21 сентября Виктору Вержбицкому исполняется 61, и сегодня его знают как талантливого актера. Но так было не всегда: поначалу артист обрел известность только в родном Ташкенте, а на покорение Москвы ему понадобилось несколько лет. Ключевую роль в становлении Вержбицкого сыграл Тимур Бекмамбетов. Режиссер открыл Виктора Александровича для кино, задействовав его в картине «Пешаварский вальс» и в паре рекламных роликов.
Сотрудничество товарищей продолжилось и принесло обоим успех. Узнавать Вержбицкого на улице прохожие стали после роли Завулона в «Ночном дозоре». Со временем режиссеры поняли, что лучшего «кандидата в злодеи» не найти, так что роли отрицательных героев посыпались на актера. Но радовала ли его перспектива постоянно играть негодяев?
Окружающие полагали, что не только на экране, но и в реальности звезду преследовали мистические события. Так похож ли Вержбицкий на своих загадочных персонажей?
ИЗ ТАШКЕНТА — В МОСКВУ
Виктор Александрович обязан красивой фамилией прадеду, коренному поляку из Кракова. Однако сам будущий артист родился и вырос не в Европе, а в солнечном Ташкенте. Детство он буквально провел за кулисами театра: бабушка трудилась костюмером. Ребенку казалось, что на сцене происходит настоящая магия, и с ранних лет он мечтал стать частью волшебного мира актеров.
«Театр так органично вошел в мою жизнь, что выбора, по сути, не было. Я не представлял себя вне его стен. С одной стороны, это хорошо — не было метаний, терзаний и поиска пути. С другой — кто знает, может, я смог бы реализовать себя в чем-то другом? Хотя мое нынешнее положение говорит о том, что в итоге я все сделал правильно. Я доволен своим выбором», — рассуждал спустя годы артист.
Окончив школу, Вержбицкий поступил на актерский факультет театрального института родного города. Здесь студент познакомился с учившимся на сценографа Тимуром Бекмамбетовым, который впоследствии оказал огромное влияние на развитие его карьеры.
Первой сценой для Виктора Александровича стали подмостки местного театра драмы. В течение 10 лет он перевоплощался в ключевых героев спектаклей «Чайка», «Калигула», «Полет над гнездом кукушки». В середине 90-х актер решился на кардинальную перемену: переезд в Москву. По признанию Вержбицкого, одним из инициаторов был Бекмамбетов, настойчиво зазывавший товарища в столицу.
Режиссер задействовал друга в картине «Пешаварский вальс», затем актер появился в рекламе в запоминающемся образе Николая I. Однако трудности поджидали на каждом шагу: во-первых, артисту было 37, и в таком возрасте начинать жизнь с нуля казалось тяжким бременем. Во-вторых, существовал фактор социальной неустроенности — банальное отсутствие жилья в столице и постоянного заработка.
«Когда перебрался в Москву, то, вполне естественно, никому не был нужен. Конечно, можно жить прошлыми успехами и заслугами и, сидя в коммуналке, просматривать свои старые театральные программки, рецензии и фотографии. Вспоминать, как все было, и оставаться на одном месте. Но жизнь хороша в развитии, и я для себя решил: нужно начать все заново, — делился Вержбицкий. — После главных ролей в Ташкенте я не гнушался выходить в Москве в массовке, играть слуг. Это нисколько меня не ущемляло».
УСПЕШНЫЙ ЗЛОДЕЙ
Постепенно позиции актера в Москве укрепились: его приняли в Новый драмтеатр под руководством Бориса Львова-Анохина, а позднее и в Et Сetera Александра Калягина. Славу же артисту принесли работы в кино. Все началось с роли адъютанта в «Сибирском цирюльнике», после которой на Вержбицкого обратили внимание режиссеры. Далее последовало участие в сериалах «Каменская» и «Марш Турецкого», персонаж Лефорта в «Тайнах дворцовых переворотов», Тимаркус в Gladiatrix Бекмамбетова.
К полюбившемуся зрителям после рекламы образу императора Николая Виктор Александрович вернулся в «Бедной Насте». И конечно, целую армию поклонников актер обрел после роли Завулона в «Ночном дозоре». С тех пор артисту постоянно предлагали играть отрицательных героев, хотя в реальности он был совсем не похож на злодея.
