28 сентября 1952-го в голландском Утрехте появилась на свет очаровательная малышка Сильвия Кристель. Вот только заботиться о ней родители, владевшие гостиницей, не особо стремились. В четыре годика чувствовавшая себя брошенной девочка села в поезд и укатила в неизвестном направлении. К счастью, пассажиры сумели выяснить, откуда крошка.
В биографии будущей актрисы немало темных страниц: в девять ее едва не изнасиловал постоялец отеля. Тетка вовремя спустилась в холл и спасла девочку – от физического воздействия, но не от психотравмы. В 10 раскрепощенный ребенок уговорил сестру станцевать на барной стойке нагишом. Бабушка же, наблюдавшая за распущенностью внучки, заклеивала в доме зеркала, чтобы подросток не страдал нарциссизмом часами.
Ко всему прочему, родители Сильвии любили заложить за воротник, да и саму девочку в раннем возрасте «успокаивали» сахаром, смоченным коньяком. В 11 Кристель отдали в интернат при католической церкви, где она еще острее осознала одиночество — других воспитанниц мамы и папы забирали на выходные лично, наша же героиня добиралась поездом. Но как же из брошенной всеми девушки получилась звезда эротического кино?
Модель и актриса
Сильвия хорошо училась, поэтому после интерната ее отправили в Сидней в протестантскую семинарию. Не успела девушка привыкнуть к новым условиям жизни, как ее настиг удар — отец ушел от матери к любовнице. Как впоследствии признавалась Кристель в интервью, именно желание привлечь внимание бросившего семью папы заставило ее окунуться в шоу-бизнес.
Правда, сперва девушка успела побыть официанткой, секретаршей, сиделкой, продавщицей и мойщицей машин на бензоколонке. В какой-то момент Сильвия осознала силу своей привлекательности и ушла в модели. После завоевания титула «Мисс телевидение Европы» красавицу стали звать в кино — «Франк и Ева», «Из-за кошек», «Обнаженная за забором». Ну а выигрышным билетом для Кристель оказалось знакомство с Жюстом Жакеном.
Фотограф, редактор, скульптор — Жакен перепробовал массу профессий, но не преуспел ни в одной. В режиссуру он вошел с необычной идеей, ведь взялся за фильм «Эммануэль», от которого отказались более удачливые коллеги. Продемонстрировать женщину нового типа, свободную от предрассудков, показалось Сильвии интересным, но вряд ли она ожидала такого резонанса, что вызвала эротическая картина.
Реклама фильма, где обнаженная актриса сидела в плетеном кресле, провисела на Елисейских полях 13 лет, а в одном из парижских кинотеатров картину крутили на протяжении 11 лет. При этом отца артистки эротическая лента привела в ужас: он даже потребовал, чтобы дочь сменила фамилию. Зато поклонники заваливали Сильвию письмами и подарками, да и зрительницы благодарили ее за новый взгляд на равноправие.
Кристель снялась в шести официальных сиквелах проекта и еще в нескольких вольных продолжениях темы. Играла она и в других лентах, правда, режиссеры продолжали ассоциировать эффектную женщину с Эммануэль, давая ей подобные образы. «Алиса, или Последний побег», «Любовь в вагоне первого класса», голливудский фильм-катастрофа «Аэропорт 79» с Аленом Делоном — многие назвали бы карьеру актрисы успешной.
В 80-х артистка снялась в «Любовнике леди Чаттерлей», «Частных уроках», «Мате Хари», появилась в «Красной жаре» и телепроекте «Казанова». В 90-х она играла в сериале про Эммануэль, не получившем теплых откликов ни от зрителей, ни от критиков. Ну а в нулевых актрису чаще звали в камео и эпизоды проходных картин.
Любовница президента
Ни гонорары, ни поклонники по всему миру не принесли Сильвии простого женского счастья. Более того — впоследствии знакомые злословили, что актриса пошла по пути Эммануэль, фактически превратившись в ее распущенную копию. Сама артистка говорила о себе, что «ничем, кроме любви, никогда в жизни не интересовалась».
