр, в который устроилась по окончании вуза. На сцене она перевоплощалась в Нину Заречную из «Чайки», Елену Андреевну в «Дяде Ване», а позднее — в Гертруду из «Гамлета».
Роль в драме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» принесла актрисе призы «Кинотавра», «Белого слона» и «Золотого орла». Последняя награда досталась артистке также за сериал «Ликвидация». При этом съемки в Италии продолжались: за «Двойное время» Ксения получила «Кубок Вольпи» в Венеции. «Отец и незнакомец», «Нас четверо», «Невидимый мальчик» — на заграничных площадках Раппопорт чувствовала себя как рыба в воде.
Своей самой ценной наградой в 2014-м Ксения назвала полученную Санкт-Петербургскую независимую премию имени Владислава Стржельчика в номинации «Актер театра и кино». Впрочем, вероятно, актриса поспешила, ведь уже через год стала народной артисткой РФ.
«Дама пик», «Одесса», «Мама, я дома», «На близком расстоянии» — количество кинопроектов с участием артистки перевалило за 80. Кроме того, актриса вырастила достойную смену, ведь по ее стопам пошла и дочка, Аглая Тарасова.
Бизнесмен и режиссер
Ксению называют одной из самых загадочных актрис отечественного кино и театра, ведь распространяться о сердечных делах она не любит. Однако известно, что в 90-х артистка закрутила роман с предпринимателем Виктором Тарасовым, от которого родила дочку Дарью-Аглаю. Маму и наследницу они уже успели сыграть в картине «Лед».
Пикантный момент состоял в том, что Аглая закрутила роман с партнером по картине Милошем Биковичем, но вместо классического знакомства жениха с мамой случился курьез: в фильме «Мифы» Милош и Ксения репетировали постельную сцену. Так или иначе, Тарасова и Бикович разошлись, и вовсе не из-за Раппопорт.
Но вернемся к Ксении. Хотя сама она этого не комментировала, ходили слухи о ее бурном романе с театральным режиссером Эдуардом Бояковым. Екатерина Волкова открыто заявляла, что Раппопорт буквально увела у нее жениха. А ведь Волкова сама познакомила драматурга с подругой…
«Мы собирались делать спектакль «Свадебное путешествие», он сказал, что я не буду играть главную роль… И я ответила, что знаю актрису, которая могла бы сыграть эту роль, — делилась Екатерина в программе «Судьба человека» канала «Россия 1». — Мы поехали в Санкт-Петербург, где проходил фестиваль «Золотая маска». Мы все в красивых платьях, они знакомятся… Я уезжаю, а затем мне пошли звонки: «Катя, ты не переживаешь, что они часто видятся?» Женщины всегда чувствуют, когда у мужчины начинается роман… Ну, он же меня учил честности, поэтому я спросила: «Подожди, Эдик, у тебя роман?» Он ответил: «Да». И мы с дочкой стали складывать вещи».
Актер и ресторатор
Даже если Ксения и предприняла попытку построить отношения с Бояковым, вряд ли терпеть любвеобильность она смогла долго. Тем более что на горизонте появился новый мужчина — Юрий Колокольников. В 2011-м у Колокольникова и Раппопорт родилась дочка София, однако официально оформлять брак влюбленные не стали.
Весной 2015-го окружающие заговорили о разладе в паре: ранее трогательно говоривший о чувствах к гражданской супруге Колокольников пришел на премьеру фильма «Мама дарагая!» один. Ну а потом выяснилось, что влюбленные разошлись еще в 2014-м, и на смену Юрию пришел ресторатор Дмитрий Борисов.
Только в 2016-м в СМИ появилась новость о тайной свадьбе Дмитрия и Ксении. При этом инсайдеры, видевшие пару в заведении Борисова в Петербурге, говорили, что супруги ведут себя так, словно конфетно-букетный период у них в разгаре. Поклонники отмечали, что влюбленные наверняка отлично понимают друг друга, имея схожее прошлое: у ресторатора в Москве осталась дочь от первого брака с художницей Марией Севастьяновой, у актрисы подрастала малышка София.
При этом в 2018-м Ксению заподозрили в возобновлении отношений с Юрием Колокольниковым: вместе они позировали фотографам на премьере драмы «Лед», затем появилась информация, что Колокольников подарил Раппопорт дом в Италии. «Довольно долгое время они были в неопределенном состоянии — то ли вместе, то ли врозь. Наверное, наконец поняли, что созданы для друга. Мы с дедом даже боимся уже что-то предположить или лишнее сказать. У нас в семье так заведено: мы с супругом не лезем в личные отношения дочки и старшей внучки», — подчеркивала Ирина Борисовна, мама Ксении.
Но как же в эту историю вписывался муж-ресторатор? Как рассказали «СтарХиту» знакомые актрисы, в апреле 2019-го Ксения подала заявление о разводе и через месяц стала свободной женщиной. Связан был с этим раскладом Колокольников или нет, неясно, однако о воссоединении Юрия с матерью Софии окружающие уже не говорят. Более того — в декабре 2021-го артисту приписывали роман с 22-летней выпускницей ВГИКа Александрой Соловьевой.
Учитывая скрытность Ксении, зрители не надеются на признания о том, есть ли у нее возлюбленный. Под вопросом теперь и вектор развития карьеры: на фоне политических высказываний в феврале 2022-го и выступления в Великобритании на одной сцене с Чулпан Хаматовой Раппопорт коснулась культура отмены. Спектакль «Эйнштейн и Маргарита» потребовали запретить активисты, из попечительского совета фонда «Круг добра» артистку исключили, ну а недавно еще и ее имя убрали из титров фильма «Летучий корабль». Перемены актриса не комментирует, но поклонники уверены, что место под солнцем она найдет, ведь недаром стала музой итальянских режиссеров.