В 40-е Людмила Целиковская обрела такую известность и любовь публики, что солдаты шли в бой с ее именем на губах. Актрису называли «девушкой с лучистым взглядом»: она казалась зрителям светлым человеком. В реальной жизни Людмила Васильевна действительно много шутила, была легка в общении, всегда сохраняла оптимизм. Это качество здорово пригодилось артистке, когда ее слава начала угасать.
Она полностью отдавалась игре на сцене и с тем же рвением бросалась в омут любви. Актриса четыре раза выходила замуж, а если собиралась уйти — сразу сообщала об этом избранникам, так как не терпела лжи. После смерти последнего супруга артистка прожила 16 лет с Юрием Любимовым. Почему же спустя столько лет режиссер предал Людмилу Целиковскую, и с кем она была по-настоящему счастлива?
ЛИЦЕДЕЙКА И ХОХОТУШКА
Людмила Васильевна появилась на свет в теплой Астрахани в семье оперной певицы и дирижера. Девочка страдала лихорадкой, и врачи посоветовали родителям перевезти ее в город с другим климатом. Так будущая актриса оказалась в Москве.
Несмотря на регулярные уроки музыки, Людмила Целиковская так и не смогла стать хорошей пианисткой. Гораздо больше ее привлекало лицедейство — вместе с друзьями девочка выходила на улицу и изображала нищенку, прося подаяния. Мама не отругала ребенка за хулиганство, а поступила мудрее: отвела Люсю в театр имени Вахтангова к Рубену Симонову, чтобы тот дал профессиональную оценку ее актерскому таланту. Родительница не ошиблась — задатки у дочки действительно имелись.
При поддержке родителей Целиковская поступила после школы в Щукинское училище. Первую роль она сыграла, будучи студенткой, дебютировав в «Сердцах четырех». Одновременно артистка снималась в картине «Антон Иванович сердится». Легкая на подъем, веселая, беспечная — она была прекрасной партнершей по площадке.
С началом войны Людмиле Васильевне пришлось эвакуироваться из столицы. Ленинград, Омск, Алма-Ата — она часто переезжала. А в 1945-м актрисе выпал шанс поработать с Сергеем Эйзенштейном в ленте «Иван Грозный». Из-за этого фильма Целиковская чуть не лишилась возможности играть на сцене: она неудачно попыталась совместить съемки с занятостью в театре имени Вахтангова и только благодаря письму Эйзенштейна была восстановлена в учреждении после позорного исключения.
Людмила Васильевна хотела играть в драме, но это редко удавалось: режиссеры видели в ней хохотушку из музыкальных комедий. Пожалуй, самыми серьезными ролями в кинокарьере Целиковской стали персонажи из «Ивана Грозного» и «Повести о настоящем человеке».
Громкую славу принесла ей «Попрыгунья». Картина получила «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. Хорошо или плохо, но с этого момента артистке еще активнее предлагали амплуа веселых простушек.
Разочаровавшись в кино, Целиковская посвятила себя театру. Ее последней работой на большом экране стало участие в картинах «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» и «Репетитор» в 80-х.
Годами актриса переживала из-за отношения к ней властей: ее роли называли наивными и безыдейными. Зато простые зрители Людмилу Васильевну обожали. Каждый советский парень заявлял, что мечтает жениться на Людмиле Целиковской. Однако сердце звезды не бывало свободным.
В РОЛИ ЖЕНЫ
Актриса была так популярна, что девушки делали прически, как у нее, а малознакомые юноши чуть не с порога предлагали руку и сердце. Людмила Васильевна постоянно отказывала поклонникам, ждала, когда встретит подходящего человека. Ее первой любовью стал старшекурсник Юрий Алексеев-Месхиев, но студенческий брак долго не продержался: артистка подала на развод, а вскоре снова вышла замуж, на этот раз за писателя Бориса Войтехова.
На съемках «Воздушного извозчика» у Целиковской вспыхнули чувства к Михаилу Жарову. Коллега был почти на 20 лет старше и, как и юная актриса, женат. Но любовь оказалась сильнее условностей, во что бы то ни стало, артисты решили воссоединиться. Развод с прежними супругами дорого стоил: Жаров угодил в клинику на полтора месяца из-за проблем с сердцем, а Войтехов сыпал угрозами и обещал отомстить.
