Чемпионка мира и Европы, старший тренер женской сборной СССР, общественный руководитель Союза спортсменов России — о профессиональных заслугах Ларисы Латыниной мы наслышаны, но как насчет семейной жизни?
Гимнастке пришлось столкнуться с ужасами войны, потерять отца, скрывать беременность, чтобы участвовать в соревнованиях… 27 декабря Ларисе Семеновне исполняется 87, и мы рассказываем, какой ценой ей достались почетные титулы и звания и что оказалось дороже медалей.
Заряжена на успех
Лариса Дирий появилась на свет в украинском Херсоне, в простой семье. Малышке не исполнилось и года, когда папа оставил ее, взвалив заботы о ребенке на плечи жены Пелагеи Барабанюк, работавшей уборщицей и сторожем. Незадолго до войны мужчина прислал бывшей супруге письмо, где просил принять его обратно. Мама Лары согласилась, но воссоединения так и не случилось: отец гимнастки погиб под Сталинградом.
Детство девочки отравила война. «Я помню, как в нашем городе стояла виселица, и на ней фашисты вешали людей. Еще помню, как людей гнали из города такими большими колоннами. Они были голодные, поэтому женщины кидали им хлеба, овощей. Когда несчастные пытались взять еду, фашисты ранили их штыками. Я не могу это вспоминать, это было ужасно», — признавалась Лариса Семеновна в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Жизнь более-менее нормализовалась, когда Ларе было 11. В тот период мысли подростка занимала хореография — Лариса Дирий мечтала стать балериной. Через год танцевальная студия закрылась из-за недостатка финансирования, какое-то время Лариса репетировала в клубе мореходного училища, ну а потом в ее мир ворвалась гимнастика.
Увидев тренировку старшеклассниц, Лара напросилась в группу Михаила Сотниченко. Оказалось, у девочки имелись задатки: она быстро обогнала всех подружек, что пришли в секцию раньше. Чтобы подопечная не зазвездилась, Сотниченко старался спускать ее с небес на землю после каждой победы. Впрочем, Лариса и не думала надевать на голову корону: она просто хотела выигрывать.
Девушка добивалась успеха во всем, за что бралась — окончила школу с золотой медалью, поступила в Киевский политех, вошла в сборную СССР. Вот только вуз пришлось оставить, потому что преподаватели не делали поблажек, когда спортсменка летала на соревнования за границу. Лариса отдала документы в институт физкультуры, где ее точно могли понять и поддержать.
Ранний брак
Несмотря на то, что гимнастка была намерена построить головокружительную спортивную карьеру, замуж она вышла довольно рано. Еще в школе за девушкой ухаживал курсант мореходного училища Иван Латынин. Маме Ларисы парень очень нравился, так что она всеми силами старалась сохранить отношения молодых людей: присылала Ивану письма, если вокруг Лары начинали виться другие поклонники, приглашала в гости.
В 1955-м за гимнасткой приударил один спортсмен, и Пелагея Анисимовна испугалась не на шутку: тут же вызвала Латынина из командировки и начала требовать, чтобы молодые люди расписались. Лариса любила маму, а Ваня, в общем-то ей нравился, так что свадьба состоялась.
«В принципе, мы с моим Иваном Ильичом жили нормально. Я все время пропадала на сборах и соревнованиях. Когда домой приезжала, мы в общем-то хорошо общались. Какой-то страшной любви не было, но то школьное увлечение, которое переросло в наш брак, я старалась сохранять», — признавалась спортсменка.
История появления дочери пары на свет достойна отдельного рассказа. Незадолго до триумфальной победы на Олимпиаде в Мельбурне Лариса отправилась на сборы под Ташкентом. Рядом с базой отдыха протекала река Басу, и когда спортсмены играли в футбол, мяч то и дело улетал в воду. Несмотря на холод, Латынина несколько раз нырнула за снарядом, после чего застудила придатки.
«Обнаружили сильный воспалительный процесс и на одной трубе — опухоль примерно с куриное яйцо. Мной начал заниматься профессор Лурье. Я лежала полтора месяца в клинике. Во время выписки меня поздравили, что все, так сказать, рассосалось. Но! У него остались сомнения — смогу ли я забеременеть. Впрочем, он не озвучил их ни мне, ни супругу. Вдруг через год у меня задержка — один месяц, второй, я в ужасе. Прихожу к Лурье в клинику, он меня посмотрел и весь аж просиял: «Я тебя поздравляю, ты беременная!» А я — в слезы. Он: «Что ты, дура?! Чего плачешь? Я тебе не говорил, но очень боялся, что ты не сможешь иметь детей. И вот — такое счастье!» Я говорю: «Да! Но у меня через два месяца чемпионат мира!» — вспоминала Лариса.
