Юлия появилась на свет 8 июля 1965-го в творческой семье: папа Илья Рутберг основал театр «Наш дом» и первую в мире кафедру пантомимы и пластического искусства, ну а мама Ирина Суворова преподавала игру на фортепиано. Неудивительно, что с малых лет девочка занималась музыкой и развивала воображение благодаря отцовским сказкам.
«Сказки были не простые, а эксклюзивные — я их заказывала, задавала тему. Могла сказать: «Хочу сказку про карандаш и муравья» или «про луну и улитку»… И папа рассказывал и показывал, импровизируя на ходу! Меня водили по музеям, прививали любовь к живописи. Все это оказало свое влияние, и поныне я невероятная фантазерка. Образное мышление помогает не только в профессии, но и в любых соприкосновениях с миром», - признавалась Юлия Рутберг.
Детство у актрисы действительно было волшебным: в доме постоянно гостили знаменитые артисты. Александр Филиппенко полоскал с часто болевшей ангиной девочкой горло под джазовые композиции, Семен Фарада подарил малышке ночник с рыбками, чтобы она не боялась темноты. К миру звезд Юлия приблизилась, когда поступила в ГИТИС, а через пару лет перевелась в «Щуку». За какие же проекты Рутберг особенно полюбили зрители, а главное – кого по-настоящему полюбила она сама?
Театр и кино
Еще студенткой Юлия попала на площадку картины Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века». Вот только из массовки девушку быстро убрали: балетмейстер отметил, что она танцует не в ритм с другими. Актриса расплакалась, а Алла Ильинична ее поздравила: мол, по природе Рутберг — солистка, а не артистка кордебалета, что заметно сразу.
Возможность проявить себя Юлия получила после окончания «Щуки»: она стала актрисой Театра имени Вахтангова, которому служит по сей день. В 1997-м артистка получила за спектакль «Хлестаков» премию «Чайка», ну а в 2012-м удостоилась «Хрустальной Турандот» за главную роль в «Медее». Тем не менее звезда уверяла: ни одна награда не могла сравниться с поздравлением Юрия Яковлева после ее первого появления на сцене в водевиле «Два часа в Париже» — мэтр лично зашел в гримерку к дебютантке, чтобы поцеловать ей ручку.
Кино началось для Рутберг с эпизодов в «Приморском бульваре» и ленте «Руанская дева по прозвищу Пышка». Евгений Евтушенко позвал актрису в «Похороны Сталина», но в итоге без предупреждения переозвучил ее героиню, столкнувшись с гневной реакцией Юлии. У Владимира Мотыля артистка играла в «Расстанемся — пока хорошие», ну а режиссера «Каменской» Юрия Мороза звезда окрестила одним из главных своих учителей.
«После проб он сказал: «Прекрасно, моя дорогая… А теперь давай вместе посмотрим на экран». Оказалось, что на экране я гримасничаю так, как будто собираюсь в мультике сниматься, — вспоминала актриса. — Мороз говорит: «Ты замечательная театральная артистка, но кино — другое. Давай мы попробуем сделать средний план. И спрячь по максимуму мимику. Достаточно одного движения глаз — переведи взгляд с пола на камеру…» Раз попробовали, два. Режиссер продолжает: «Хорошо, молодец. А теперь крупный план, еще вполовину сократим эмоции…»
Предложений становилось все больше: Рутберг засветилась в «Империи под ударом», «Московских окнах», «Прощайте, доктор Фрейд!» Многим зрителям запомнилась ее эксцентричная героиня в сериале «Не родись красивой», другие полюбили актрису за образы Коко Шанель в «Осенних цветах», Анны Ахматовой в «Анне Герман» и Фаины Раневской в проекте «Орлова и Александров».
Помнят актрису и по телециклу «Субботний вечер со звездой» — то были своеобразные авторские документалки. Среди последних работ Рутберг — съемки в фильмах «Идентификация» и «Доктор Краснов», ну а сейчас в производстве находятся «Арбатские тайны» с ее участием.