Впоследствии Людмила Васильевна называла два первых брака ошибкой, а вот про Михаила Жарова говорила с теплотой. Однако ни крепкие чувства, ни общие интересы не спасали отношения, трещавшие по швам. Через пять лет Целиковская познакомилась с архитектором Каро Алабяном, что добавило масла в огонь.
На второй встрече архитектор заявил актрисе, что та станет его женой. Очарованная смелостью нового знакомого, Целиковская ушла от Жарова. Убитый горем артист пытался уговорить супругу остаться с ним, даже купил в подарок черный жемчуг. Но Людмила Васильевна твердо ответила, что любовь дороже драгоценностей. Благодаря Каро Алабяну она исполнила давнюю мечту — стала мамой.
Безоблачная совместная жизнь Целиковской и Алабяна длилась недолго: впав в немилость властей, Каро Семенович чудом избежал ареста и был вынужден уехать в Армению. Через пару лет он смог вернуться, получил работу. Семье предоставили квартиру. Казалось, все наладилось, как вдруг новое испытание обрушилось на Людмилу Васильевну — болезнь сына Александра.
«Мама бросила театр, кино. Всю себя отдавала борьбе за мою жизнь. И лишь через много лет узнала, насколько это страшный диагноз, полиомиелит. «Узнала б раньше — выбросилась бы с балкона», — признавалась она. К счастью, у меня оказалась редкая форма, которую удалось вылечить. А в 1959 году от рака легких умер отец, всю жизнь дымивший как паровоз», — делился Александр Алабян.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
Смерть четвертого мужа стала ударом для артистки. В тяжелые времена ее поддерживал друг супруга Анастас Микоян и актер и режиссер Юрий Любимов. Оказалось, последний питал чувства к звезде. Вместе они играли в картине «Беспокойное хозяйство», а в театре исполняли роли Ромео и Джульетты, хотя давно вышли из возраста персонажей. Впоследствии коллеги шутили: Любимов и Целиковская переписали Шекспира, начав жить вместе.
На этот раз Людмила Васильевна не спешила в загс. Брак был гражданским, что никак не умаляло чувств актрисы к режиссеру. Пара поселилась в квартире Целиковской. Вскоре апартаменты превратились в «штаб» Театра на Таганке: радушная хозяйка принимала у себя представителей творческой интеллигенции, обсуждала предстоящие спектакли, перерабатывала сценарии.
Целиковская прожила с Любимовым 16 лет, не обращая внимания на слухи о его бесконечных романах на стороне до тех пор, пока избранник сам не признался в измене.
Разрыв с Любимовым тяжело дался актрисе. Возможно, Целиковская разочаровалась в отношениях, ведь больше никому не позволила завоевать ее расположение. Людмила Васильевна часто повторяла, что, если бы не умер Каро Алабян, она была бы счастлива до конца дней.
В 1989-м у Людмилы Целиковской обнаружили рак. Она медленно угасала, а в последние годы почти не выходила из дома, страдая от невыносимой боли. В 1992-м актриса скончалась в своей квартире на Новинском бульваре, где прожила почти 40 лет.
Сын похоронил артистку рядом с могилой отца-архитектора. Многие пришли проститься со звездой «Попрыгуньи», и Александр был обескуражен, когда не увидел на церемонии последнего возлюбленного матери. «Она отдала Любимову прекрасные годы жизни. А он в одночасье оставил ее ради молоденькой и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны», — негодовал Алабян-младший.
Александр часто вспоминает родительницу. «Пока могла, мама выходила на сцену, — восхищался он силой духа актрисы. — Несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. До конца своих дней».
По материалам «АиФ», Biography-Life.
Фото: кадр из фильма «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад», Legion-Media, кадр из фильма «Репетитор», кадр из фильма «Воздушный извозчик», кадр из документального фильма «Больше, чем любовь. Людмила Целиковская» канала «Россия. Культура», кадр из фильма «Беспокойное хозяйство»