Елена Прудникова появилась на свет в Ростове-на-Дону в семье казака из станицы Морозовской. В жилах девочки текла и французская кровь: прадед Оноре Йоль заразился идеями Бакунина и Герцена и после разгрома Парижской коммуны перевез в Россию близких. Во время революции европейцы вернулись домой, только бабушка Лены Катерина осталась и вышла замуж за сотрудника Новочеркасского банка.
Мама Прудниковой трудилась медсестрой, сестра Люда – стала экономистом. А вот Елена с детства знала, что свяжет судьбу с творчеством. В 10 она пошла в студию Тамары Ильинской при ростовском Доме пионеров, а на сцену впервые вышла в роли Герды из «Снежной королевы». Обладательницу звонкого высокого голоса приглашали читать стихи на телевидение, так что папа ею гордился.
Неудивительно, что после выпускного девушка решилась уехать в Москву. Она легко поступила в Школу-студию МХАТ, но получив диплом, попала по распределению в театр Ростова. Вернуться в столицу Прудниковой помог друг, студент ГИТИСа Анатолий Васильев: вместе они разучили два отрывка, благодаря которым Елену приняли в «Таганку» Юрия Любимова. Но легко ли звезда спектакля «Гроза» нашла личное счастье? 19 мая актрисе исполняется 75, и самое время вспомнить ее историю.
Юношеский брак и первые роли
Самые яркие влюбленности обычно настигают девушек в студенчестве, но Прудникову в Ростове ждал молодой человек. Отношения затянулись, и Елена засомневалась, стоит ли связывать судьбу с кавалером. Но не выйти за него замуж было уже как-то неудобно, поэтому после окончания вуза влюбленные все же расписались.
«В Ростовском театре драмы имени Максима Горького отработала два года, играла главные роли и постоянно, как чеховские сестры, рвалась в Москву. Да и семейная жизнь стала как-то раздражать: все, что мне представлялось важным, не вызывало у мужа никакого энтузиазма. Ему хотелось просто меня любить и жить обычной жизнью. Он был приличным человеком, ничего дурного мне не сделал. Но через какое-то время после моего переезда в Москву мы расстались», - отмечала актриса.
Артистка играла в Театре Таганки и чувствовала себя по-настоящему счастливой: несмотря на возвращение со съемок ведущей актрисы Зинаиды Славиной, ей доверили играть Катерину из «Грозы» вторым составом, а потом дали роли в «Антимирах», «Деревянных конях», «Добром человеке из Сезуана».
Прудникову восхищал коллектив, где Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Валерий Золотухин и Вениамин Смехов хвалили ее работы и поддерживали. Спустя годы Смехов даже признался, что в театре все поголовно были влюблены в Елену. Однако во время одной из чисток актрису, поддержавшую Анатолия Эфроса, уволили, и она устроилась в Театр на Малой Бронной.
Дела на сцене складывались не совсем так, как хотелось артистке. Ролей давали немало, однако царила на подмостках муза Эфроса Ольга Яковлева. Несмотря на противостояние и склочный характер соперницы, Прудникова отдала Театру на Малой Бронной 36 лет, после чего ушла на заслуженный отдых.
Впрочем, многие зрители запомнили ее по ролям в кино, а вовсе не сценическим образам. Первую значимую героиню актриса сыграла в картине «Берега», затем перевоплотилась в Лотту Фишбах в «Варианте «Омега», ну а Катя Татаринова из «Двух капитанов» и вовсе стала визитной карточкой звезды.
Главная любовь
В 23 Прудникова сыграла ключевую роль в картине «Исполняющий обязанности», и на премьере в Доме кино к режиссеру Ирине Поволоцкой подошел коллега Андрей Смирнов и спросил об актрисе. Знакомство не привело ни к каким последствиям, ведь в тот момент Елена была замужем, да и Андрей состоял в браке с Натальей Рудной.