Распавшиеся браки
У окружающих сложилось ощущение, что Юлию привлекают ловеласы. Так, первым мужем актрисы стал Александр Кузнецов, который уже успел развестись с сокурсницей Людмилой Собко. Поначалу брак Рутберг и Кузнецова казался вполне счастливым: у пары родился сын Гриша, со стороны семья выглядела благополучной. Взаимопонимание исчезло, когда в 90-е Александр решил покинуть страну.
«Она отказалась жить со мной в Америке, куда я собирался переезжать. Юля приехала, посмотрела, сказала: «Нет, я русская актриса, хочу работать в русском театре». Несмотря на развод, с Юлей мы остались в прекрасных отношениях, у нас сын, который подарил нам любимого внука», — делился в 2012-м звезда фильма «Джек Восьмеркин — «американец».
Позднее Григорий подарил родителям еще и внучку Николь, но вернемся к личной жизни самой Юлии. Однажды на подготовке к капустнику в Доме актера она встретила Алексея Кортнева, поразившего ее новаторскими идеями. Восхищение оказалось взаимным, и вскоре музыкант бросил первую жену Ирину Богушевскую. «Наша с ней семейная жизнь к тому времени совершенно зачахла, мы и так собирались расстаться, поэтому Юля лишь ускорила развитие событий», — оправдывался впоследствии Кортнев.
Отношения с Алексеем растянулись почти на 10 лет, однако в брак так и не вылились: по словам Кортнева, оба не хотели вновь ставить штампы в паспортах, да и о совместных детях не говорили ни разу. Музыкант называл союз «амбулаторной семьей», сравнивая сожительство с ситуацией, когда получаешь в клинике лечение и уходишь.
Впоследствии Алексей не скрывал, что во время фактического союза с Рутберг у него завязался роман с Еленой Ланской. Девушка забеременела и решила оставить ребенка, от чего певец ее не отговаривал. «Наши отношения с мамой Никитенка получились очень запутанными, ведь, несмотря на рождение сына, я продолжал жить с Юлей, при том что основная составляющая семейной жизни у нас неумолимо стала сходить на нет. Постепенно нам обоим стало понятно, что пора уже перестать изображать любовников, и мы разошлись…» — пояснял Кортнев.
В какой-то момент любовь скатилась в добрососедство, и Алексей честно предложил Юлии остаться друзьями. Правда, когда еще певец жил с актрисой, он познакомился с гимнасткой Аминой Зариповой, так что фактически ушел от Рутберг к будущей жене. «Формально это уже был излом в наших отношениях, я просто поставил в них точку», — подчеркивал Кортнев.
Перемены во всем
«Ловеласом номер три» в списке Рутберг стал Анатолий Лобоцкий — от Надежды Смирновой актер ушел к Елене Мольченко, ей изменял с Натальей Гундаревой, потом женился на простой девушке не из звездной среды, а затем и на ведущей Ольге Ибрагимовой. Несмотря на репутацию сердцееда, Юлия решилась создать с ним семью. Возможно, артистке удалось бы заставить донжуана остепениться, если бы не загруженность на работе и болезнь отца.
Поначалу пару разлучали только гастроли, но когда Илья Рутберг слег с раком мочевого пузыря и больным сердцем, Юлия стала пропадать дома у папы. Актеры постепенно отдалялись друг от друга, пока не расстались окончательно. С тех пор Рутберг больше не приоткрывала завесу личной жизни, а вот о том, что так и не примирилась со смертью отца, говорила часто.
В последнее время поклонники все чаще говорят о том, как изменилась актриса. Юлия всегда настаивала, что против хирургического вмешательства и планирует стареть естественно и красиво, однако еще семь лет назад ее заподозрили в отступлении от этих убеждений.
Когда в 2022-м Рутберг пришла в «Секрет на миллион», зрители решили, что если дело не в операциях, то в злоупотреблении филлерами — слишком уж неузнаваемыми стали черты лица звезды, называвшей себя женщиной с «сомнительной внешностью». Что ж, даже если так, то таланта у Юлии Рутберг с годами точно не убавилось.