Первым мужчиной, с которым у звезды случились серьезные отношения, стал детский писатель из Бельгии Хюго Клаус. Влюбленные провели вместе пять лет, а в середине 70-х стали родителями сына Артура. Съемки в сиквелах «Эммануэль» отрывали женщину от материнства, а когда мальчику исполнилось шесть, он отправился в учебное заведение закрытого типа, так что виделся с Кристель лишь по праздникам — выходит, собственный ребенок рос не менее одиноким, чем Сильвия.
Союз с писателем распался из-за измен и зависимостей актрисы — поговаривали, что для раскрепощения на съемках она не то пила шампанское, не то принимала наркотики, и с годами пагубные пристрастия только усугубились.
Уже будучи зрелой дамой, Сильвия с легкостью откровенничала о любовниках. «Был английский актер — очень красивый, но со сложным характером. Был американский муж, с которым мы зарегистрировались официально. Был француз — Филипп Бло, тоже официальный муж. И еще были… Всех не помню. Мой статус европейской звезды дал мне возможность заводить романы, приобретать богатый сексуальный опыт. У меня было не так уж много партнеров — не больше 50. Я спала с Роже Вадимом, Уорреном Битти, Аленом Делоном, со многими другими знаменитыми мужчинами. Во время особо скучных съемок закручивала романы с кем попало — с техниками, осветителями», — признавалась актриса.
При этом артистка умалчивала о романе с президентом Франции Валери Жискаром д’Эстеном, хотя о нем знала вся страна. Интрижка закрутилась еще до вступления мужчины в высокую должность, ну а в дальнейшем Сильвия не только приглашалась на официальные приемы и заграничные поездки, но и могла быть на мероприятиях хозяйкой.
«Сильвия не жила в Елисейском дворце. В этом не было необходимости, — вспоминал один из старых друзей президента. — Валери не скрывал своих отношений с Сильвией, впрочем, как и с другими своими пассиями».
В долгах и болезнях
История Кристель с Валери закончилась банально: отношения стали тяготить обоих, и постепенно они переключились на других любовников. На самом деле чем дальше, тем печальнее становилась судьба Кристель: Алан Тернер развелся с ней спустя полгода после свадьбы, а когда актриса укатила в Голливуд с Иэном Макшейном, в ее жизнь вошло домашнее насилие, из-за которого она потеряла ребенка.
«Известность повлияла на меня отрицательно, хотя у славы были и преимущества: деньги, выгодные знакомства, дорогие отели, рестораны, яхты, виллы. Но я чуть было не превратилась в наркоманку. Принимала кокаин по грамму в день. Пережила тяжелый период банального запоя», — сетовала звезда.
Третий муж актрисы, Филипп Бло, оказался не только альфонсом, но и игроманом — все сбережения звезды и ее недвижимость в Париже, Сен-Тропе и Лос-Анджелесе ушли на погашение долгов француза. От депрессии и позора артистка улетела в Амстердам, где начала искать утешение в живописи. Но хотя картины Кристель продавались, гонорары тут же шли коллекторам и кредиторам…
Актриса так и не сблизилась с сыном, которого променяла на покорение Голливуда: мальчик вырос с тетей, пробовал себя в кино, но в итоге занялся кофейным магазином родственницы. Именно наследнику Сильвия посвятила автобиографию «Обнаженная», где откровенно рассказала обо всех ударах судьбы.
Одинокая и забытая, Кристель все меньше следила за здоровьем. С учетом, что курила она с 11 лет, к 2003-му у актрисы развился рак гортани. Известие о недуге заставило Артура сблизиться с мамой, чему она была несказанно рада.
35 сеансов облучения дали результаты. В ремиссии Сильвии изменила образ жизни, перестав пить и курить. К сожалению, в 2009-м у нее обнаружили метастазы в печени, ну а в 2012-м после очередного курса химиотерапии 60-летнюю «Эммануэль» сразил инсульт.