Спустя два года, когда режиссер и актриса встретились в компании знакомых на футбольном стадионе, ситуация в корне изменилась. «Смирнов тогда был центром сплетен в нашем кругу — жена бросила его с двумя детьми. Да какая мне разница? Делать все равно нечего, тоска зеленая», - отмечала артистка, пресекая этой фразой кривотолки об «угоне» Андрея Сергеевича.
Дела у обоих обстояли хуже некуда: режиссеру «Белорусского вокзала» не давали выпустить фильм «Осень», ну а актрису только выгнали из «Таганки». Товарищи по несчастью начали встречаться, и Смирнов пустил в ход все свое обаяние, одаривая звезду букетами и читая ей по телефону стихи. К тому же дочка постановщика Дуня Смирнова при встрече прямо сказала артистке, что ей стоит выйти замуж за папу – как тут откажешь? Правда, Наталья Рудная вскоре забрала у него и девочек, и квартиру на Беговой.
Несмотря на неустроенность, влюбленные были счастливы, ведь для обоих второй брак стал наградой. Смирнову наконец дали выпустить «Осень», в 1979-м он снял фильм «Верой и правдой», ну а после – прервал режиссерскую деятельность более чем на четверть века – из-за несогласия с политикой цензуры.
Зато режиссер продолжал писать сценарии и снимался в кино — к примеру, в картине «Идущий следом» засветился вместе с Еленой. К тому времени они уже растили дочку Аглаю. «Когда Глане исполнился год, мы наконец получили квартиру, тут же ее обменяли и переехали на Никитский бульвар. Мы договорились, что в нашем доме не будет ничего, что напоминало бы о трех вещах: кино, театре и советской власти. Никаких афиш — ни театральных, ни киношных. Будем „косить“ под обстановку квартиры дореволюционного профессора университета», — отмечала артистка.
Однажды в дом постучалась 13-летняя Дуня, которая предпочла жить с папой и его новой семьей. Вместе Прудникова и Смирнов переживали все проблемы, что были связаны с переходным возрастом девочек – сперва Дуни Смирновой, а потом и Аглаи. Но взрастили супруги и еще одно детище – творческое.
«Жила была одна баба»
«Пришли новые времена — горбачевская Перестройка. Для нашей семьи это было самое счастливое время. С полки достали картину Андрея «Ангел», повторно выпустили «Осень», по театрам пошли «Родненькие мои» и неплохо нас кормили. Мы впервые избавились от долгов. Вскоре Андрей возглавил Союз кинематографистов. Интерес к России был огромен, мы стали много ездить по миру — в советские времена его, как Андрей говорил, дальше Малаховки не пускали», - вспоминала Прудникова.
После рождения дочки Елена поставила карьеру на паузу, а когда спросила мужа, чем бы ей заняться, тот посоветовал учить английский. Рекомендация пригодилась, когда Прудникову позвали сниматься в фильм Вима Вендерса «Когда наступит конец света» - она стала первой русской артисткой, которую не дублировали.
Вскоре 41-летняя актриса узнала, что беременна. Это одновременно пугало и казалось чудом, так что в 1991-м на свет появился сын пары Алексей. В шесть у ребенка заболела ножка, и ему поставили страшный диагноз – «Болезнь Пертеса», при которой система кровообращения не поспевает за ростом суставов. Мальчик мог остаться хромым на всю жизнь, но многоступенчатое лечение и поездки в санаторий сделали так, что недуг отступил. «Господь был ко мне милостив. Дважды он даровал мне удачу — когда встретила Андрея и когда выздоровел сын», - заключила Прудникова.
Супруги еще не раз снимались вместе – в «Красной стреле», сериалах «Право на защиту», «Садовое кольцо», «Химера». Когда же режиссер задумал драму «Жила-была одна баба», Елена не просто поддержала его, а стала сопродюсером фильма. Картина собрала массу наград, а окружающие заключили, что именно жена вдохновила Смирнова на подобную историю, ведь в ее жилах течет казачья кровь.
История повторилась и с «Французом»: Смирнов выступил режиссером, ну а Прудникова — сопродюсером картины. Все, кто знает пару, уверены — вместе артисты способны свернуть горы, ведь абсолютно уверены в талантах друг друга.