По словам актера, накопившийся негатив он передавал персонажу, словно вымещая на нем все дурное. Происходило своеобразное очищение, что представлялось артисту интересным. Еще одним плюсом стала узнаваемость: яркие отрицательные герои в исполнении Вержбицкого были незабываемы. Какие же роли он особенно ценил?
«Из того, что я сделал в кинематографе, знаменательными для меня стали «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и картина «12» Никиты Михалкова. После таких фильмов понимаешь, от чего тебе вести отсчет в кинопрофессии», — подчеркивал Виктор Александрович.
Стоит отметить также ярких персонажей, сыгранных актером в «Адмирале», «Черной молнии», «Инквизиторе». Соглашался артист и на участие в популярных проектах «Елки» и «На игре». Кроме того, он занимался озвучиванием мультфильмов: голосом Вержбицкого говорили Гюстав из «Отеля «Гранд Будапешт», Змей из «Сказа о Петре и Февронии», Галахад в ленте «Kingsman: Секретная служба».
«У меня есть небольшой опыт в мультфильмах, — скромничал Виктор Александрович. — Один из самых удачных — «Артур и месть Урдалака», который был сделан по книжке Люка Бессона. Это признал даже сам автор. Я дублировал именно Урдалака — кстати, в оригинальной версии его озвучивал Дэвид Боуи. Когда приезжал Бессон, мы с ним встречались, провели почти весь день вместе. Он был доволен моей работой».
Занятость в кино не могла не сказаться на театральной карьере актера. Так, в период с 2003 по 2005-й Вержбицкий вознесся на вершину популярности благодаря «Дозорам», «Личному номеру» и «Бедной Насте», и как раз тогда Александр Калягин исключил его из труппы, низведя до ранга приглашенных звезд. По мнению коллег, это произошло из-за нетерпимости Калягина к артистам, уделяющим много времени фильмам.
Карьера Вержбицкого от решения мэтра не пострадала: артист служил в Театре имени Пушкина, сотрудничал с «Ленкомом», «Школой современной пьесы» и МХТ имени Чехова. Также актер работал на телевидении — вел «Игру» на НТВ, цикл «Мистические истории с Виктором Вержбицким», ток-шоу «Рассудят люди», играл мага Фура в «Форте Боярд».
ЛИШЬ ПАРА СЛОВ О ЛИЧНОМ
Не только роли магов и участие в передачах о мистических событиях добавляли загадочности персоне Вержбицкого. Прежде всего, он создавал вокруг себя ореол таинственности тем, что отказывался говорить о сердечных делах. Так нашлось ли в жизни артиста место любви?
Известно, что актер женился дважды, но отношения с первой избранницей быстро изжили себя, несмотря на рождение общего сына Александра. Бывшая возлюбленная перебралась с ребенком в Израиль. Расстались супруги без скандалов, так что продолжили общаться.
Второй раз Вержбицкий связал судьбу с коллегой по цеху, бывшей актрисой. «Супруга уже давно работает в другой сфере, у нее свое дело. Но вообще, в целом, я с ней советуюсь, просто она уже довольно далека от профессии. Зато если речь заходит о гонорарах, жена — лучший советчик. Она у меня бизнес-леди как-никак», — шутил артист.
Хотя Виктор Александрович — представитель публичной профессии, его редко можно увидеть на громких мероприятиях. Самокритичный артист считает отказ от светской жизни едва ли не главным своим недостатком.
«Не могу избавиться от курения. А также, в силу своей работы, очень мало что делаю по дому. Может, это лень: улечься бы, поваляться, почитать, посмотреть телевизор. Не участвую ни в какой светской жизни по своей вине, — перечислял актер собственные минусы. — Приглашают на какую-нибудь презентацию, встречу в ресторане, премьеру. Я не иду. Может, это тоже лень, или присутствие на людях для меня — тоже работа. Там я не могу побыть самим собой и отключиться. Опять приходится трудиться, а иногда общаешься... с лицемерием. Но, с другой стороны, считаю, это часть моей профессии, а я ее от себя убираю, это плохо».
По материалам «Труд», «КП», cgg.ru.
Фото: Анатолий Ломохов/PhotoXPress.ru, Ledion-Media, Сергей Киселев/АГН «Москва», архив театра, кадры фильмов «Черная молния», «Тайны дворцовых переворотов», «Ночной дозор», «Турецкий гамбит»