Доктор заверил гимнастку, что она молодая и сильная, поэтому сможет выступать на соревнованиях. Правда, информацию об интересном положении пришлось скрыть и от тренера, и от мамы, знал о скором прибавлении в семье лишь супруг Латыниной. Чемпионат мира в Москве Лариса в итоге выиграла, а через пять месяцев, в декабре 1958-го, родила здоровую дочку Татьяну.
Спустя два месяца после появления ребенка на свет гимнастка вернулась к тренировкам. Восстановление шло тяжело, но уже летом Лариса участвовала в спартакиаде. С дочкой сидела Пелагея Анисимовна, да и Иван неплохо управлялся с малышкой.
Латыниной казалось, что в ее браке все в порядке до тех пор, пока не изменился спортивный график: чем дольше женщина бывала дома, тем четче осознавала, насколько они с супругом разные люди. Многое начало напрягать и раздражать Ларису, появились и подозрения, что муж ей не верен. Однако инициатором разрыва стала сама гимнастка: по собственному признанию, она ушла от супруга к человеку, о котором теперь не хочется и вспоминать.
Большая ошибка и долгожданное счастье
«Это мужчина, которого я сначала любила. Он меня потряс своим умом, удивительной памятью, тем, как за мной ухаживал, — всем, чего я не видела со стороны мужа. И я по-женски поддалась, а потом очень тяжело за это расплатилась в жизни. Лучшие годы — где-то с 36 до 46 лет — ушли в никуда. Были очень сильные переживания — и предательство, и обида, и унижение. Ни одной женщине такого не пожелаю. Для себя я эти годы из жизни вычеркнула и никогда в них не возвращаюсь. Слава Богу, гимнастика меня в это время спасла. Я целиком и полностью посвятила себя тренерской работе, подготовке нашей сборной команды», — откровенничала спортсменка.
Впрочем, одиночество тренера не накрыло, ведь даже когда Ларисе Семеновне исполнилось 50, поклонники у нее имелись. Другое дело — истинная любовь. Но и тут Латыниной повезло: незадолго до 51-го дня рождения она поехала на базу отдыха «Вороново», где встретила главного инженера завода «Динамо» Юрия Фельдмана. Мужчина предложил научить новую знакомую теннису, и она сама не заметила, как влюбилась.
Вот только Фельдман был женат, что при учете его должности и причастности к партии — катастрофа. «Роман наш продолжался года три. Понимаете, нас не покидало чувство, что мы друг другу посланы Богом и никуда от этого не деться. Когда Юра объявил о том, что подает на развод, его вызвали на партийное собрание, стали там терзать. Он перешагнул через все это и в один, я считаю, прекрасный день пришел ко мне с чемоданчиком. Явился и говорит: «Я насовсем». Примечательно, что я у него третья жена, как и он у меня — третий муж», — делилась Лариса Семеновна.
Мужа Латынина считала главной наградой в жизни. Вместе они воспитывали внуков от прошлых отношений, перебрались за город, где устроили свою маленькую ферму. Юрий Израилевич дослужился до директора завода, а позднее стал членом Академии электротехнических наук РФ и главой попечительского совета школы спортивной гимнастики, созданной женой в Обнинске.
«Я считаю, что все вернется на круги своя, и Россия будет лидером мирового спорта. Мы очень спортивная нация, у нас строится много современных спортивных объектов. Например, я часто навещаю гимнастическую школу в Обнинске, которая носит мое имя. Мы многое сделали для того, чтобы восстановить ее, и сегодня в этой школе занимаются больше тысячи юных спортсменов. Теперь хотим построить в Обнинске большой спортивный дворец», — рассказывала Латынина о своем проекте.
Более 30 лет супруги прожили вместе, но в прошлом году Юрия Израилевича не стало. «Хотя меня никто никогда не носил на руках, я прожила счастливую жизнь. Единственное, что сейчас меня угнетает, это потеря моего мужа, любимого и дорогого человека — Юрия Фельдмана, который ушел из жизни в прошлом году. Без него я не могу быть счастливой», — признавалась Лариса Семеновна.
По материалам «
Фото: Legion-Media, Getty Images, Дедов/РИА Новости, личный архив